19.12.2013
Ошибочка вышла
Анна Чужкова ,
Газета «Культура»
12.12.2013
«Комедия ошибок»: веселый шум
Наталья Витвицкая ,
«Ваш досуг»
11.12.2013
Премьера "Комедии ошибок" Шекспира в Московском театре Et Cetera
Ольга Подкопаева, Алексей Куренков ,
«Голос России»
11.12.2013
Счастливый конец опасной истории
Анна Чепурнова ,
«Вечерняя Москва»
11.12.2013
Роберт Стуруа ошибся комедией
Марина Шимадина ,
«Известия»
11.12.2013
"Комедия ошибок", или путь к самому себе
Рита Болотская ,
«Голос России»
11.12.2013
Роберт Стуруа в театре Et Cetera: путаница по-шекспировски
Вера Копылова ,
РИА Новости
10.12.2013
Роберт Стуруа представит "Комедию ошибок" в Еt Cetera
РИА Новости
10.12.2013
К юбилею Шекспира Роберт Стуруа поставил "Комедию ошибок" в московском театре Et Cetera
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
12.11.2013
Девятнадцатый век растворяется в двадцать первом. В театре Et Сetera
Николай Корнацкий ,
портал Musecube
23.05.2013
История одного безумства
Анжелика Сафронова ,
24МИР
22.05.2013
«Пятый элемент» Лопе де Вега
Елена Вилле ,
Радио «Мир»
05.03.2013
Мюзикл Продюсеры. «Гитлер, он же еге-гей!»
ПОЛИНА ПЕТЛИНА ,
BESTOFLIFE
Пресса
5:00
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Роберт Стуруа ошибся комедией
Марина Шимадина
«Известия» ,
11.12.2013
Шекспировскийсезон в московских театрах продолжается. Вслед за «Отелло» в «Сатириконе»,«Мерой за меру» в Театре Пушкина, «Гамлетом» в «Гоголь-центре» и «Укрощениемстроптивой» в Театре Наций в игру включился театр Et Cetera с «Комедией ошибок» Роберта Стуруа. Она завершает шекспировскую трилогию режиссера в этомтеатре, начатую «Шейлоком» и «Бурей» с участием Александра Калягина.Грузинскийрежиссер — признанный специалист по Шекспиру. Одного только «Гамлета» он ставилпять раз, каждый раз по новому, и британская версия 1992 года вошла в десяткулучших интерпретаций этой пьесы за последние полвека. «Комедию ошибок» онтоже уже ставил в Хельсинки и считает тот спектакль одной из лучших своихработ. Но в этот раз режиссер решил сделать не трагифарс, а драму, благо пьесадает веские основания.Хотя«Комедия ошибок», написанная по мотивам «Менехм» Плавта, внешне выглядитклассической комедией положений, в этой ранней шекспировской пьесе под веселойпутаницей уже шевелится хаос. Тут есть две пары разлученных в детстве ислучайно оказавшихся в одном городе братьев-близнецов, которых все принимаютдруг за друга, что порождает множество забавных ситуаций. У Шекспира(*)традиционный комический прием превращается в повод задуматься о хрупкости инеустойчивости мира. Где верный муж в один миг может оказаться лишним всобственной семье, честный человек — быть брошенным в тюрьму за чужие долги истать в глазах бывших друзей сумасшедшим.Ощущениеопасности создает и тревожная музыка Гии Канчели, и лаконичное оформлениеГеоргия Алекси-Месхишвили: красные стены залиты снизу черной краской, словнобушующее море подступило к стенам Эфеса. Компания стражников в черных мантиях,с выбеленными лицами тоже производит гнетущее впечатление.Но играактеров тут строится на контрасте с мрачным окружением — они беззаботно ломаюткомедию. Роберт Стуруа устраивает на сцене что-то вроде площадного театра,где артисты заламывают руки, округляют глаза и вопят дурными голосами. Дляобнажения приема он вводит в спектакль нового персонажа — девочку-помрежа,которая работает звуковиком, в нужные моменты барабаня по пустым железнымбакам, а в финале объясняет, что у них перегорел пульт и продолжения не будет.Но стилизуябалаган, очень просто в этот самый балаган скатиться. Это, к сожалению, ипроизошло со спектаклем. В постановках Стуруа актеры всегда существовали вусловной, подчеркнуто театральной, порою утрированной и гротескной манере. Ноздесь они доводят свои образы почти до карикатурности — ни одного естественногожеста и интонации, всё с жирным нажимом и наигрышем.ВладимирСкворцов, исполняющий роли сразу двух братьев-близнецов, — артист хороший, сбогатой эмоциональной палитрой, и мог бы сыграть то же самое гораздо тоньше иаккуратнее, одной бровью. Тем более что его партнер, Кирилл Щербина, успешнообходится без форсированного комикования — ведь ситуации, в которые попадаютгерои, смешны сами по себе. Чтослучилось с Ольгой Котельниковой и Натальей Благих, почему оникривляются, как в каком-то пародийном телешоу, сказать сложно. Говорят,спектакль выпускался в трудных условиях, в сжатые сроки. Вероятно, этимобъясняется и скомканность финала.После тогокак братья, одного из которых незаметно подменил другой актер, наконец нашлидруг друга и обнялись, на сцене вдруг гаснет свет, и зрителей просят покинутьзал — мол, у нас технические проблемы. Но тут же, как ни в чем не бывало, всеактеры выходят в масках и перьях и начинают петь что-то про любовь, хотяникакой любовью в спектакле и не пахло.Этотвнезапный кафешантан совершенно сбивает с толку — что хотели сказать-то? Началис хрупкости бытия, а закончили утверждением, что весь мир — не театр даже, агрубый водевиль. Остается надеяться, что спектакль будет еще развиваться и чтобатоно Стуруа как-то изменит финал и проведет с актерами работу надошибками.