Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

28.12.2007 Пожар в Et cetera Алена Карась , "Российская газета" 27.12.2007 Пожар способствовал Наталия Каминская , "Культура" 27.12.2007 В чем ошибся Рей Брэдбери Марина Давыдова , "Известия" 27.12.2007 Предупреждение интеллектуалам Владимир Колязин , "Независимая газета" 25.12.2007 Разлинованный Брэдбери Алла Шендерова , "Коммерсантъ" 20.12.2007 В театре «Et Cetera» поставили Брэдбери Андрей Протасов , Телеканал "Культура" 02.10.2007 Компаньоны: в театре Et Cetera показали, как принято в России людей дурачить Людмила Беширова , "Наш фильм" 27.09.2007 Старая драма Григорий Заславский , "Независимая газета" 20.09.2007 Бабушка-крестьянка Ирина Алпатова , "Культура" 18.09.2007 Сельская идиллия Анна Гордеева , "Время новостей" 17.09.2007 «Компаньоны» А. Галина в театре “Et cetera”, реж. Александр Галин Вячеслав Шадронов 27.07.2007 Thrills, Farce and Dramatic Coups / Сенсации, фарсы и драматические перевороты Джон Фридман , "The Moscow Times" 11.04.2007 Зола и пламень Любовь Лебедина , "Литературная газета" 09.04.2007 Дальше — молчание... Ольга Галахова , "Независимая газета" 06.04.2007 Connected by Blood / Связанные кровью Джон Фридман , "The Moscow Times" 01.04.2007 Испивший жизнь до дна Алиса Никольская , "Театральная касса" 27.03.2007 Любит/не любит Марина Зайонц , "Итоги" 27.03.2007 INCENDIES. Et Cetera Вера Румянцева 23.03.2007 Средний палец Михаила Угарова Евгения Шмелева , "Театральные Новые Известия" 23.03.2007 Дорогой «Пожаров» Марина Токарева , "Московские новости" 22.03.2007 У них любят погорячее Наталия Каминская , "Культура" 21.03.2007 Эдипов комплекс преодолен Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 19.03.2007 История нового Эдипа Алена Карась , "Российская газета" 19.03.2007 Громче, еще громче Глеб Ситковский , "Газета" 19.03.2007 Женщина, спой Олег Зинцов , "Ведомости" 19.03.2007 Не страшно Ольга Егошина , "Новые известия" 17.03.2007 Режиссер сгорел на работе Роман Должанский , "Коммерсантъ" 17.03.2007 История одной смерти Марина Райкина , "Московский комсомолец" 16.03.2007 «Пожары» в театре “Et Cetera” Анна Остерман , Телеканал "Культура". Новости 01.03.2007 Человеческое лицо терроризма Ольга Нетупская , "Страстной бульвар 01.03.2007 Трудности перевода Наталья Казьмина , "Планета Красота" 28.02.2007 Другая сторона луны Ксения Ларина , "Театрал" ("Театральные Новые известия") 22.02.2007 The Fog of Revolution / Туман революции Джон Фридман , "The Moscow Times" 15.02.2007 Подавленные и возбужденные Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 12.02.2007 Самое важное Марина Зайонц , "Итоги" 08.02.2007 Быть знаменитым несерьезно Наталия Каминская , "Культура" 07.02.2007 Барабаны в ночи Кристина Матвиенко , "TimeOut" 05.02.2007 Пора на дачу? Дмитрий Быков , "Собеседник" 05.02.2007 Подавлен — значит возбужден Марина Давыдова , "Известия" 05.02.2007 Вихри враждебные Елена Сизенко , "Итоги" 02.02.2007 Backstage Confessions / Закулисные признания Джон Фридман , "The Moscow Times" 02.02.2007 Александр Калягин. Verbatim Григорий Заславский , "Независимая газета" 01.02.2007 Подавление без возбуждения Юлия Черникова , "Утро.ru" 01.02.2007 Калягин «подавляет и возбуждает» Любовь Лебедина , "Труд" 01.02.2007 Исповедь в концертном исполнении Алле Шендерова , "Коммерсантъ" 01.02.2007 Как и жизни тысяч других Анна Гордеева , "Время новостей" 01.02.2007 Барабанная оторопь Ирина Алпатова , "Культура" 31.01.2007 «Спартак» в багровых тонах Глеб Ситковский , "Газета" 30.01.2007 Брехт мимо времени Марина Давыдова , "Известия" 26.01.2007 Кафе «Отечество» Анна Гордеева , "Время новостей"
Пресса

У них любят погорячее

Наталия Каминская
"Культура" , 22.03.2007
Этот спектакль в привычном московском театральном контексте выглядит необычно, с какой стороны ни взгляни. Пьесу написал и поставил канадский режиссер ливанского происхождения Важди Муавад. Ее содержание отсылает одновременно и к античной трагедии, в особенности к «Царю Эдипу», и к весьма популярным сейчас на Западе театральным высказываниям на острые социально-политические темы. И если совместное творчество варягов с русскими артистами сегодня не такая уж и редкость, то искренние, темпераментные сценические воззвания к социальной совести современников наш театр упорно не жалует. В «Пожарах» между тем речь идет о реальных жутких событиях, происходящих на мусульманских территориях, звучит неприкрытая, почти декларативная попытка примирить Восток и Запад. Но «античная» составляющая, то есть запутанная, полная невероятных тайных подоплек история героев, увеличивает внутренний объем пьесы. Прямой, агитационный посыл перемешивается в ней с витиеватым детективным сюжетом и цветистыми красотами текстов, в которых, конечно же, сказывается восточное происхождение Муавада (русский перевод Т. Уманской). Собственно, и эдипова тема имеет исток не только в античной, но и в древних восточных культурах. Этот густой коктейль из прямых социальных высказываний и пряных восточных сладостей, заключенный к тому же в стильный, современный постановочный «сосуд», — диковина для потребителей отечественной театральной продукции. Художник Изабель Ларивьер, работавшая и со знаменитым канадским режиссером Робером Лепажем, организует на сцене лаконичный мир: полупрозрачный стеклянный задник, живая вода, скупые европейские аксессуары и редкие яркие пятна восточных тканей. Муавад-режиссер работает в традициях западного сценического минимализма и довольно ловко вписывает в него истинно восточные хитросплетения событий и узорчатые словеса. Если бы не этот вполне продвинутый стиль самой постановки, мы бы имели законченную мыльную оперу или индийское кино. Брат и сестра получают от нотариуса завещание покойной матери, согласно которому должны отыскать еще одного своего брата и передать ему материнские письма. Поиски заставляют детей окунуться в прошлое родителей и обнаружить там леденящие душу события. Мать скиталась по опаленному гражданской войной Ливану, попала в тюрьму, где боевики насиловали узниц, а едва родившихся детей отправляли на тот свет. Брат и сестра тоже были плодами насилия, но уцелели чудом — охранник отдал малышей пастуху (Софокл и другие древние авторы вспоминаются с ходу). После пережитых ужасов несчастная мать до самой своей смерти держит обет молчания. В довершение ко всему становится известно, что самый первый ее ребенок, которого у нее отняли сразу после рождения, и есть тот самый головорез-насильник, таким образом, брат и сестра являются одновременно его детьми и кровными родственниками. Из всего этого вышел бы классный телесюжет для домохозяек, серий эдак на девяносто. Да с восточной окраской, с мощным сантиментом, с поэтическими страстями монологов, с пафосом сопротивления и страдания. К чести драматурга Важди Муавада, его письмо отмечено талантом, он в ладах и с поэзией, и с интригой. К чести же Муавада-режиссера — свободное владение пространством игры, в котором он умело размещает весь этот невероятный наворот событий. Артистам Театра “Et Cetera”, что и говорить, достался весьма непривычный материал. Большинству актрис (Татьяна Владимирова, Марина Чуракова, Наталья Ноздрина, Мария Скосырева) надо играть мусульманских женщин, «дать» и страдание, и скорбь, и пожар социального гнева, соблюдая при этом некое все же не свойственное Европе целомудрие в проявлении эмоций. Пока что в результате (тут, возможно, надо еще обыграться) получаются нажим и надрыв. Брату (Амаду Мамадаков) и сестре (Наталия Житкова), казалось бы, проще — их герои живут далеко от исторической родины, в каком-нибудь франкоязычном городе. Но зато у них — эдипов комплекс, странно молчащая мать, неизвестный отец, а теперь еще — груз расследования, результат которого не всякая психика выдержит. И вот артисты снова форсируют голос, тянут жилы до хрипоты, что создает на сцене почти постоянное ощущение истерики. Один лишь нотариус Лебель — Сергей Тонгур тих, бесконечно добр и деликатен, словно андерсеновский сказочник. Трудно сказать, воспламенят ли эти «Пожары» сердца московской публики. Но тут важнее соображения иного порядка. Сама судьба Муавада, который в восьмилетнем возрасте уехал с семьей в Париж из охваченного войной Ливана, не идет в сравнение с судьбами наших режиссеров молодого и среднего поколения. Сказано, не дай бог, не в укор последним. Но в случае с Муавадом, очевидно, и пепел соотечественников стучит в его сердце, и последующая жизнь во Франции и Канаде приучила его к социальной ориентированности. Театр благополучного цивилизованного мира сплошь и рядом озабочен мировыми проблемами, в то время как театр нестабильной России не знает, как со своими-то разобраться. Нам эта самая Гекуба ни к чему. Имея в собственных границах и «пожары», и конфликты Востока с Западом, мы откликаемся на них однотипными потоками телесериальной жвачки. Театр же или презрительно отмежевывается, или одевает в камуфляж римских полководцев (см. «Антоний & Клеопатра»), или, в лучшем случае, издает по этому поводу пубертатный «новодрамовский» писк. Театральное же сочинение Важди Муавада — плод вполне зрелый, отмеченный и гражданской позицией, и опытом, и дарованием. Хотя, на наш театральный взгляд, имеет вкус весьма специфический.