Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

28.12.2007 Пожар в Et cetera Алена Карась , "Российская газета" 27.12.2007 Пожар способствовал Наталия Каминская , "Культура" 27.12.2007 В чем ошибся Рей Брэдбери Марина Давыдова , "Известия" 27.12.2007 Предупреждение интеллектуалам Владимир Колязин , "Независимая газета" 25.12.2007 Разлинованный Брэдбери Алла Шендерова , "Коммерсантъ" 20.12.2007 В театре «Et Cetera» поставили Брэдбери Андрей Протасов , Телеканал "Культура" 02.10.2007 Компаньоны: в театре Et Cetera показали, как принято в России людей дурачить Людмила Беширова , "Наш фильм" 27.09.2007 Старая драма Григорий Заславский , "Независимая газета" 20.09.2007 Бабушка-крестьянка Ирина Алпатова , "Культура" 18.09.2007 Сельская идиллия Анна Гордеева , "Время новостей" 17.09.2007 «Компаньоны» А. Галина в театре “Et cetera”, реж. Александр Галин Вячеслав Шадронов 27.07.2007 Thrills, Farce and Dramatic Coups / Сенсации, фарсы и драматические перевороты Джон Фридман , "The Moscow Times" 11.04.2007 Зола и пламень Любовь Лебедина , "Литературная газета" 09.04.2007 Дальше — молчание... Ольга Галахова , "Независимая газета" 06.04.2007 Connected by Blood / Связанные кровью Джон Фридман , "The Moscow Times" 01.04.2007 Испивший жизнь до дна Алиса Никольская , "Театральная касса" 27.03.2007 Любит/не любит Марина Зайонц , "Итоги" 27.03.2007 INCENDIES. Et Cetera Вера Румянцева 23.03.2007 Средний палец Михаила Угарова Евгения Шмелева , "Театральные Новые Известия" 23.03.2007 Дорогой «Пожаров» Марина Токарева , "Московские новости" 22.03.2007 У них любят погорячее Наталия Каминская , "Культура" 21.03.2007 Эдипов комплекс преодолен Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 19.03.2007 История нового Эдипа Алена Карась , "Российская газета" 19.03.2007 Громче, еще громче Глеб Ситковский , "Газета" 19.03.2007 Женщина, спой Олег Зинцов , "Ведомости" 19.03.2007 Не страшно Ольга Егошина , "Новые известия" 17.03.2007 Режиссер сгорел на работе Роман Должанский , "Коммерсантъ" 17.03.2007 История одной смерти Марина Райкина , "Московский комсомолец" 16.03.2007 «Пожары» в театре “Et Cetera” Анна Остерман , Телеканал "Культура". Новости 01.03.2007 Человеческое лицо терроризма Ольга Нетупская , "Страстной бульвар 01.03.2007 Трудности перевода Наталья Казьмина , "Планета Красота" 28.02.2007 Другая сторона луны Ксения Ларина , "Театрал" ("Театральные Новые известия") 22.02.2007 The Fog of Revolution / Туман революции Джон Фридман , "The Moscow Times" 15.02.2007 Подавленные и возбужденные Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 12.02.2007 Самое важное Марина Зайонц , "Итоги" 08.02.2007 Быть знаменитым несерьезно Наталия Каминская , "Культура" 07.02.2007 Барабаны в ночи Кристина Матвиенко , "TimeOut" 05.02.2007 Пора на дачу? Дмитрий Быков , "Собеседник" 05.02.2007 Подавлен — значит возбужден Марина Давыдова , "Известия" 05.02.2007 Вихри враждебные Елена Сизенко , "Итоги" 02.02.2007 Backstage Confessions / Закулисные признания Джон Фридман , "The Moscow Times" 02.02.2007 Александр Калягин. Verbatim Григорий Заславский , "Независимая газета" 01.02.2007 Подавление без возбуждения Юлия Черникова , "Утро.ru" 01.02.2007 Калягин «подавляет и возбуждает» Любовь Лебедина , "Труд" 01.02.2007 Исповедь в концертном исполнении Алле Шендерова , "Коммерсантъ" 01.02.2007 Как и жизни тысяч других Анна Гордеева , "Время новостей" 01.02.2007 Барабанная оторопь Ирина Алпатова , "Культура" 31.01.2007 «Спартак» в багровых тонах Глеб Ситковский , "Газета" 30.01.2007 Брехт мимо времени Марина Давыдова , "Известия" 26.01.2007 Кафе «Отечество» Анна Гордеева , "Время новостей"
Пресса

В чем ошибся Рей Брэдбери

Марина Давыдова
"Известия" , 27.12.2007
Театр Et Cetera решил отметить свое пятнадцатилетие какой-нибудь хорошей постановкой и сделал для этого все возможное. Он позвал одного из самых умных и тонких наших режиссеров Адольфа Шапиро. Разрешил ему, в свою очередь, позвать отличных артистов — эстонца Эльмо Ньюганена и петербуржца Сергея Дрейдена. Не поскупился на высокотехнологичные декорации проживающего ныне во Франции Бориса Заборова. И мужественно предоставил свою сцену для спектакля-памфлета по роману фантаста Рея Брэдбери "451 градус по Фаренгейту".Минуте на пятнадцатой этого очень стильного (спасибо Борису Заборову) зрелища становится понятно, что Шапиро решил высказаться о наболевшем. Собрав в кулак гражданское мужество, он бросил обществу (а заодно и власти) облитый болью и горечью спектакль. Спроецировал страшноватую футурологию Брэдбери на нашу с вами действительность и не нашел не то что пяти — трех отличий. В обществе, придуманном Брэдбери, срывать цветы удовольствия можно, а думать и читать книжки нельзя. Люди в этом обществе забыли, как пахнут незабудки, зато гоняют на тачках по автобанам и смотрят в окно на бетонные джунгли. Теперь обернитесь вокруг. Много ли граждан сейчас думает и читает книжки? А удовольствия срывают все кому не лень. Упиваются реалити-шоу. Покупают пасту "Колгейт". Подсаживаются на газету "Твой день". Скопив деньжат, переключаются на журнал Vogue. Что вы делаете чаще: смотрите на звезды или стоите в пробке на Третьем кольце? То-то же...Музыку в современном обществе заказывает ленивый душой обыватель. Люди с высокими помыслами и тонкой душой вытеснены на обочину жизни. Если что и отличает нынешний сошедший с ума и катящийся в бездну мир от той реальности, которую описал Брэдбери, так это пожарные. В романе американского писателя дома давно уже стали несгораемыми, поэтому пожарные не тушат пожары, а сжигают книжки, если к ним поступает сигнал о наличии оных в доме. А вот у нас таких пожарных пока нет. И можно, конечно, махнуть на это рукой: ничего, скоро будут. Фигушки! Не будут. Не понадобятся.Брэдбери создавал свою антиутопию в 50-е годы (самое время расцвета американской технократии) по классическим лекалам. Придуманное им общество будущего — это, знамо дело, общество тоталитарное. Репрессивное. Жажда знаний и свободомыслие тут в буквальном смысле выжигаются огнем. Спектакль Шапиро исполнен пафоса, и это, как и у Брэдбери, антитоталитарный пафос. (Поверив в него, прекрасный артист Эльмо Ньюганен, исполняющий роль обратившегося пожарного Монтэга, вдруг впал на сцене в нехорошую крикливость.) Но парадокс в том, что общество бесконечного и бездумного потребления взрастает как раз не на тоталитарной, а на самой что ни на есть демократической почве. Самое страшное в стремительно глянцевеющей действительности — не насильственный, а совершенно добровольный отказ от умственных усилий и от работы души. Ни Буш-младший, ни Путин не закрывали библиотеки и книжные магазины. Не призывали телевизионщиков снимать идиотские мыльные оперы, не рекомендовали артистам сниматься в них, а гражданам — тратить на них свой досуг. Разве кто-то мешает обывателю смотреть не голливудскую дребедень, а артхаусное кино? Никто! Консьюмеризм и масскульт — это добровольное рабство. И они побеждают там, где — согласно главному завету демократии — правит большинство. Тоталитарные режимы устроены принципиально иначе. Они насаждают культуру и идеалы. Они сжигают (или запрещают) некоторую часть книжек, но любовь к другим прививают с детства. Читайте, падлы, "Песнь о нибелунгах". Учите, гниды, историю Древнего Рима. Слушайте Глинку, декламируйте Некрасова. Кто там считает, что Пушкин — не наше все? Петро-о-ов?! Ну ничего, мы его научим Пушкина любить. В демократическом обществе на место идеалов (плохих ли, хороших — неважно) заступает всесильный рейтинг. И если против тоталитарных идеалов можно бороться с помощью демократических идеалов, то борьба против рейтинга — это как раз борьба с демократическими идеалами. Сложная сия диалектика явно не ночевала в увлекательном романе Брэдбери. И уж тем более ее нет в очень искреннем спектакле Адольфа Шапиро. Его эстетика — это архаичная эстетика среднестатистического гражданственного спектакля сорокалетней давности. Его гражданственность — это гражданственность истинного шестидесятника, свято верящего в то, что спастись от гламура и масскульта можно так, как спасались когда-то от "совка", — взявшись за руки у костра, спев под гитару и почитав вслух слабое юношеское стихотворение Бродского "Пилигримы", которое сам автор, к слову сказать, упорно изымал из собрания своих сочинений. Пытаешься представить себе современных интеллектуалов у этого костра и ясно понимаешь: пилигримы — не мы, мы — не пилигримы. В борьбе масскульта и КСП за явным преимуществом, увы, победит масскульт.