14.12.2011
Поговорим о странностях смерти
Ольга Егошина ,
«Новые Известия»
30.11.2011
А Родиона Романовича не узнали
Григорий Заславский ,
«Независимая газета»
17.11.2011
«Четвертая стена» за спиной
Копылова Марина ,
«Страстной бульвар
15.11.2011
«Похождения Шипова»: лакеи начинают и выигрывают
Наталья Витвицкая ,
«Ваш досуг»
26.10.2011
«Орфей»: смерть поэта
Наталья Витвицкая ,
«Ваш досуг»
05.10.2011
«Буря»
Наталья Витвицкая ,
«Ваш досуг»
27.01.2011
ПЕЧАЛЬНАЯ ФЕЕРИЯ
Екатерина Дмитриевская ,
«Экран и сцена»
Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
«Похождения Шипова»: лакеи начинают и выигрывают
Наталья Витвицкая
«Ваш досуг» ,
15.11.2011
В театре п\р Александра Калягина идут премьерные показы спектакля «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» по малоизвестной повести Булата Окуджавы. Автор инсценировки — Нина Садур, режиссер — Сергей Грицай. История про обаятельного проходимца Шипова, посланного следить за Львом Толстым, написана Окуджавой в то далекое советское время, как гонения на диссидентов были в самом разгаре. Другого способа «поддержать своих» и выразить свое фи властям у легендарного советского поэта не было и быть не могло — только завуалировать злую насмешку в тексте о другой эпохе. Совсем небольшой, десятистраничный опус Булата Шалвовича тогда был воспринят неоднозначно, мало того, что критики писали заказные разгромные статьи, так еще и преданные поклонники отвернулись — они жаждали лирики. «Шипов» же и сегодня звучит почти как донос. На бездарных руководителей, на их тупых и жалких рабов, на безвольный народ, которому в сущности всё всё равно. Формой для выражения праведного гнева Окуджава выбрал водевиль с элементами абсурда и фантасмагории. Здесь смешалось настоящее и выдуманное, реальное и подсознательное, старое и новое, смешное и страшное. Режиссер четко проследовал заданному поэтом курсу: его спектакль обманчиво похож на шумную карусель, на то, о чем принято говорить «ничего серьезного». Короче, на что угодно, но только не на важное действо с легко считываемым посылом. Кстати, здесь и кроется главный недостаток постановки — зрителю, не знакомому с ее предысторией, сложно разобраться в причинно-следственных связях. Зачем на сцену выводят таких сереньких героев (перед нами не только прохвост Шипов, но и его друг — то ли грек, то ли итальянец Гирос), зачем показывают, как они пытаются «пристроиться» и «для бумажки» наклепать донос на Толстого, наконец, с какой такой радости герои ездят на деревянном колесе, поют-пляшут, еще и разлюли-малину с хорошенькими крестьянками разводят. На сцене шум, гам, кутерьма. И буквальный замкнутый круг, по «рельсам» которого разъезжают деревянные колеса с генералами и прочие «шишками», а Шипов и сотоварищи между ними знай успевают проскакивать. «Хочешь жить — умей вертеться» — закон русской народной жизни, актуальный, как в веке XIX, так и в XX и XXI. Остроумная сценография, безусловно, символична. И надо заметить, необыкновенна хороша. Она гораздо больше, чем режиссура, соответствует хулиганскому замыслу автора — осмеять систему политического сыска в России (и здесь все ходят по кругу), также основанного на русском «авось» и доверенного непонятно кому и непонятно за какой надобностью. Впрочем, тем зрителям, которые знакомы с прозой Окуджавы, перчисленные «трудности» не помешают. И вслед за ним и режиссером спектакля насмешливо улыбнуться. И сыскные агенты, и обыватели суть одно и тоже — просто люди, жуликоватые, подобрастные и напуганные. Лакеи, право слово. А отличаются они от нас или нет — еще вопрос.