29.10.1999
«Quixote» Cause to Celebrate
John Freedman ,
"The Moscow Times"
28.10.1999
Новый романтик Санчо Панса
Илья Огнев ,
"Общая газета"
15.10.1999
Рыцарь печального имиджа
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
14.10.1999
Последнее искушение Дон Кихота
Павел Руднев ,
"Независимая газета"
14.10.1999
Дон Идиот
Арсений Суховеров ,
"Неделя"
08.10.1999
Путешествие из реальности в миф
Марина Давыдова ,
"Время МН"
08.10.1999
Александр Калягин дорос до Дон Кихота
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
01.07.1999
За синей птицей
Марина Гаевская ,
"Экран и сцена" №28
01.06.1999
Грустная реальность со сказочным концом
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
17.05.1999
Конкурсанты третьего тысячелетия
Борис Поюровский ,
"Вечерняя Москва"
14.05.1999
«Competition» Short on Challenge
John Freedman ,
"The Moscow Times"
Пресса
5:00
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Новый романтик Санчо Панса
Илья Огнев
"Общая газета" ,
28.10.1999
Сенсацией стало явление в роли Дон Кихота Александра Калягина, чьи внешние данные до сей поры гарантировали ему карьеру Санчо Пансы. Можно поздравить А. Морфова, решившегося на эксперимент; создаваемый образ разительно отличается от классических образцов по всем направлениям. Современный Дон Кихот — не возвышенный идеалист, распевно произносящий высокопарные тексты, и не деревенский сумасшедший. Это человек, придумавший для себя новые условия существования, некие правила игры в благородного рыцаря и неукоснительно их соблюдающий. Он и сам еще не привык к новой роли и, разговаривая с воображаемым собеседником, долго, словно пробуя на вкус, прислушивается к незнакомым ощущениям: «Кто вы? Я - Рыцарь Печального Образа. Неужели, вы - Рыцарь Печального Образа? Да, я - Рыцарь Печального Образа» и т.д. Поэтому же бывает непривычно резок в словах и поступках и не сентиментальничает с любым противником, посягнувшим на его идеалы или усомнившимся в серьезности слов и намерений. Основные события разворачиваются на испанском постоялом дворе, мастерски созданном сценографом Эдуардом Кочергиным. Здесь веселятся, пируют, танцуют (режиссер по пластике Александр Илиев местные жители в замечательном исполнении артистов театра, сюда в разгар праздника приходит странное существо, облаченное в доспехи. Любопытна многовариантность использования декораций. Колодец превращается то в шарманку, то в аналой; козлы — в стол, а сам стол — в помост и даже в лошадь, на которой Дон Кихот под смех и аплодисменты зала мчится навстречу врагам. Кстати, пьеса А. Морфова — режиссер является и автором текста пьесы — не предполагает демонстрации обязательных похождений великого идальго. Дон Кихот настолько убедителен в своих намерениях, что приходится безусловно верить тому, что он совершит все, что было описано Сервантесом. О «подвигах» героев мы узнаем из досужих разговоров все тех же завсегдатаев постоялого двора и, как водится, рассказы эти обрастают самыми нелепыми подробностями, а Дон Кихот наделяется небывалыми качествами. И вот он уже высокий и стройный — каким и должен быть настоящий испанский рыцарь — окруженный армией любовниц, а подвиги его — не проделки сумасшедшего, заслужившие осмеяние, а проявления высших качеств идальго, достойные занесения на скрижали истории. Миф рождается на наших глазах, и никто не осмеливается оспаривать его. Идеал нужнее правды. Легенда важнее человека. Тем нелепее и жалостнее выглядит истинное положение дел: Дон Кихот и Санчо Панса (артист Театра им. Евг. Вахтангова Владимир Симонов) оборванные и усталые уныло бредут по болоту. И когда на пути оказывается яма — пустяковое препятствие по сравнению с ранее пережитым, рыцарь останавливается. Он не может и не хочет идти дальше, он разочарован, и ни во что не верит, единственное желание — все бросить и вернуться домой, купить овец и стать пастухом. Перед нами жалкий, уставший, раздавленный старик, замотанный в старый плед. Кажется, что он давно ждал этой ямы на дороге — игра закончена, не проиграна, но закончена. Романтический порыв, захвативший Дон Кихота, прошел, оставив воспоминания, а может, и горечь, на всю жизнь. Но кто решится осуждать его за это? На наших глазах рождается новый романтик: Санчо Панса надевает доспехи, приобретая классический вид: высокий, худощавый, с роскошными усами и бородой; в его словах — твердая убежденность, буквально выстраданная в долгих совместных странствиях. Он уходит один, оставляя Дон Кихота на «болоте жизни», рядом со скучающими рыбаками, уныло и безнадежно ждущими поклевок золотой рыбки.