Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

18.12.2012 На сцене театра «Et Cetera» представлена обновленная постановка Роберта Стуруа «Звездный мальчик» Новости культуры 15.12.2012 Премьера «Звездного мальчика» по Уайльду прошла в столичном театре Мария Ганиянц , РИА Новости 06.10.2012 Здравствуйте, я ваша смерть Анна Чужкова , «Культура» 04.10.2012 Ничего себе местечко для Калягина Геннадий Демин , «Трибуна» 04.10.2012 «Ничего себе местечко для кормления собак» сосредоточен на опустошении Джон Фридман , The Moscow Times 02.10.2012 Ни конца, ни света Роман Должанский , Газета "Коммерсантъ" 01.10.2012 Место хорошее… Григорий Заславский , «Независимая газета» 01.10.2012 Конец собачьей жизни Наталья Каминская , «Итоги» 01.10.2012 «Ничего себе местечко для кормления собак»: шок на ровном месте Наталья Витвицкая , «Ваш Досуг» 28.09.2012 Ничего себе комедия Николай Берман , Газета.ру 27.09.2012 Александр Калягин сыграл «торговца смертью» Журнал «Театрал» 13.07.2012 Мадам Эвридика от черта вернется / "Орфей" (Театр "Et cetera") Владимир Анзикеев , Журнал «Страстной бульвар 30.05.2012 Буря - месть и прощение Цви Горен , "Вести-Тель-Авив" 07.05.2012 Неласковый зверь Мария Седых , «Итоги» №19 06.04.2012 Измученный и скучный зверь Ирина Алпатова , «Культура» 02.04.2012 «Драма на охоте»: смертельная доза Наталья Витвицкая , «Ваш Досуг» 31.03.2012 Спектакль Антона Яковлева «Драма на охоте» показали в «Et cetera» Анна Банасюкевич , РИА Новости 12.03.2012 «Моя Марусечка» Ирина Алпатова , Газета «Культура» 02.03.2012 Просто Маруся Ирина Алпатова , «Культура» 01.03.2012 В деревне Гадюкино дожди Ирина Анисимова , «Театрал» 09.02.2012 У Калягина в театре Et Cetera премьера спектакля «Моя Марусечка» Дина Радбель , «Фамильные ценности» 06.02.2012 «Моя Марусечка»: душевный спектакль Марины Брусникиной Наталья Витвицкая , «Ваш Досуг» 06.02.2012 Сопрано под транзистор Елена Ларина , Голос России 06.02.2012 Марусечкино царство Ирина Анисимова , «Новые Известия» 03.02.2012 Марина Брусникина устроила разговор по душам в театре «Et Сetera» Новости телеканала «Культура» 01.01.2012 «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» Жанна Филатова , "Театральная Афиша"
Пресса

Марусечкино царство

Ирина Анисимова
«Новые Известия» , 06.02.2012
Действие спектакля «Моя Марусечка» разворачивается в декорациях разрушенного мира: это одновременно и античные развалины, и заброшенная дворянская усадьба, и советская квартира с облупленным кафелем, и деревенский двор с разбросанными тазами и ведрами. Режиссер Марина Брусникина поставила спектакль о судьбе простой русской женщины Марии Христофоровны (в основе спектакля – повесть Александры Васильевой), и при этом ее играют сразу несколько актрис. Эта «многоликость» понадобилась режиссеру для того, чтобы сказать – главная героиня живет в каждом из нас. Самобытная проза Васильевой во многом поэтична и описательна, поэтому перенести ее в театральное пространство – задача не из легких. Однако Марина Брусникина максимально следует произведению, бережно сохраняя слова и действия персонажей. В повести Васильевой рассказывается об одном из отдаленных городов России, в котором живет шестидесятилетняя Маруся и где в течение трех месяцев не переставая идут дожди. Причем такой интенсивности, что на подоконниках вырос камыш, соседнее кладбище ушло на дно озера, а с чердака Маруся то и дело выметает шаровые молнии. Примерно то же мы видим и на сцене в метафорической форме. Под ногами – серебряные шары – те самые шаровые молнии, которые то и дело «выметает Маруся». Кругом – «приметы» минувших эпох: осколок мраморной колонны, деревенское окошечко, которое давно не белили, советский транзистор, от которого ждут новостей, а он передает лишь сводку погоды, скульптура льва, украшавшая некогда оперный театр… Здесь, словно после Всемирного потопа, перемешалось все и вся. В подобном контексте образ Марусечки восходит к известному библейскому архетипу. Она, как и праведный Ной, спасает безнравственный человеческий мир. Марусечка сродни Матрене Солженицына жертвует всем ради других, это о них сказано – не стоит село без праведника. Во времени, зацикленном на приобретении и прибыли, Марина Брусникина находит в каждом человеке эту способность жертвовать, поэтому роль Марии Христофоровны отдает не кому-то одному, а распределяет почти между всеми женскими персонажами. Известно, что Брусникина в качестве материала для своих спектаклей преимущественно выбирает прозаические произведения. При этом она не делает инсценировок и строго придерживается текста, сокращая лишь немногое. Но, возможно, иногда то, что хорошо в прозе не всегда будет срабатывать на сцене. В связи с этим хочется отметить слаженную игру ансамбля и хорошо выверенные по синтагмам и цезурам монологи героев, которые порой спасают не совсем устойчивую конструкцию спектакля. А возможно, театру, который создает Марина Брусникина такая конструкция и не нужна. В нем главным остается слово, в котором и заключена вся драматургия. Кроме того, Брусникина занимается редкой сегодня оркестровкой – спектакль с предельной точностью как в опере разбит на голосовые тембры актеров, это не случайно, ведь помимо режиссуры Марина Брусникина является преподавателем сценической речи во МХАТе. Кстати, различные оперные партии в спектакле звучат не раз. Начиная от «Русалки» Даргомыжского и кончая в конце «Русланом и Людмилой» Глинки: «Но века пройдут, и на бедный край доля дивная низойдет». И нескончаемый дождь над деревней действительно заканчивается, но Марусечка так и не дождется заветного освобождения из тюрьмы своего приемного сына Мити. Она погибает по нелепой случайности: разнимая в драке дворовых ребят. В хорошей прозе всегда не случаен выбор имени персонажа. Так, Васильева, словно подчеркивая нелегкую долю и жертвенность героини, дает ей отчество Христофоровна – несущая Христа. Она смиренно несет свой крест. При этом в спектакле и в прозе появляется крест в прямом смысле. Им служит простая картонная коробка, перевязанная крест-накрест бечевкой. Марусечка оказывается той нитью, которая соединяет собой мифологическое пространство с бытовым и внешним миром. В первый раз картонную коробку во сне Марусе дает старик и говорит, чтобы она ее не ставила на землю, потому что это – ее «горе». В конце повести старик из сна оказывается в реальном мире и разрешает поставить коробку, ведь земля уже просохла. Потоп закончился, можно выйти на землю и начать строить все заново. Только нет больше Марусечки – того проводника и праведника, который помогал выжить и спасал мир от нас же самих.