18.12.2015
Миф о "лишнем" человеке
Наталия Каминская ,
журнал "Сцена", №6 (98) 2015
13.11.2015
О чем волнуются подруги?: "Всё о женщинах" в театре Et Cetera
Зоя Апостольская ,
Российская газета
12.11.2015
Вампилов в жанре саундрамы
Галина Снопова ,
Московская правда
09.11.2015
Как забыть кафе «Незабудка»?
Ольга Егошина ,
Новые Известия
01.11.2015
Паршивая шутка
Елена Губайдуллина ,
Театральная афиша
05.10.2015
"Же сюи инженер Зилов: "Утиная охота" в театре "Et Cetera"
Елена Дьякова ,
"Новая Газета"
19.09.2015
Утиный сюр
Мария Юрченко ,
Радио "Орфей"
18.09.2015
"Утиная охота": Жизнь, в сущности, проиграна"
Алексей Филиппов ,
"КиноТеатр"
10.09.2015
Утиная охота
Наталья Витвицкая ,
"Ваш досуг"
02.06.2015
Мелихово. Чехов
Павел Подкладов ,
Страстной бульвар, 10
01.06.2015
От Таганрога до Мелихова
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша
04.04.2015
«Старшая сестра» подалась в хиппи
Радио "Шансон"
24.03.2015
Наш Чехов
Галина Снопова ,
Московская правда
01.03.2015
Ай-да Пушкин
Ирина Алпатова ,
"Театральная афиша"
20.02.2015
РАЗДВОЕНИЕ ТРОНА: «Борис Годунов» в Московском театре «ЛЕНКОМ» (пост. К.Богомолов) и Московском театре «Et Cetera» п/рук. А.А. Калягина (реж. П.Штайн).
Ирина Решетникова ,
"Диалог искусств"
01.02.2015
Блеск и нищета тоталитаризма
Марина Квасницкая ,
"Театральная афиша"
28.01.2015
Петер Штайн предупреждает: не надо русской крови
Марина Тимашева ,
"Трибуна"
21.01.2015
Про кровавого мальчика
Наталья Витвицкая ,
"Ваш досуг"
20.01.2015
Премьера "Бориса Годунова": похождения кровавого мальчика
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
20.01.2015
О настоящей беде
Ольга Егошина ,
"Новые известия"
19.01.2015
Петер Штайн под шапкой Мономаха
Елена Дьякова ,
"Новая газета"
19.01.2015
Пиетет не может быть главным мотивом режиссера
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
19.01.2015
Карт-бланш. Черный вертеп русской истории
Владимир Колязин ,
"Независимая газета"
19.01.2015
Наряд безмолвствует.
Роман Должанский ,
"Коммерсант"
18.01.2015
Искушение пушкинской тайной
Алена Карась ,
"Российская газета"
Пресса
5:00
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Петер Штайн предупреждает: не надо русской крови
Марина Тимашева
"Трибуна" ,
28.01.2015
Без мандата ООН, без бронетехники и даже без униформы перемещаются по планете одинокие миротворцы. Они восстанавливают нормальные человеческие отношения, искореженные политикой. Вот Петер Штайн – выдающийся немецкий режиссер – снова работает в России, не обращая внимания на санкции и прочие международные глупости. В московском театре «Et Cetera» он поставил трагедию Пушкина «Борис Годунов».
Благодарность Штайн заслужил уже тем, что не погнался за конъюнктурой: не перенес действие в ХХI век, не уподобил царя президенту, а бояр – олигархам, не переодел стрельцов в омоновцев и не настоял на банальном утверждении, что в России никогда ничего не меняется. Обычно подобные интерпретации «Годунова» предлагают российские режиссеры (от В. Мирзоева в кино до К. Богомолова в Ленкоме), насильно впихивая гениальный текст в прокрустово ложе собственных концепций. Оригинальность подобных решений шестидесятилетней давности сводит сложное к простому, объем – к плоскости, характеры – к карикатурам, трагедию – к прокламации.
Скажем спасибо Петеру Штайну и за то, что не использовал имя Пушкина в качестве прилагательного к собственному «я». Уважая автора, Штайн не сделал ни единой купюры в тексте (что само по себе уникально) и постарался представить персонажей такими, какими они в ней выведены. Годунов в исполнении Владимира Симонова – надежный монарх и добрый отец, когда-то совершивший преступление и совершенно измученный сознанием того, что грех не может быть прощен. Очень убедительным вышел в спектакле Шуйский. «Уклончивый, но смелый и лукавый», – говорят о боярине в пьесе. «Странная смесь смелости, изворотливости и силы характера», – пишет о нем сам Пушкин. Владимир Скворцов мастерски «схватил» все указанные черты и в предельно заостренной, психологически точной манере представил образ, составленный диковатым сочетанием внешнего европейского лоска и разбойной натуры.
Исключительно хорош Сергей Давыдов в роли Отрепьева. Кажется, впервые актеру удалось вызвать в зрителях сочувственное понимание, показать, что постоянными воспоминаниями о шумных пирах, ратных станах, боевых схватках и безумных потехах юных лет Пимен (Борис Плотников) заставил юношу себе завидовать, возбудил его фантазию и – невольно – спровоцировал бежать из монастыря: «Как весело провел свою ты младость! Ты воевал под башнями Казани, Ты рать Литвы при Шуйском отражал, Ты видел двор и роскошь Иоанна!» Впервые становится очевидным и редкое умение Отрепьева подлаживаться к обстоятельствам. С каждым человеком (будь то вольный шляхтич, донской казак, опальный дворянин или восторженный поэт) он общается на понятном языке, и говорит то, что собеседнику приятно слышать. Но одаренный манипулятор попадает в руки других, куда более искушенных в этом гнусном искусстве, людей. Темпераментный и сметливый юноша оказывается «предлогом для раздоров и войны».
Что касается формы, избранной режиссером, – она производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, придуман остроумный ход, который позволяет менять декорации, не теряя ни минуты времени (действие происходит на трех площадках – основной сцене и двух, расположенных по бокам). Эффектны исторически достоверные костюмы, в сценографии довольно реалистично воспроизведенные интерьеры соседствуют с фотографическим изображением белых соборов Московского Кремля. Режиссура иногда вызывающе иллюстративна, а визуальное решение многих сцен отсылает не к музейной старине, а к сувенирным рядам.
Один из главных героев произведения Пушкина, как известно, народ. Отношение к нему немецкого режиссера сильно отличается от того презрительно-высокомерного, что принято у московской светской тусовки. Картину на Красной площади завершает диагональная мизансцена, нарядные бояре зримо противопоставлены простонародью. Одни чинно шествуют в кремлевские палаты, другие волокут на плечах тяжеленный колокол. Траектории движения не пересекаются. Но старинная знать прекрасно понимает свою зависимость: есть нечто более важное, чем указы, приговоры и интриги. « Сильны мы… не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным». Эта реплика в спектакле акцентирована. И знаменитый финал Штайн воспринял не так, как нынче модно думать, будто народ безмолвствует потому, что забит, бессловесен и покорен. Да и что взять с безмозглого овечьего стада? Однако и в трагедии Пушкина, и в спектакле театра «Et Cetera» народ молчит, потому что не хочет славить Димитрия Ивановича, то есть сопротивляется требованию князя Мосальского. И в этом безмолвии – начало конца правления Самозванца. Народ не простил Борису убийства одного царевича, не простит и новому монарху убийство Феодора.
Самозванец сознает: чтобы захватить власть, придется пролить кровь соотечественников («кровь русская, о, Курбский, потечет»), и этого страшится. Призыв щадить «русскую кровь» касается, конечно, не только монаршей власти, не только русской крови и не только истории государства Российского, но он своевременно расслышан Петером Штайном, и очень важно всем нам к нему прислушаться.