Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

02.12.2024 Спектакль "Чайная" на фестивале "Виват, театр!" Геннадий Любич , Фестивальный вестник 26.08.2024 Человеколюбие по-китайски Екатерина Морозова , Журнал «Вопросы театра», 2024 №№ 1-2 05.07.2024 Спектакль "Чайная" в "Et Cetera" Павел Руднев , Театровидение 01.04.2024 Чаепитие длиною в жизнь Дмитрий Родионов , «Сцена», №2 (148), 2024 28.03.2024 "Я человек партийный": "Мандат" Н.Эрдмана в театре "ET Cetera" Валерия Терещенко, Арина Кокорина , Театрал 01.03.2024 "Чайная. Восточный аромат". Ольга Игнатюк , Театральная афиша столицы 28.01.2024 Калягин смотрит на восток. «Чайная» в театре Et Cetera Ангелина Веверис , ОколоТеатр 01.04.2023 В Московском театре «Et Cetera» режиссер Владимир Панков поставил комедию Николая Эрдмана Анастасия Плешакова , Комсомольская правда 31.03.2023 Цена личной свободы Нина Карпова , Театральная афиша столицы 26.03.2023 Марина Брусникина: Островский - по-настоящему живой автор. Потому что ничего не изменилось ни в людских характерах, ни в отношениях Ольга Штраус , Российская газета 21.03.2023 Театр заговорил со зрителем о проблеме домашнего насилия Елизавета Авдошина , Независимая газета 26.02.2023 Ода конформизму. Театр "Et cetera" отметил 30-летие премьерой "Мандата" Елизавета Авдошина , Независимая газета 06.02.2023 Театр Et Cetera предъявил «Мандат» Елена Федоренко , газета "Культура" 04.02.2023 Люди в лапше не тонут Слава Шадронов , livejournal /arlekin-/ 02.02.2023 Премьера спектакля "Мандат": как театр Et Cetera отметил свой юбилей Ольга Романцова , ТАСС 13.01.2023 17:15:00 Всегда актуальный Островский, или "О женской доли на Руси". Russia News 28.12.2022 А.Н. Островский. Между белым и черным Иван Иванов , Журнал "ДрамТеатр" 24.12.2022 Брусникина сыграла Островского по понятиям Сергей Щенников , портал "Вести Москвы" 07.09.2022 На лабутенах и мягких лапах Сергей Щенников , Вести Москвы 20.04.2022 Я поднимаю свой бокал Наталья Савватеева , Литературная газета 26.11.2021 17:00:00 Стакан воды... или Причины и следствия / "Стакан воды" в Театре "Et Cetera" Валентина Федорова , Страстной бульвар, 10 01.11.2021 Буря в дворцовых покоях Елена Губайдуллина , Театральная афиша столицы 12.10.2021 Дела сердечные важнее Европы. «Стакан воды» в театре Et Cetera Наталья Анисимова , Русский блоггер 10.10.2021 «Стакан воды» от Московского театра «Et Cetera» Виктория Смирнова , интернет-портал "Индекс Арт" 16.08.2021 Лекарство для души Жанна Филатова , Театральная афиша столицы 28.10.2020 Живем и будем жить Екатерина Морозова , Театральная афиша столицы 31.01.2020 Люди, не убивайте друг друга Елена Жатько , Газета "Экран и сцена" 01.01.2020 Принять и простить Нина Карпова , Театральная афиша столицы 20.12.2019 Пропала Россия Лариса Каневская , Интернет-журнал "Мнение" 18.12.2019 Обыватель в эпоху стабильности Ольга Федянина , газета "Коммерсант" 17.12.2019 В начале конца Павел Руднев , Петербургский театральный журнал 24.11.2019 Березовский в Калягинске Нелли Закирова , радио "Эхо Москвы" 01.11.2019 Утраченные иллюзии Ольга Игнатюк , Театральная афиша столицы 25.10.2019 Спектакль «Моя жизнь» по Чехову показали в театре «Et Cetera» Ольга Хохрякова , Мир новостей 25.10.2019 По ком звонит… телефон Светлана Шунейко , Комсомольская правда (Калининград) 11.10.2019 В театре Калягина поставили «Мою жизнь» Чехова Александр Трегубов , Московский комсомолец 04.07.2019 Все так, как вы хотите видеть Екатерина Дмитриевская , Экран и сцена 28.05.2019 СТС Кузбасс: актёры театра "Et Cetera" побывали на лучшем угольном предприятии Кузбасса СТС Кузбасс 01.04.2019 Секрет ее молодости Амалия Абазян , Театральная афиша столицы 01.03.2019 «Дай же ты всем понемногу…» Наталья Старосельская , Страстной бульвар, 10 01.03.2019 Не буди лихо Ольга Смирнова , Театральная афиша столицы 15.02.2019 Ваше благородие, господин юбиляр Екатерина Дмитриевская , Экран и сцена 13.02.2019 Премьера комедии «Утро туманное» состоялась в театре Et Cetera Анжелика Заозерская , Вечерняя Москва 05.02.2019 Туманность Рустама: Соавтор "Белого солнца пустыни" поставил пьесу в "Et Cetera" Ирина Корнеева , Российская газета 19.12.2018 Онлайн – на одном дыхании Максим Замшев , Литературная газета 06.12.2018 В театре Калягина придумали опасную игру с мобильниками Феликс Грозданов , Дни.ру 24.10.2018 «Ничего не известно наверняка!» Марина Токарева , Новая газета 23.10.2018 Как в «Et Cetera» делают публику из артистов Максим Замшев , Литературная газета 19.10.2018 Адольф Шапиро поставил неизвестную пьесу Пиранделло, где все слегка безумны Светлана Хохрякова , Московский комсомолец 17.09.2018 Гоголь и «Ревизор» московской школы в Театре Аргентина Родольфо ди Джаммарко , La Repubblica di Roma («Римская республика») 17.09.2018 Версия "Ревизора" Гоголя на сцене театра "Аргентина" Риккардо Ченчи , Eurocomunicazione 16.09.2018 Приехал ревизор. Он стар, обездвижен и сидит в инвалидной коляске. Энрико Фьоре , CONTROSCENA.NET 16.09.2018 В Рим приехал "Ревизор"! Нива Миракян (Рим) , Российская газета - Федеральный выпуск №7670 (207) 14.09.2018 Версия с Александром Калягиным и актерами труппы Московского театра «Et Cetera» Марикла Боджо , Criticateatrale.net 12.07.2018 Кто в замке король? В театре у Александра Калягина Татьяна Москвина , Аргументы Недели 23.05.2018 Лабардан по-московски Мария Кингисепп , Вечерний Санкт-Петербург 01.05.2018 Некто странной наружности Елена Омеличкина 16.03.2018 Когда хочется жить... Наталья Сажина , ТЕАТРОН 22.01.2018 Праздничный Ренессанс на сцене Et Cetera Любовь Лебедина , Деловая Трибуна 18.01.2018 Любов във време на нелюбов с Морфов в Москва Майя Праматарова , Площад Славейков 07.01.2018 Игра на живот и смърт по Морфов Майя Праматарова , ОБАЧЕ 27.12.2017 Короткие дороги любви во время чумы БКИ МОСКВА 01.09.2017 Страшный Суд был вчера Наталия Каминская , журнал "Сцена" №4 29.08.2017 Эльза плюс Василий – любовь: Людмила Дмитриева и Евгений Стеблов – в главных ролях. Анжелика Заозерская , Вечерняя Москва 20.08.2017 Старик и горе Ирина Удянская , WATCH 16.08.2017 К нам приехал "Ревизор.Версия": Александр Калягин предстал в образе инфернального Хлестакова Слава Шадронов , Окно в Москву 21.06.2017 Ревизор приходит дважды Елизавета Авдошина , Независимая газета 18.06.2017 Хлесткий Хлестаков Андрей Максимов , Российская газета 07.06.2017 Александр Калягин прикинулся Ревизором Анастасия Плешакова , Комсомольская правда 06.06.2017 Последний день города N: Как пьесу Гоголя «Ревизор» превратили в «Карточный домик» Анна Гордеева , Lenta.ru 05.06.2017 «А рыба была хороша!» Марина Токарева , Новая газета 01.06.2017 Александр Калягин побил рекорды, сыграв в 75 лет молодого Хлестакова Марина Райкина , Московский комсомолец 31.05.2017 По щучьему велению и именному повелению: Александр Калягин сыграл Хлестакова Ольга Егошина , Театрал 22.05.2017 «Ревизор. Версия» Филипп Резников , Rara Avis 20.04.2017 Мы, нижеподписавшиеся Андрей Максимов , Театрал 24.01.2017 Никогда не разговаривайте с деревьями: "Лодочник" в театре "Et Cetera" Татьяна Филиппова , Театральная Афиша 16.12.2016 Комедия с горьким привкусом неприглядной правды Анжелика Губина , Вечерняя Москва 25.10.2016 Сладко-кислая премьера в театре «Et Cetera» Алексей Филиппов , Кино-театр 23.10.2016 Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Премьера спектакля «Лодочник» Анна Макрищева , DailyCulture 01.03.2016 Мы оплачем не спеша малыша-карандаша: «Утиная охота» В.Панкова в Московском театре «Et Cetera» Евгений Авраменко , Петербургский театральный журнал 18.12.2015 Миф о "лишнем" человеке Наталия Каминская , журнал "Сцена", №6 (98) 2015 13.11.2015 О чем волнуются подруги?: "Всё о женщинах" в театре Et Cetera Зоя Апостольская , Российская газета 12.11.2015 Вампилов в жанре саундрамы Галина Снопова , Московская правда 09.11.2015 Как забыть кафе «Незабудка»? Ольга Егошина , Новые Известия 01.11.2015 Паршивая шутка Елена Губайдуллина , Театральная афиша 05.10.2015 "Же сюи инженер Зилов: "Утиная охота" в театре "Et Cetera" Елена Дьякова , "Новая Газета" 19.09.2015 Утиный сюр Мария Юрченко , Радио "Орфей" 18.09.2015 "Утиная охота": Жизнь, в сущности, проиграна" Алексей Филиппов , "КиноТеатр" 10.09.2015 Утиная охота Наталья Витвицкая , "Ваш досуг" 02.06.2015 Мелихово. Чехов Павел Подкладов , Страстной бульвар, 10 01.06.2015 От Таганрога до Мелихова Ольга Игнатюк , Театральная афиша 04.04.2015 «Старшая сестра» подалась в хиппи Радио "Шансон" 24.03.2015 Наш Чехов Галина Снопова , Московская правда 01.03.2015 Ай-да Пушкин Ирина Алпатова , "Театральная афиша" 20.02.2015 РАЗДВОЕНИЕ ТРОНА: «Борис Годунов» в Московском театре «ЛЕНКОМ» (пост. К.Богомолов) и Московском театре «Et Cetera» п/рук. А.А. Калягина (реж. П.Штайн). Ирина Решетникова , "Диалог искусств" 01.02.2015 Блеск и нищета тоталитаризма Марина Квасницкая , "Театральная афиша" 28.01.2015 Петер Штайн предупреждает: не надо русской крови Марина Тимашева , "Трибуна" 21.01.2015 Про кровавого мальчика Наталья Витвицкая , "Ваш досуг" 20.01.2015 Премьера "Бориса Годунова": похождения кровавого мальчика Марина Райкина , "Московский комсомолец" 20.01.2015 О настоящей беде Ольга Егошина , "Новые известия" 19.01.2015 Петер Штайн под шапкой Мономаха Елена Дьякова , "Новая газета" 19.01.2015 Пиетет не может быть главным мотивом режиссера Григорий Заславский , "Независимая газета" 19.01.2015 Карт-бланш. Черный вертеп русской истории Владимир Колязин , "Независимая газета" 19.01.2015 Наряд безмолвствует. Роман Должанский , "Коммерсант" 18.01.2015 Искушение пушкинской тайной Алена Карась , "Российская газета" 13.11.2014 Сердцу не прикажешь Екатерина Дмитриевская , "Экран и сцена" 24.10.2014 Спектакль «Сердце не камень» театра А. Калягина ET CETERA. Почему Александр Островский актуален во все времена? Михаил Берсенев , Школа жизни.ру 07.10.2014 Жизнь человеческого тела Ирина Алпатова , "Театрал" 05.10.2014 В театре Et Cetera состоялся пресс-показ спектакля "Сердце не камень". "Чеховед" 30.09.2014 В театре Калягина состоялась премьера спектакля "Сердце не камень" Анжелика Сафронова , Мир24 02.09.2014 Как молоды мы были Ирина Алпатова , «Театральная Афиша» 02.07.2014 'Elder Sister' Shows Soviet Writer Volodin's Subtlety John Freedman , «The Moscow Times» 09.06.2014 Советское совершенное Наталья Витвицкая , VashDosug.RU 02.06.2014 Веселые, крикливые, со словами Володина на устах Григорий Заславский , «Независимая газета» 28.05.2014 Вперед в 60-е Иван Шипнигов , «Вечерняя Москва» 17.04.2014 Когда антиутопия становится реальностью Анжелика Сафронова , Радио «Мир» 19.02.2014 Ошибки без срока давности «Женский шарм» 01.02.2014 Театр Et Cetera п/р А. Калягина. У. Шекспир. «Комедия ошибок» Ольга Фукс , «Театральная афиша» 16.01.2014 Грузинский десант высадился у Калягина Любовь Лебедина , «Трибуна» 10.01.2014 В Et Cetera снова взялись за Шекспира Алена Карась , «Российская газета» 19.12.2013 Ошибочка вышла Анна Чужкова , Газета «Культура» 12.12.2013 «Комедия ошибок»: веселый шум Наталья Витвицкая , «Ваш досуг» 11.12.2013 Премьера "Комедии ошибок" Шекспира в Московском театре Et Cetera Ольга Подкопаева, Алексей Куренков , «Голос России» 11.12.2013 Счастливый конец опасной истории Анна Чепурнова , «Вечерняя Москва» 11.12.2013 Роберт Стуруа ошибся комедией Марина Шимадина , «Известия» 11.12.2013 "Комедия ошибок", или путь к самому себе Рита Болотская , «Голос России» 11.12.2013 Роберт Стуруа в театре Et Cetera: путаница по-шекспировски Вера Копылова , РИА Новости 10.12.2013 Роберт Стуруа представит "Комедию ошибок" в Еt Cetera РИА Новости 10.12.2013 К юбилею Шекспира Роберт Стуруа поставил "Комедию ошибок" в московском театре Et Cetera Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 12.11.2013 Девятнадцатый век растворяется в двадцать первом. В театре Et Сetera Николай Корнацкий , портал Musecube 23.05.2013 История одного безумства Анжелика Сафронова , 24МИР 22.05.2013 «Пятый элемент» Лопе де Вега Елена Вилле , Радио «Мир» 05.03.2013 Мюзикл Продюсеры. «Гитлер, он же еге-гей!» ПОЛИНА ПЕТЛИНА , BESTOFLIFE 18.12.2012 На сцене театра «Et Cetera» представлена обновленная постановка Роберта Стуруа «Звездный мальчик» Новости культуры 15.12.2012 Премьера «Звездного мальчика» по Уайльду прошла в столичном театре Мария Ганиянц , РИА Новости 06.10.2012 Здравствуйте, я ваша смерть Анна Чужкова , «Культура» 04.10.2012 Ничего себе местечко для Калягина Геннадий Демин , «Трибуна» 04.10.2012 «Ничего себе местечко для кормления собак» сосредоточен на опустошении Джон Фридман , The Moscow Times 02.10.2012 Ни конца, ни света Роман Должанский , Газета "Коммерсантъ" 01.10.2012 Место хорошее… Григорий Заславский , «Независимая газета» 01.10.2012 Конец собачьей жизни Наталья Каминская , «Итоги» 01.10.2012 «Ничего себе местечко для кормления собак»: шок на ровном месте Наталья Витвицкая , «Ваш Досуг» 28.09.2012 Ничего себе комедия Николай Берман , Газета.ру 27.09.2012 Александр Калягин сыграл «торговца смертью» Журнал «Театрал» 13.07.2012 Мадам Эвридика от черта вернется / "Орфей" (Театр "Et cetera") Владимир Анзикеев , Журнал «Страстной бульвар 30.05.2012 Буря - месть и прощение Цви Горен , "Вести-Тель-Авив" 07.05.2012 Неласковый зверь Мария Седых , «Итоги» №19 06.04.2012 Измученный и скучный зверь Ирина Алпатова , «Культура» 02.04.2012 «Драма на охоте»: смертельная доза Наталья Витвицкая , «Ваш Досуг» 31.03.2012 Спектакль Антона Яковлева «Драма на охоте» показали в «Et cetera» Анна Банасюкевич , РИА Новости 12.03.2012 «Моя Марусечка» Ирина Алпатова , Газета «Культура» 02.03.2012 Просто Маруся Ирина Алпатова , «Культура» 01.03.2012 В деревне Гадюкино дожди Ирина Анисимова , «Театрал» 09.02.2012 У Калягина в театре Et Cetera премьера спектакля «Моя Марусечка» Дина Радбель , «Фамильные ценности» 06.02.2012 «Моя Марусечка»: душевный спектакль Марины Брусникиной Наталья Витвицкая , «Ваш Досуг» 06.02.2012 Сопрано под транзистор Елена Ларина , Голос России 06.02.2012 Марусечкино царство Ирина Анисимова , «Новые Известия» 03.02.2012 Марина Брусникина устроила разговор по душам в театре «Et Сetera» Новости телеканала «Культура» 01.01.2012 «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» Жанна Филатова , "Театральная Афиша" 14.12.2011 Поговорим о странностях смерти Ольга Егошина , «Новые Известия» 30.11.2011 А Родиона Романовича не узнали Григорий Заславский , «Независимая газета» 17.11.2011 «Четвертая стена» за спиной Копылова Марина , «Страстной бульвар 15.11.2011 «Похождения Шипова»: лакеи начинают и выигрывают Наталья Витвицкая , «Ваш досуг» 26.10.2011 «Орфей»: смерть поэта Наталья Витвицкая , «Ваш досуг» 05.10.2011 «Буря» Наталья Витвицкая , «Ваш досуг» 27.01.2011 ПЕЧАЛЬНАЯ ФЕЕРИЯ Екатерина Дмитриевская , «Экран и сцена» 01.12.2010 «БУРЯ» В Еt Cetera Ольга Коршунова , «Сцена» №4 (66)2010 01.12.2010 «Буря». Уильям Шекспир Мария СПЕРАНСКАЯ , «Театральная касса» 11.11.2010 Sturua at His Creative Best in One-Act 'Tempest'/Стуруа и его лучшее творчество в одноактной «Буре» John Freedman/Джон Фридман , «The Moscow Times» 01.11.2010 «И золотые облака мне снятся» Наталья Казьмина , «Планета Красота» 15.10.2010 Буря и штиль в театре Александра Калягина Ольга Галахова , РИА Новости 07.10.2010 Калягин прощает врагов Любовь Лебедина , «Трибуна» 02.10.2010 Меланхоличная «Буря» Ольга Фукс , «Вечерняя Москва» 01.10.2010 Душевная «Буря» Роберта Стуруа Марина Давыдова , «Известия» 30.09.2010 Конец сказки Алена Карась , "Российская газета" 29.09.2010 Александр Калягин сыграл Просперо Алла Шендерова , OpenSpace.ru 29.09.2010 Иллюзия «Бури» Марина Токарева , «Новая газета» 29.09.2010 Дух прощенья Ольга Егошина , «Новые Известия» 27.09.2010 Цирк с Шекспиром Роман Должанский , Газета «Коммерсантъ» 12.05.2010 «Надежда, Вера и Любовь»: сочинение ко Дню Победы Анастасия Калачева , «Ваш досуг» 08.05.2010 В Московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина долгожданная премьера - «Надежда, вера и любовь» КАНАЛ ТВЦ 01.05.2010 «Олеся» Марина Квасницкая , "Театральная касса" 01.01.2010 Вампука по-американски Екатерина Дмитриевская , «Экран и сцена» 29.12.2009 М. Брукс «Продюсеры» Алиса Никольская , «Театральная афиша» 12.11.2009 Власть тьмы Ольга БЫЧКОВА , Газета «Культура» №№43-44 (7707) 28.10.2009 Нашествие Олеси Алёна Карась , "Российская газета" 03.07.2009 Алексей Кортнев осовременил «Продюсеров» Андрей Князев , «Мир Новостей» 18.06.2009 Продюсеры тоже плачут Дмитрий Морозов , Газета «Культура» 02.06.2009 «Весна для Гитлера» в России Марина Тимашева , Радио Свобода 02.06.2009 Если бы Чехов запел... «Российская газета» 01.06.2009 Самый веселый мюзикл в Москве Григорий Заславский , «Независимая газета» 31.05.2009 «Секрет» успеха Et Cetera Екатерина Кретова , «Московский комсомолец» 31.05.2009 Самый успешный мюзикл Бродвея «Продюсеры» собирает аншлаги в Театре под руководством Калягина Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 15.05.2009 «Продюсеры» полны остроумия Василий Козлов , "Музыкальная правда" 30.04.2009 Over-the-Top 'Producers' Brings In the Laughs/«Продюсеры» – самые лучшие и смешные John Freedman/Джон Фридман , «The Moscow Times» 25.12.2008 Не проходите мимо Ирина Алпатова , Газета "Культура" 18.12.2008 Проплывающий мимо грязи Ольга Галахова , "Независимая газета" 18.12.2008 Дыхание любви Ольга Егошина , "Новые известия" 27.11.2008 Игра наверняка, или Наш Joker Бертман Александр Соколянский , "Время МН" 03.11.2008 В театре «Et Cetera» - самая необычная премьера сезона "ТВ Центр" 03.11.2008 Две свадьбы и сплошные похороны Алена Данилова , akado.com 14.04.2008 Техника не подвела Григорий Заславский , "Независимая газета" 14.03.2008 Пророчества Брэдбери сбылись Борис Тух , "День за днем" 20.02.2008 Обед с Дантесом Мария Седых , "Итоги" 08.02.2008 Fighting the Flames/В борьбе с пламенем Джон Фридман , «The Moscow Times» 01.01.2008 Играем Брэдбери Нина Агишева , "Огонек" 28.12.2007 Пожар в Et cetera Алена Карась , "Российская газета" 27.12.2007 Пожар способствовал Наталия Каминская , "Культура" 27.12.2007 В чем ошибся Рей Брэдбери Марина Давыдова , "Известия" 27.12.2007 Предупреждение интеллектуалам Владимир Колязин , "Независимая газета" 25.12.2007 Разлинованный Брэдбери Алла Шендерова , "Коммерсантъ" 20.12.2007 В театре «Et Cetera» поставили Брэдбери Андрей Протасов , Телеканал "Культура" 02.10.2007 Компаньоны: в театре Et Cetera показали, как принято в России людей дурачить Людмила Беширова , "Наш фильм" 27.09.2007 Старая драма Григорий Заславский , "Независимая газета" 20.09.2007 Бабушка-крестьянка Ирина Алпатова , "Культура" 18.09.2007 Сельская идиллия Анна Гордеева , "Время новостей" 17.09.2007 «Компаньоны» А. Галина в театре “Et cetera”, реж. Александр Галин Вячеслав Шадронов 27.07.2007 Thrills, Farce and Dramatic Coups / Сенсации, фарсы и драматические перевороты Джон Фридман , "The Moscow Times" 11.04.2007 Зола и пламень Любовь Лебедина , "Литературная газета" 09.04.2007 Дальше — молчание... Ольга Галахова , "Независимая газета" 06.04.2007 Connected by Blood / Связанные кровью Джон Фридман , "The Moscow Times" 01.04.2007 Испивший жизнь до дна Алиса Никольская , "Театральная касса" 27.03.2007 Любит/не любит Марина Зайонц , "Итоги" 27.03.2007 INCENDIES. Et Cetera Вера Румянцева 23.03.2007 Средний палец Михаила Угарова Евгения Шмелева , "Театральные Новые Известия" 23.03.2007 Дорогой «Пожаров» Марина Токарева , "Московские новости" 22.03.2007 У них любят погорячее Наталия Каминская , "Культура" 21.03.2007 Эдипов комплекс преодолен Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 19.03.2007 История нового Эдипа Алена Карась , "Российская газета" 19.03.2007 Громче, еще громче Глеб Ситковский , "Газета" 19.03.2007 Женщина, спой Олег Зинцов , "Ведомости" 19.03.2007 Не страшно Ольга Егошина , "Новые известия" 17.03.2007 Режиссер сгорел на работе Роман Должанский , "Коммерсантъ" 17.03.2007 История одной смерти Марина Райкина , "Московский комсомолец" 16.03.2007 «Пожары» в театре “Et Cetera” Анна Остерман , Телеканал "Культура". Новости 01.03.2007 Человеческое лицо терроризма Ольга Нетупская , "Страстной бульвар 01.03.2007 Трудности перевода Наталья Казьмина , "Планета Красота" 28.02.2007 Другая сторона луны Ксения Ларина , "Театрал" ("Театральные Новые известия") 22.02.2007 The Fog of Revolution / Туман революции Джон Фридман , "The Moscow Times" 15.02.2007 Подавленные и возбужденные Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 12.02.2007 Самое важное Марина Зайонц , "Итоги" 08.02.2007 Быть знаменитым несерьезно Наталия Каминская , "Культура" 07.02.2007 Барабаны в ночи Кристина Матвиенко , "TimeOut" 05.02.2007 Пора на дачу? Дмитрий Быков , "Собеседник" 05.02.2007 Подавлен — значит возбужден Марина Давыдова , "Известия" 05.02.2007 Вихри враждебные Елена Сизенко , "Итоги" 02.02.2007 Backstage Confessions / Закулисные признания Джон Фридман , "The Moscow Times" 02.02.2007 Александр Калягин. Verbatim Григорий Заславский , "Независимая газета" 01.02.2007 Подавление без возбуждения Юлия Черникова , "Утро.ru" 01.02.2007 Калягин «подавляет и возбуждает» Любовь Лебедина , "Труд" 01.02.2007 Исповедь в концертном исполнении Алле Шендерова , "Коммерсантъ" 01.02.2007 Как и жизни тысяч других Анна Гордеева , "Время новостей" 01.02.2007 Барабанная оторопь Ирина Алпатова , "Культура" 31.01.2007 «Спартак» в багровых тонах Глеб Ситковский , "Газета" 30.01.2007 Брехт мимо времени Марина Давыдова , "Известия" 26.01.2007 Кафе «Отечество» Анна Гордеева , "Время новостей" 17.11.2006 Journey Into Darkness John Freedman , "The Moscow Times" 27.10.2006 Бегство от обмана Елена Губайдуллина , "Театрал" 25.10.2006 По кайфу Марина Зайонц , "Итоги" 19.10.2006 Театр начинается с морфия Марина Райкина , "Московский комсомолец" 16.10.2006 Октябрь. Московские театральные премьеры Елена Дьякова , "Новая газета" 13.10.2006 Про «Морфий» написали оперу Майя Мамаладзе , Полит.ру 12.10.2006 Глюки Верди Наталия Каминская , "Культура" 11.10.2006 Партитура экстаза и ломки Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 09.10.2006 Морфий Вера Павлова , "TimeOut" 09.10.2006 Не колись Ольга Галахова , "Независимая газета" 06.10.2006 Лекарство от тоски Алена Карась , "Российская газета" 05.10.2006 «Морфий» — премьера в театре “Et Cetera” Дарья Ли , Радио "Маяк" 05.10.2006 Режиссерская доза Роман Должанский , "Коммерсантъ" 08.06.2006 Сожженные письма Алиса Никольская , "Взгляд" 06.04.2006 Загадка Ивана Павловича Майя Мамаладзе , "Полит.ру" 31.03.2006 Behind Closed Doors / За закрытыми дверями Джон Фридман , "The Moscow Times" 27.03.2006 Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля… Елена Ковальская , "Афиша" 23.03.2006 Есть ли жизнь после классики? Наталия Каминская , "Культура" 20.03.2006 Конец историйки Дина Годер , "Экперт" 17.03.2006 Сюжет предан анафеме Григорий Заславский , "Независимая" 16.03.2006 Хороший конец под рельсами Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 16.03.2006 Вдруг без друга Роман Должанский , "Коммерсантъ" 10.03.2006 Сюжет из газеты Григорий Заславский , "Независимая газета" 15.04.2005 Deadly Sins John Freedman , "The Moscow News" 07.04.2005 Торжество невысшего суда Валерий Золотухин , "Полит.ру" 07.04.2005 Сухово без Кобылина Ольга Галахова , "Независимая газета" 07.04.2005 Тени забитых предков Наталия Каминская , "Культура" 06.04.2005 У Калягина уморили Тарелкина Полина Ерофеева , "Собеседник" 04.04.2005 Мцырь в полосочку Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 04.04.2005 Еt cetera в полосочку Алена Карась , "Российская газета" 04.04.2005 Смерть в полосочку Ольга Егошина , "Новые Известия" 04.04.2005 У него люди в полосочку Марина Давыдова , "Известия" 04.04.2005 Вся Россия — наш ад Глеб Ситковский , "Газета (Gzt.Ru)" 04.04.2005 У вас спина полосатая Олег Зинцов , "Ведомости" 04.04.2005 Русь полицейская Александр Соколянский , "Время новостей" 02.04.2005 Полосатый фарс Роман Должанский , "Коммерсантъ" 01.04.2005 Главное событие сезона — смерть Алла Верди , "Газета.ru" 01.04.2005 Кто твои сообщники? Дина Годер , "Газета.ru" 22.03.2005 Смерть Тарелкина Екатерина Рябова , "Афиша" 01.01.2005 О некоторых загадках… Ольга Нетупская , "Планета Красота" 11.06.2004 Соло для магнитофона с артистом Людмила Печерская , "Украина и мир сегодня" 01.04.2004 Париж, как много в этом звуке Марина Барешенкова , "Театральная касса" 24.10.2003 Getting Back to Basics in Racy Plays John Freedman , "The Moscow Times" 15.10.2003 В театре “Et Cetera” стреляли Григорий Заславский , "Независимая газета" 09.10.2003 Если стрелять — то сразу! Наталия Каминская , "Культура" 08.10.2003 Всегда в позитиве Алла Верди , www.utro.ru 08.10.2003 Стрельба по особым правилам Алексей Филиппов , "Известия" 06.10.2003 Свиные ножки в До-Mажоре Светлана Осипова , "Московский комсомолец" 17.05.2003 Провокации et cetera Дмитрий Чепурных , "Зеркало недели" 28.01.2003 Оглянуться — и не узнать себя Ольга Егошина , "Первое сентября" 29.11.2002 Sturua’s «Last Tape» Poignant, But Not Potent John Freedman , "The Moscow Times" 21.11.2002 Гроссмейстер Елена Ямпольская , "Новые Известия" 21.11.2002 Метафизическая свалка Мария Львова , "Вечерний клуб" 21.11.2002 Пропала жизнь Глеб Ситковский , "Алфавит" 15.11.2002 New Director’s Achievement is in His Ambition John Freedman , "The Moscow Times" 15.11.2002 Парадокс об актере Марина Давыдова , "Консерватор" 14.11.2002 Я мог быть счастлив! Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 14.11.2002 «Ночь уже близка…» Александр Строганов , "Независимая газета" 14.11.2002 Магнитофон и песня без слов Наталия Каминская , "Культура" 14.11.2002 Одинокий голос человека Майя Одина , "Еженедельный журнал" 12.11.2002 Метаморфозы «вкрадчивого» Алена Карась , "Российская газета" 11.11.2002 Юбилейный абсурд Роман Должанский , "Коммерсантъ" 08.11.2002 Страдания скучны Мария Хализева , "Вечерний клуб" 06.11.2002 Характер нордический Наталия Каминская , "Культура" 04.11.2002 Сонные игры Роман Должанский 01.10.2002 Иллюзия грязи Александр Соколянский 01.05.2002 Пигмалион и Лизка Дулина Галина Снитовская , "Музыкальная жизнь" 23.02.2002 Не форсируйте фарс! Ольга Егошина , "Версты" 18.02.2002 Как важно быть несерьезным Глеб Ситковский , "Ваш досуг" 15.02.2002 Long Live the King of Crank Comedy John Freedman , "The Moscow Times" 02.02.2002 Зловещий шут, резвящийся тиран. Наталия Балашова , "Московская правда" 01.02.2002 Папаша-кураж Елена Ковальская , "Афиша" 31.01.2002 Тетка Чарлея опять сыграла вождя Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 24.01.2002 Фарс написан, фарс и поставлен Мария Львова , "Вечерний клуб" 24.01.2002 Отвязанно гремит словами бранными широкая арена Наталия Каминская , "Культура" 23.01.2002 Прекрасные оттенки дерьма Роман Должанский , "Коммерсантъ" 23.01.2002 Нам не страшен Бармалей Марина Давыдова , "Время новостей" 16.11.2001 Мюзикл в погоне за пропиской Ольга Рахаева , "Вечерний клуб" 15.11.2001 Сюжет удался Дина Годер , "Еженедельный журнал" 15.11.2001 [“Marquee” Column] John Freedman , "The Moscow Times" 13.11.2001 Его прекрасная леди Юлия Рахаева , "Известия" 13.11.2001 Леди с большой платформы Роман Должанский , "Коммерсантъ" 12.11.2001 Russian сам себе страшен Марина Давыдова , "Время новостей" 15.03.2001 Здравствуйте, я ваш Калягин! Женя Лейзен , "МК" в Нижнем Новгороде 19.05.2000 Шейлок в виртуальном мире Наталия Балашова , "Московская правда" 05.05.2000 «Shylock» Is Rich and Poor John Freedman , "The Moscow Times" 02.05.2000 И Шейлок чувствовать умеет Нина Агишева , "Московские новости" 29.04.2000 Бессонница на скотном дворе Глеб Ситковский , "Вечерний клуб" 27.04.2000 …Нет правды на земле. Но правды нет и выше Наталия Каминская , "Культура" 27.04.2000 Они — венецианцы Мария Седых , "Общая газета" 26.04.2000 У кого чего болит, тот о том не говорит Дина Кирнарская , "Время MН" 25.04.2000 Толкование сновидений Олег Зинцов , "Ведомости" 25.04.2000 Это не сон Майя Одина , "Сегодня" 24.04.2000 Меловая звезда Давида Григорий Заславский , "Независимая газета" 24.04.2000 Пьеса о невозвращенном кредите Роман Должанский , "Коммерсантъ" 23.03.2000 Шейлок с компьютером Ольга Коршунова , "Новая газета" 01.03.2000 Что за комиссия, создатель? Евгения Тропп , "Петербургский театральный журнал" 01.03.2000 Не хочу быть взрослым Ольга Галахова , "Дом Актера" 28.02.2000 Игра любви и случая Екатерина Дмитриевская , "Экран и сцена" 19.02.2000 Выходить замуж трудно, но забавно Ольга Егошина , "Вечерний клуб" 15.02.2000 В мире сказочных грез Алексей Гончаренко , "Московская правда" 04.02.2000 Тетушка раскрыла тайну Эдуард Графов , "Век" 01.02.2000 Было весело и смешно Елена Мовчан , "Искусство" №6 14.01.2000 Рождество, волшебство, еt cetera Анастасия Горская , "Народная газета" 29.10.1999 «Quixote» Cause to Celebrate John Freedman , "The Moscow Times" 28.10.1999 Новый романтик Санчо Панса Илья Огнев , "Общая газета" 15.10.1999 Рыцарь печального имиджа Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 14.10.1999 Последнее искушение Дон Кихота Павел Руднев , "Независимая газета" 14.10.1999 Дон Идиот Арсений Суховеров , "Неделя" 08.10.1999 Путешествие из реальности в миф Марина Давыдова , "Время МН" 08.10.1999 Александр Калягин дорос до Дон Кихота Роман Должанский , "Коммерсантъ" 01.07.1999 За синей птицей Марина Гаевская , "Экран и сцена" №28 01.06.1999 Грустная реальность со сказочным концом Наталия Балашова , "Московская правда" 17.05.1999 Конкурсанты третьего тысячелетия Борис Поюровский , "Вечерняя Москва" 14.05.1999 «Competition» Short on Challenge John Freedman , "The Moscow Times" 31.10.1998 Злоумышленник в костюме от Кардена Галина Пырьева , "Народная газета" 25.06.1998 Параллели и перпендикуляры Наталия Каминская , "Культура" 23.06.1998 Между сновидением и фильмом-катастрофой Наталия Колесова , "Вечерняя Москва" 01.06.1998 Жизнь есть сон Наталия Колесова , "Театральный курьер" 01.06.1998 Сон о чести и справедливости Марина Благонравова , "Экран и сцена" 25.05.1998 Германский принц стал томным самураем Александр Соколянский , "Неделя" 21.05.1998 Two Sides of Kharikov's Hip Design John Freedman , "The Moscow Times" 11.12.1997 Не так все серьезно Александра Васильева , "Экран и сцена" №50 01.12.1997 Это не ремесло Наталья Крымова 14.11.1997 Главное - жить "не хуже людей" "Подмосковные известия" 01.10.1997 Играем Шекспира Валентина Горшкова , "Московская правда" 01.10.1997 Собиратель пустейших пустяков Юрий Фридштейн , "Экран и сцена" 27.09.1997 Шоу про Шекспира Виктория Никифорова , "Русский телеграф" 09.09.1997 Et Cetera Opens Home With "Lady"/Et Cetera открывает свой дом «Смуглой леди» Джон Фридман , "The Moscow Times" 01.09.1997 Про Шекспира, которого могло и не быть Александр Иняхин , Газета "Век" 28.03.1996 Мольер. «Лекарь поневоле» Ирина Зверева , "Общая газета" 20.02.1996 Как во времена Мольера Наталия Балашова , "Московская правда" 06.07.1995 Там, за горизонтом Александр Шевляков , "Подмосковные известия" 10.06.1995 Дальние страны калягинцев Ольга Фукс , "Вечерний клуб" 01.06.1995 Там, «за горизонтом»… Юрий Фридштейн , "Общая газета" 17.05.1995 Жизнь за горизонтом Ирина Алпатова , "Культура" 11.05.1995 Дорога к самому себе Ирина Зверева , "Экран и сцена" 14.04.1995 За горизонтами наших душ Наталия Балашова , "Московская правда" 04.02.1995 Против течения Ирина Алпатова , "Культура" 02.02.1995 Обман? Предательство? Измена… Юрий Фридштейн , "Экран и сцена" 20.01.1995 В вихре вальса Марина Зайонц , "Сегодня" 15.09.1994 Сочетание несочетаемого Юрий Фридштейн , "Экран и сцена" 16.07.1994 Руководство для желающих жениться Александр Шевляков , "Вечерний клуб" 24.06.1994 Et Сetera, но снова все же Чехов Наталия Балашова , "Московская правда" 09.09.1993 Спектакль, который «не заметили» Юрий Фридштейн , "Экран и сцена" 04.02.1993 Театр Калягина поставил "Дядю Ваню" Дмитрий Минченок , Коммерсантъ
Пресса

Эжен Скриб и герои его знаменитой пьесы в театре «Et Сeterа…»

Валерий Бегунов
интернет-портал "Реальная Россия"
Мирские хлопоты мельчают. Вода, выплеснутая в лицо оппоненту во время телеэфира или там же таскание друг друга за волосы – и говорят лишь об этом. Развелись или сошлись две третьестепенные «звездочки» второсортных сериалов – и только это повсеместно почитается великой новостью; да еще так, будто этим определяется воля Провидения… Фейк, запущенный онлайн хулиганом – и министерство внешних сношений Англии вынуждено опровергать очередную волну эмоций… А вот прежде!

Кстати, об Англии. Прежде вода была, если не мокрее, то весьма ядренее. И примерно в начале 18-го века вода, поднесенная английской королеве Анне Стюарт прекратила войну Англии и Франции, привела к смене правительства и фаворитов королевы, а заодно устроила личные судьбы, благополучие и двух юных возлюбленных, соединив их в счастливом браке. По крайней мере таков сюжетный выплеск знаменитого и неисчерпаемого «СТАКАНА ВОДЫ» Эжена Скриба – драматурга-водевилиста, сочинителя либретто опер и балетов, члена Французской Академии.

Как много театров заглядывали в этот скрибовский «Стакан воды»! И вот теперь роскошная премьерная постановка неувядаемой пьесы Э. Скриба (в переводе К. Фельдмана) в московском театре «Et ceterа…». Определение «роскошная» касается прежде всего декорации. Режиссер-постановщик Борис Морозов вместе со сценографом Анастасией Глебовой возводят на сцене обстановку Сент-Джеймского дворца. Конечно, это условный образ королевского дворца. Но производит сильное впечатление! Арки, гобелены, настенный декор… Эту роскошь поддерживает художник по костюмам Андрей Климов – офицерские мундиры, наряды придворных там, вельмож и дипломатических посланников блещут золотым шитьем и искрами украшений. Это сюжет о победе юных влюбленных над силами зла. Сюжет выстроен достаточно иронично и в то же время он несет в себе, я бы выразился так – нежный и тонкий мелодраматизм. Действо – при всем его роскошном облике и подчас водевильном строе - развивается по законам внутренней музыкальности. Она выявлена композитором спектакля Григорием Гоберником.,

Но это – визуальный манок постановки. А главное, что привлекает нас в любом спектакле – это рассказанный драматургом сюжет, режиссерская идея и ее воплощение и игра актеров. Напомню интригу. Идет война между Англией и Францией. Она губит тысячи жизней. Разоряет казну и страну. Но смысл продолжения военных действий только в амбициях вельмож-фаворитов: сохранить свою власть и влияние на королеву, подчинять жизнь государства своим прихотям и набивать мошну. И политическая жизнь с ее «подковерными» тайными интригами вдруг переплела жизни слабохарактерной королевы Анны, ее всесильной фаворитки герцогини Мальборо (жены такого же всесильного военачальника маршала герцога Мальборо) с жизнями и надеждами разорившегося политического журналиста сэра Генри Сент-Джона и двух юных, не имеющих средств к жизни, влюбленных - продавщицы ювелирной лавки (но по рождению – кузины герцогини Мальборо) Абигайль Черчиль и пылкого, честолюбивого, но «нищего дворянина» Мэшема.

По словам постановщика Бориса Морозова, когда его пригласили в «Et ceterа…» на постановку, то вместе с художественным руководителем театра Александром Калягиным они долго выбирали название. И в конце концов остановились именно на «Стакане воды» Эжена Скриба. Конечно, постановщика спектакля привлекала и своеобразная актуальность пьесы – звучащие в ней и созвучные с нашими днями (да и всегда созвучные с реальной жизнью!) мотивы – чем руководствуются сильные мира сего, правящие его судьбами? И кто правит и манипулируют сильными мира из-за их спин? Но пьеса «Стакан воды» - неувядаема и увлекательна для театров и зрителей разных стран уже много-много лет другим – как борются за свое счастье и удачу «обычные» люди? Как жаждут любви и обретают ее. Как преодолевают все перипетии и даже интриги и происки этих самых «сильных мира сего» - бессильных против высшей справедливости чувств и надежд чистых сердец и светлых душ.

Приключений и неожиданных поворотов событий сваливается на головы персонажей множество. Неожиданный и тайный покровитель Мэшема – и Межем вдруг становится поручиком гвардии при королевском дворе, а потом и капитаном и осыпан милостями, подарками и деньгами. Ненависть герцогини Мальборо к Абигайль – родство по крови отступает перед высокомерием богачки. Недоброжелатель и оскорбитель Мэшема. Внезапная дуэль, приносящая богатство и титул сэру Генри. Вынужденное, но несостоявшееся бегство Мэшема. Дружеский нерушимый союз между такими разными личностями, как вертопрах и газетный полемист, прожженный политик-оппозиционер сэр Генри и нежная, верная и чистая Абигайль и такой же верный жертвенно-любящий Мэшем. Тайное соперничество герцогини и королевы в чувстве к молодому офицеру. Королева Анна, жаждущая любви и против воли соединяющая руки Мэшема и Абигайль (но сохранившая взаимную дружбу и преданность с Абигайль)  и из слабохарактерной игрушки в руках герцогини Мальборо превратившаяся в жесткую правительницу. А в итоге все расчеты и злодеев, и положительных героев опрокидываются по воле случайностей. Всё переворачивается вверх ногами. Или как раз становится с ног на голову? Мир заключен. Наши герои становятся фаворитами при дворе и обретают личное счастье и благополучие. Злодеи посрамлены, а сэр Генри торжествует. Мир с Францией заключен. Любовь и верность вознаграждены. Справедливость торжествует.

Все это увлекает и держит зрителя в напряжении. Но его внимание прежде всего обращено на то, как персонажи – особенно те, которым мы сопереживаем и принимаем их сторону - преодолевают все эти житейские выверты? Как проявляются их характеры и душа? Как закаляются они в своей стойкости, чистоте и верности?

Постановщик Борис Морозов строит действо на контрасте. Мир двора строго регламентирован и жестко «расчерчен». На приемах у королевы и аудиенциях у нее каждый передвигается по строго прямым линиям, пересекающимся под строго прямыми углами. Движение медленное, четкое и замедленное. Так движутся и придворные, и вельможи, и прислуга, и офицеры гвардии и даже французский посланник. И вот среди этой «расчерченности», поверх нее, сквозь нее, вопреки ей прорываются пылкие, свободные в своей естественности движения и жесты персонажей. Непосредственность и пылкость сердец, страстность душ и острота ума выражают себя именно в этой раскованной, легкой пластике движений. Азартный игрок, фанфарон, остроумец сэр Генри Сент-Джон – таким он сыгран Николаем Козаком. Броский жест политика. Изысканный поклон царедворца и вельможи.  Демократизм истинного аристократа – все это есть в облике и поведении сэра Джона (Николай Козак приглашен на эту роль из Театра Армии – там он, кстати, уже играл царедворца – Бориса Годунова). Но в ключевые моменты отношений Абигайль и Мэшема и в критические извивы их судеб сэр Джон – Н. Козак способен быть чутким и нежным, верным и мудрым другом, ставящим интересы любви выше политических интриг. Слабая и сильная королева Анна (Наталия Житкова), одинокая и жаждущая понимания и верной дружбы  - интонации ее голоса становятся нежными, мягкими и проникновенными в те минуты, когда на кону личная судьба дорогих ей людей. Жесткая и жестока, невыносимая в своей авторитарности и жажде власти герцогиня Мальборо – такой ее с самого начала играет Наталья Благих. Но и у герцогини могут сдавать нервы, и она срывается на крик… а в итоге, когда она терпит поражение и ее удаляют от двора, она сникает; и в эти минуты Н. Благих показывает герцогиню такой, что ее даже делается жалко – унижена сила и гордость.

Ну, и главные герои этой истории – юные Абигайль и Мэшем. Мешем (молодой артист Егор Гордиенко, в этой роли – его первый выход на сцену «Et ceterа…» ) – воплощение человеческого благородства, мужской верности и стойкости, рыцарской преданности. Егору Гордиенко веришь, что его Мэшем готов пожертвовать всеми благами мира ради счастья любимой. И этот Мэшем – не игрушка в руках сильных друзей и покровителей – сэра Генри, королевы (а потом на время и герцогини Мальборо). Он способен принимать и до конца выполнять собственные решения.

Другое дело, что и его судьба, как и сувдьбы всех персонажей пьесы «Стакан воды» складываются вопреки их планам, но по воле Случая – а случай несет в себе справедливость). Абигайль (Кристина Гагуа) – воплощение чистоты и верности в любви. Но… женская хитроумность ей не чужда. Она достойная спутница и подруга Мэшему. Но К. Гауа показывает и то, что ее Абигайль – вполне «по руке» как соратница сэра Генри в его планах, и достойная подруга королевы, в нужный момент берущая на себя бремя твердости и решительности в противостоянии герцогине Мальборо; и тогда Абигайль – достойная соперница и противница всесильной фаворитки.        

Но не стоит искать прямые аналогии между сюжетом пьесы «Стакан воды» и ее героями - с реальными событиями и прототипами. В свое время Александр Дюма-отец подчинял реальную историю логике развития свои романов, сближая, переставляя и перекраивая реальные события и переменяя ради остроты и убедительности романной интриги биографии и возраста своих персонажей, носящих подлинные имена исторических фигур. Предшественник Дюма (кстати, как и он – француз) Эжен Скриб за сто лет до Дюма еще безаппеляционее и своевольнее обходился с историей. Реальным Абигайль Черчилль, Мэшему, королеве Анне было гораздо больше лет, чем им же в пьесе Скриба. Война между Францией и Англией за Испанское наследство имела иные подоплеки и мотивы, чем в пьесе. Сэр Генри Сент-Джон, политик, журналист, писатель, философ был женат, а его политические игры были мало чем отличимы от интриг герцогини Мальборо. При этом попервоначалу Абигайль и ее кузина герцогиня Мальборо были хорошими подругами. Но став фавориткой королевы Анны (гораздо более жесткой в жизни, чем в пьесе), реальная Абигайль отступилась от кузины и была весьма последовательна в преследовании интересов своего влияния и благополучия (как и ее муж – реальный Мэшем). Но это важно для ценителей исторической точности. А перед нами – прежде всего увлекательное драматургическое сочинение и театральная постановка на ее основе. Словом, не стоит искать прямые аналогии и намеки на нашу текущую реальную социальную жизнь: каковы нынешние «вельможи» и их амбиции?.. ради чего рвутся они стать «приближенными к властным верхам»?.. и кто и как правит в там за спинами правительств и интригует в своих интересах за кулисами событий?

Перед нами – не политический, не проблемно-социальный спектакль. Жанр пьесы «Стакан воды» совсем иной и лежит в иной плоскости. Напомню: Эжен Скриб – француз, подспудно им владела «генеральная идея»: прекратить бесконечные военные стычки Франции и Англии, мир – благо для родины Скриба. Он также – и прежде всего! – водевилист и комедиограф. Дипломатический, политический и любовный сюжет (каким бы трагическим или мелодраматическим он не был) Скриб разворачивает и развивает прежде всего водевильными приемами и средствами. Любая интрига тут сверххитроумна – но вовсе не по законам здравого житейского смысла. И при этом любая интрига, любой замысел, любое целенаправленное проявление амбиций срывается, переворачивается и оборачивается против себя же самым непредвиденным образом – по воле Случая. Случай правит миром и судьбами! «Положительный герой» «Стакана воды» сэр Генри Сент-Джон (ставший виконтом Болингброком, премьер-министром и богатейшим вельможей именно по прихоти случая) эту власть случая, упование на эту власть как раз и декларирует с самого начала. Реплика в сторону… тут вот что интересно: ведь реальный сэр Генри не только писатель и журналист, но и (напомню) философ. Быть может, Эжен Скриб в философских трудах и трактатах реального сэра Генри Болингброка нашел рассуждение о роли и взаимодействии Случайности и Закономерности в жизни. И это дало ему ключ и ход к построению фабулы «Стакана воды» и образа литературного сэра Генри? Как раз политические и даже любовные отношения реальных прототипов своих героев Скриба волнуют меньше всего. И к консерваторам, защищающим идею твердой государственно-монархической власти, и к либералам, потрясающим революционными лозунгами, иронист и комедиограф Скриб относился одинаково скептично и насмешливо. Его гораздо больше волновали перипетии личных человеческих судеб. И то, как Случай правит жизнями и событиями. Это ведь целая философия – рассматривать Случай, как проявление воли Провидения. Надмировые Высшие Силы являют свою правящую миром и непредугадываемую прихоть – и в этой прихоти реализуют идею воздаяния и справедливости! – именно через господство Случая.
Как раз такой взгляд на жизнь более всего понятен и привлекателен обычному человеческому сознанию. Хочешь насмешить богов – строй планы. Какими бы точными расчетами эти планы не подкреплялись, а что и почему происходит в жизни – не предугадаешь. Жизнь порой так насмешлива в своих парадоксальных изворотах… И этот житейский иронизм близок водевилисту Скрибу и выражен им в его драматургии – особенно ярко и последовательно в пьесе «Стакан воды». Поэтому театры во всем мире не забывают эту пьесу и находят в ней массу возможностей для увлекательных постановок, дающих пищу и уму, и сердцу самых широких зрительских аудиторий.

Так что зрителей спектакля Бориса Морозова «Стакан воды» в театре «Et ceterа…» ждет именно увлекательное, занимательное, яркое и роскошное зрелище. Есть чему улыбнуться и отчего порой будет замирать сердце. Оправдавшиеся ожидания сулят успех? Или, напротив, именно неоправдавшиеся ожидания ведут к успеху? Невероятные игры Случая, совпадения и несовпадения – к неудаче или, быть может, как раз к особой удаче? Попереживать с юными влюбленными и несчастной королевой и посочувствовать им. Насладиться торжеством благородства, позором и поражением зла. И пережить вместе с положительными героями счастливый финал и встречу с удачей и благополучием.

Источник:
http://rusnewsday.ru/index.php/kultura/item/8769-ezhen-skrib-i-geroi-ego-znamenitoj-pesy-v-teatre-et-cetera