17.11.2006
Journey Into Darkness
John Freedman ,
"The Moscow Times"
27.10.2006
Бегство от обмана
Елена Губайдуллина ,
"Театрал"
25.10.2006
По кайфу
Марина Зайонц ,
"Итоги"
19.10.2006
Театр начинается с морфия
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
16.10.2006
Октябрь. Московские театральные премьеры
Елена Дьякова ,
"Новая газета"
13.10.2006
Про «Морфий» написали оперу
Майя Мамаладзе ,
Полит.ру
12.10.2006
Глюки Верди
Наталия Каминская ,
"Культура"
11.10.2006
Партитура экстаза и ломки
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
09.10.2006
Морфий
Вера Павлова ,
"TimeOut"
09.10.2006
Не колись
Ольга Галахова ,
"Независимая газета"
06.10.2006
Лекарство от тоски
Алена Карась ,
"Российская газета"
05.10.2006
«Морфий» — премьера в театре “Et Cetera”
Дарья Ли ,
Радио "Маяк"
05.10.2006
Режиссерская доза
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
08.06.2006
Сожженные письма
Алиса Никольская ,
"Взгляд"
06.04.2006
Загадка Ивана Павловича
Майя Мамаладзе ,
"Полит.ру"
31.03.2006
Behind Closed Doors / За закрытыми дверями
Джон Фридман ,
"The Moscow Times"
27.03.2006
Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля…
Елена Ковальская ,
"Афиша"
23.03.2006
Есть ли жизнь после классики?
Наталия Каминская ,
"Культура"
20.03.2006
Конец историйки
Дина Годер ,
"Экперт"
17.03.2006
Сюжет предан анафеме
Григорий Заславский ,
"Независимая"
16.03.2006
Хороший конец под рельсами
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
16.03.2006
Вдруг без друга
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
10.03.2006
Сюжет из газеты
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Сюжет предан анафеме
Григорий Заславский
"Независимая" ,
17.03.2006
В среду в театре Et cetera Михаил Угаров представил собственную пьесу «Газета „Русский инвалидъ“ за 18 июля…». Первая премьера в новом здании на Тургеневской площади вышла на малой сцене, потому парадный подъезд в театр был закрыт, а публика входила через боковые двери, ведущие в ресторан. Несмотря на любовь Угарова ко всему новому и революционному на театре, его спектакль начинается с самого что ни на есть консервативного, хотя и не пыльного (театр — только открылся!) занавеса. История сама по себе чрезвычайно занятная: некто вот уже два года как безвылазно сидит в своем недурно обустроенном гнездышке. Причина странного затворничества объясняется тем, что два года назад герой решился бежать с любимой женщиной, но вскоре после побега любимая вернулась к своему законному супругу. И вот теперь она снова бомбардирует его письмами, предлагая совершить новый побег. Этот вполне авантюрный сюжет, впрочем, приходится собирать буквально по зернышку. Как евреи по миру, он буквально рассеян в тексте пьесы, разрозненные детали разбросаны тут и там безо всякой последовательности. Подробности приходится выуживать по крохам из слов, из пауз, из умолчаний. Додумывать недостающие фрагменты, чтобы картина предстала в более или менее «читаемом» виде. Впрочем, эта самая сложность сложения отдельных фрагментов в удобоваримый сюжет, как выясняется ближе к финалу, и составляет смысл существования героя: журналист средней руки, пописывающий заметки в газету «Русский инвалид», он, видите ли, выступает против сюжета. И против стиля. И все потому, что в жизни, по глубокому его убеждению, «ничего этого нет! Ни связи, ни начала, ни конца — нет! Уж извините, жизнь совершенно бесстильна!» Так, с невероятным, почти революционным пафосом, заклинает герой, Иван Павлович (Владимир Скворцов), как будто бы кто-то с ним спорит, Нюта, к примеру, его старая нянька (Татьяна Владимирова) или племянник (Алексей Лонгин) с племянницей (Наталья Житкова). Но ведь они не спорят. Племянник что-то выдумывает про любовь к старой богатой женщине, с которой готов исполнять супружеский долг, но только в темноте, при погашенных свечах. И все затем, чтобы вытащить дядю из затяжной депрессии. Племянница носит дяде письма. А няня — та то чаю подаст, то предложит поужинать. Такое вот, с позволения сказать, мелкотемье. Ни начала традиционного, с «завязкой», ни конца, с непременной «развязкой», нет и у Угарова. Но это не беда. Герой в самом деле симпатичный господин. В исполнении Владимира Скворцова — тем более обаятельный. Даже милый, хотя — именно в исполнении Скворцова — трудно вообразить, что когда-то он был способен на решительные поступки, вроде побега с любимой. Скорее, инфантильный герой, этакая реинкарнация Ильи Ильича из пьесы того же автора и спектакля «Облом-off» — все та же тоска по цельности, та же невозможность цельного существования. Протест Ивана Павловича против «вдруг», в которых нет ничего неожиданного, против стиля, против «начал» и «концов» и самого «сюжета», в который он больше не желает попадать, — бунт беспощадный и одновременно бессмысленный. Наивная и искренняя попытка вырваться из кандалов, которые ему грозят при очередном повороте «истории». Беда начинается, когда режиссер вдруг (ах, как не любит герой Угарова это слово!) увлекается тем самым театром, той растеатральной театральностью, которая во всех других случаях вызывает у него гнев и ужас. Не только родственники и прислуга (что можно было расценить как особый театральный прием), но и сам герой тщится сыграть всерьез все, что с ним происходит. Ни секунды не погружаясь в то, о чем они говорят, актеры тем не менее все время что-то изображают. То - слезы, то - смех. Герой уходит со сцены в костюме позапрошлого столетия, а возвращается в походной форме наших дней, в красной вязаной шапочке. А зачем? Если бы речь шла о чьем бы то ни было постороннем вмешательстве, следовало бы сказать, что режиссер совсем ничего не понял в хорошей пьесе, написанной, быть может, лучшим представителем сегодняшнего драматургического цеха. Самым содержательным. А режиссер прошел мимо содержания, увлекшись театром с маленькой буквы, театральными финтифлюшками. Но поскольку в данном случае, по всем правилам нашего времени, следует говорить о самом что ни на есть аутентичном прочтении, зрителю, который любит Угарова и ценит Скворцова, остается развести руками.