Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

13.11.2014 Сердцу не прикажешь Екатерина Дмитриевская , "Экран и сцена" 24.10.2014 Спектакль «Сердце не камень» театра А. Калягина ET CETERA. Почему Александр Островский актуален во все времена? Михаил Берсенев , Школа жизни.ру 07.10.2014 Жизнь человеческого тела Ирина Алпатова , "Театрал" 05.10.2014 В театре Et Cetera состоялся пресс-показ спектакля "Сердце не камень". "Чеховед" 30.09.2014 В театре Калягина состоялась премьера спектакля "Сердце не камень" Анжелика Сафронова , Мир24 02.09.2014 Как молоды мы были Ирина Алпатова , «Театральная Афиша» 02.07.2014 'Elder Sister' Shows Soviet Writer Volodin's Subtlety John Freedman , «The Moscow Times» 09.06.2014 Советское совершенное Наталья Витвицкая , VashDosug.RU 02.06.2014 Веселые, крикливые, со словами Володина на устах Григорий Заславский , «Независимая газета» 28.05.2014 Вперед в 60-е Иван Шипнигов , «Вечерняя Москва» 17.04.2014 Когда антиутопия становится реальностью Анжелика Сафронова , Радио «Мир» 19.02.2014 Ошибки без срока давности «Женский шарм» 01.02.2014 Театр Et Cetera п/р А. Калягина. У. Шекспир. «Комедия ошибок» Ольга Фукс , «Театральная афиша» 16.01.2014 Грузинский десант высадился у Калягина Любовь Лебедина , «Трибуна» 10.01.2014 В Et Cetera снова взялись за Шекспира Алена Карась , «Российская газета»
Пресса

Грузинский десант высадился у Калягина

Любовь Лебедина
«Трибуна» , 16.01.2014
Мы ужепривыкли к тому, что Роберт Стуруа в одиночестве спектакли не сочиняет. Вего постановочную команду обязательно входят всемирно известный композитор ГияКанчели (кстати, оба народные артисты СССР) и народный художник уже ГрузииГеоргий Алексии-Месхишвили. Тандем - замечательный, который особенно яркопроявляется при воплощении пьес Вильяма Шекспира. Уж какой-то он всегданеобыкновенный у них получается: острый и злободневный, смелый и наступательный,драматический и смешной с игровым креативом. Мол, мы – актеры говорим о дненынешнем, а Вильям Шекспир, это тот бездонный колодец, из которого можночерпать вдохновение ведрами. И еще: мы так же не собираемся никого обманывать,будто не лицедействуем, еще как притворяемся, но в каждой шутке есть долясегодняшней правды, а в каждом образе любой из вас может узнать себя, ибовремена меняются, а человек остается прежним: грешным и податливым, влюбленными завистливым, сердобольным и отчаянным. Для изучения этого набора«ингредиентов» в копилке персонажей, Стуруа с исполнителями «перепахивает»тонны материалов, предлагает покопаться в себе и найти что-то общее. И толькопосле этого, как бы в награду получать наслаждение от игры и радоваться. Этодовольно сложный и длительный процесс, так сказать, высшая математика. И хотяРоберт Робертович давно знает артистов «Et Cetera», (являясь главным режиссеромэтого театра и не бросая два коллектива в Тбилиси), над «Комедией ошибок» емупришлось работать долго, ибо ошибок в предложенной схеме «притворства» недолжно было быть. Легкосказать… Хочешь – не хочешь, а режиссеру пришлось заниматься тренировкойартистов, не хуже, чем в спортивном зале, поскольку многие из них наследникитеории К.С.Станиславского, а это уже совсем другая система координат, требующаяполного погружения в характер. Много чего надо было закрепить калягинцам: илегкое дыхание, и ироничное отношение к себе и роли, и мгновенное включение вдействие, если учесть, что события из одного места мгновенно перелетают вдругое, и все это происходит на одной площадке. Тут- то и понадобилосьмастерство Георгия Алексии – Месхишвили, его умение организоватьпространство так, чтобы и зрителю все было понятно, и чтобы неслохудожественный образ, отражающий идею постановщика. Поначалу мнебыло не совсем ясно, почему художник все окрашивает в ядовитый красный цвет?Ну, ворота со стражниками, это как бы вход в конкретный город и конкретноевремя, когда одна провинция воевала с другой. Своего рода деревянный «занавес»- распахиваются ворота, и перед зрителем предстает новый персонаж, а там – запределами ворот уже произошли события, накладывающие отпечаток на деньнынешний. Например, корабль попал в шторм и две пары братьев – близнецовпотерялись, и теперь ищут друг друга, не подозревая, что находятся в одноммегаполисе, а жена, друзья, ростовщики, купцы принимают их не за того, кем ониесть на самом деле. Причем, для большей путаницы – и господа, и слуги носятодни и те же имена: Антифолос и Дромио, и каждый на них откликается. К этомукарнавальному приему прибегал в своих комедиях Плавт, и Шекспир позаимствовал унего сюжет «Близнецов», придав ему форму многослойного философского «пирога».Никто не спорит: фатум, рок, судьба, - с ними не соскучишься, и человек мал,чтобы предвидеть все наперед, но у него в запасе есть своя индивидуальность,как бы он не был похож на брата – близнеца. Родная кровь – это еще не все (вототкуда красный цвет в оформлении), и даже клонирование не способно повторитьвыбранный экземпляр, ибо существует среда, быт, в которых воспитывается иформируется человек. Но люди не хотят разбираться в мотивах поведенияконкретного человека, они слишком заняты собой и привыкли судить о ближнем поего внешнему виду. А теперьдавайте от философии перейдем к комедии Роберта Стуруа. Найти в театречетырех близнецов, сами понимаете, было невозможно. Поэтому двум артистампришлось играть по две роли, да так, чтобы их герои не сталкивались лбами.Столкновений не произошло, фарс достигал высшего апогея, когда жена одного братасоблазняла другого, а тот никак не мог понять, почему обязан выполнять чужойсупружеский долг, да еще вдобавок дарить колье, доставшееся ему от купца. В товремя, как одного брата, непонятно с какой радости, субсидировали деньгами изазывали в гости, другой вынужден был биться в закрытые двери своего дома ибрать его чуть ли не штурмом, за что попадал в тюрьму. Конечно, это выглядитуморительно и забавно и в какой - то мере напоминает шоу, недаром в спектаклеучаствуют уличные музыканты. И в тоже время в закоулках веселого представлениязатаился зловещий оттенок. Он слышится в раскатах грома, бунтарском звонеколокола – « люди, проснитесь», той агрессии, с которой представители закона –«бесславные ублюдки» нападают на чужака и своего должника. Миром правит золото!Эта мысль – стара, как тот же мир, но в спектакле Стуруа она «прописана» вгиперболических размерах, но того и гляди они могут сузиться до черногоквадрата камеры. И тогда придется играть со смертью… Ну, а что жеАнтифолос в исполнении Владимира Скворцова и Дромио – Кирилла Щербина?Артисты очень стараются и пытаются выполнить все задания режиссера, но, ксожалению, они пока не уловили главного, точнее до конца не воплотили егозамысел, ради чего и ставил мастер. При внешней схожести героев, они должныбыть разными: как по характеру, так и по манере поведения. Нельзя думать, чтоесли ты надел темные очки, то мгновенно превратился в другую личность. На мойвзгляд, в этом плане больше всех преуспели две актрисы. Это Наталья Благих,«наотмашь» сыгравшая роль продажной куртизанки, для которой нет ничегозапретного, лишь бы господин щедро платил за продажную любовь. И скупая навнешние краски святая Эмилия, оказавшаяся вовсе не святой девственницей, аматерью двух братьев Антифолосов в исполнении Людмилы Дмитриевой. Тем неменее, впечатления от «Комедии ошибок»  долго будут будоражить нашевоображение, вызывая улыбку и хорошие воспоминания. И они очень пригодятся внепредсказуемом Новом году, похожем и не похожем на предыдущий.