29.11.2002
Sturua’s «Last Tape» Poignant, But Not Potent
John Freedman ,
"The Moscow Times"
21.11.2002
Гроссмейстер
Елена Ямпольская ,
"Новые Известия"
21.11.2002
Метафизическая свалка
Мария Львова ,
"Вечерний клуб"
21.11.2002
Пропала жизнь
Глеб Ситковский ,
"Алфавит"
15.11.2002
New Director’s Achievement is in His Ambition
John Freedman ,
"The Moscow Times"
15.11.2002
Парадокс об актере
Марина Давыдова ,
"Консерватор"
14.11.2002
Я мог быть счастлив!
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
14.11.2002
«Ночь уже близка…»
Александр Строганов ,
"Независимая газета"
14.11.2002
Магнитофон и песня без слов
Наталия Каминская ,
"Культура"
14.11.2002
Одинокий голос человека
Майя Одина ,
"Еженедельный журнал"
12.11.2002
Метаморфозы «вкрадчивого»
Алена Карась ,
"Российская газета"
11.11.2002
Юбилейный абсурд
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
08.11.2002
Страдания скучны
Мария Хализева ,
"Вечерний клуб"
06.11.2002
Характер нордический
Наталия Каминская ,
"Культура"
04.11.2002
Сонные игры
Роман Должанский
01.10.2002
Иллюзия грязи
Александр Соколянский
01.05.2002
Пигмалион и Лизка Дулина
Галина Снитовская ,
"Музыкальная жизнь"
23.02.2002
Не форсируйте фарс!
Ольга Егошина ,
"Версты"
18.02.2002
Как важно быть несерьезным
Глеб Ситковский ,
"Ваш досуг"
15.02.2002
Long Live the King of Crank Comedy
John Freedman ,
"The Moscow Times"
02.02.2002
Зловещий шут, резвящийся тиран.
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
01.02.2002
Папаша-кураж
Елена Ковальская ,
"Афиша"
31.01.2002
Тетка Чарлея опять сыграла вождя
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
24.01.2002
Фарс написан, фарс и поставлен
Мария Львова ,
"Вечерний клуб"
24.01.2002
Отвязанно гремит словами бранными широкая арена
Наталия Каминская ,
"Культура"
23.01.2002
Прекрасные оттенки дерьма
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
23.01.2002
Нам не страшен Бармалей
Марина Давыдова ,
"Время новостей"
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Иллюзия грязи
Александр Соколянский
01.10.2002
Случай редкий: официальная премьера «Игры снов» в театре Et Сetera назначена на ноябрь, а первое платное представление уже состоялось. Я сомневаюсь, что режиссеру Григорию Дитятковскому и художнику Эмилю Капелюшу требуется еще месяц на разнообразные доделки. Их работа в целом выглядит законченной: зрителю предлагается отнюдь не полуфабрикат, а готовый, серьезный спектакль. В чем же причина? Скорее всего, в том, что сезон 2002/03 г. для Александра Калягина и его театра юбилейный. Прожив свои первые годы довольно тускло, Et Сetera сейчас набирает силу: «Король Убю» и тем более «Венецианский купец» — очевидные удачи. И понятно желание театра начать сезон с явного, громкого успеха. Каковым, скорее всего, станет «Последняя запись Крэппа» в постановке Роберта Стуруа (стучу по дереву и жду премьеры с нетерпением). Дитятковскому с пьесой Стриндберга пришлось потесниться. Как бы ни была хороша или дурна «Игра снов» (никаких оценок до ноября не ждите!), это тихий спектакль. Он, если вспомнить отживающий эпитет, подчеркнуто интеллигентен. Именно такой работы и следовало ждать от Дитятковского. После весьма сомнительного триумфа на «Золотой маске 2001» (спектакль об израильском торговце презервативами, право же, двух главных призов не стоил) петербургский режиссер обязан был заново выказать свою любовь к высокому искусству. Тут все ясно, но вот «тихий Стриндберг», думаю я, многих удивит — тем паче, что у нас его в основном знают понаслышке. Всем известно, что самый поразительный из скандинавских писателей являлся ярым женоненавистником (и это вовсе не значит, что он любил мужчин). Известно, что он терпеть не мог свою родину и открыто говорил об этом. Он утверждал, что в массе своей человечество состоит из дураков и подонков, и личная жизнь Стриндберга регулярно подтверждала эту гипотезу. Его пьесой «Отец» (1888) восхищался Фридрих Ницше, и Стриндберг писал своему обожаемому философу с угрюмым удовольствием: «…Во время театрального представления одна дама свалилась замертво, у другой начались родовые схватки, а при виде смирительной рубашки три четверти публики разом поднялось и, под сумасшедшие вопли, покинуло зал». Все так: он являлся, он говорил, он утверждал, публика вопила. Почти до конца XIX века. А в начале ХХ (Ницше умер в 1900 году) многое изменилось. Август Стриндберг занимается оккультными науками, штудирует Сведенборга, все больше увлекается буддизмом. Своему другу Харриет Боссе, актрисе стокгольмского Интимного театра, он пишет: «Единственное для себя утешение я нахожу у Будды, который прямо говорит мне, что жизнь — это фантасмагория, навязанная нам картина мира…» Ненависть к миру сменилась у Стриндберга спокойным, стойким неприятием. Он чувствует себя мудрым и свободным: поступки людей, которые к чему-то стремятся, кого-то любят, предают, убивают и т.д., теперь ему почти не интересны. Очень мило: но о чем же тогда писать пьесы? В «Игре снов» дочь Индры, индуистского царя богов, спускается на землю. Она прекрасна, преисполнена сострадания и крепка духом — и все же ей не вынести привычного людского жизнеустройства. «Я была готова к бедности, но не к грязи», — говорит она. И постепенно убеждается: грязь в человеческом мире — основа всего. Мужчина и женщина, мать и сын, человек и его одиночество — любую связь скрепляет только грязь. К высоким чувствам (хотя бы к тоске по высоким чувствам!) лучше не взывать: «Стремиться обрести свет свободы — это же долг перед жизнью!.. А жизнь никогда не признавала своих долгов по отношению ко мне». И разговор окончен. Противнее всего то, что в этой грязи, в этой ежедневной беде каждый чувствует себя глубоко правым и незаслуженно обиженным. Можно пожертвовать собой — дочь Индры за этим и пришла, — но любая жертва здесь принимается как нечто должное: даешь, так давай дальше, давай больше. Пока есть силы — давай, а то обидимся, всяк по-своему. И есть лишь одна радость: знать, что сей прискорбный мир лишь иллюзия, наваждение. .. Как изобразить на сцене иллюзорную жизнь? Эмиль Капелюш обшил полсцены деревом и заставил грубые предметы двигаться со странной, противоестественной плавностью. Ближе к заднику сцену рассекает прозрачный (призрачный?) занавес из какой-то химической кисеи — и за ним творит свои контражурные чудеса Глеб Фильштинский, художник по свету. В ноябре я скажу, что зрелище это радует глаз и навевает воспоминания о 70-х годах, о групповых медитациях под Pink Fluid и т.п…. Да уж, есть что вспомнить. Основное придумал Дитятковский: он рассек персонажей. Роль Дочери в «Игре снов» играют, подменяясь по ходу действия, три актрисы: Наталья Благих, Мария Скосырева и Ксения Лаврова-Глинка. Две первые порой будут носить имя Victoria, а Благих вдобавок выступит в образе Матери. То же происходит и с мужскими ролями: Я - не Я; Ты - отчасти Ты, но и Я тоже; Он (Она) — это мы все, но не вполне… Только Индра знает истину. Главная проблема театра Et Сetera на сегодняшний день — отсутствие лидеров второго порядка. Ясно, что есть Калягин, актер милостью Божьей, — а дальше труппа сливается в некое милое, дружное целое, но по отдельности никто из этой труппы пока не заслужил пристального внимания. Дитятковский очень вовремя появился с пьесой Стриндберга: «символическую фигуру» может изобразить почти каждый; сыграть живого человека — куда сложнее. Не ясно даже, к кому пора присмотреться. Кто делает меньше, чем может: Благих? Лаврова-Глинка? Скосырева? Панков? Осипов?.. «Все равны как на подбор — с ними дядька Черномор…» Вспомним, впрочем, сколько лет прожила табаковская студия, прежде чем выстрелила фейерверком звездных имен. Авось и калягинскому театру Бог пошлет что-нибудь в том же духе. Ну а если не Бог, то хотя бы Индра: в качестве подарка к юбилею.