Подписка на новости
Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Эжен Скриб и герои его знаменитой пьесы в театре «Et Сeterа…»

Валерий Бегунов
интернет-портал "Реальная Россия"
Мирские хлопоты мельчают. Вода, выплеснутая в лицо оппоненту во время телеэфира или там же таскание друг друга за волосы – и говорят лишь об этом. Развелись или сошлись две третьестепенные «звездочки» второсортных сериалов – и только это повсеместно почитается великой новостью; да еще так, будто этим определяется воля Провидения… Фейк, запущенный онлайн хулиганом – и министерство внешних сношений Англии вынуждено опровергать очередную волну эмоций… А вот прежде!

Кстати, об Англии. Прежде вода была, если не мокрее, то весьма ядренее. И примерно в начале 18-го века вода, поднесенная английской королеве Анне Стюарт прекратила войну Англии и Франции, привела к смене правительства и фаворитов королевы, а заодно устроила личные судьбы, благополучие и двух юных возлюбленных, соединив их в счастливом браке. По крайней мере таков сюжетный выплеск знаменитого и неисчерпаемого «СТАКАНА ВОДЫ» Эжена Скриба – драматурга-водевилиста, сочинителя либретто опер и балетов, члена Французской Академии.

Как много театров заглядывали в этот скрибовский «Стакан воды»! И вот теперь роскошная премьерная постановка неувядаемой пьесы Э. Скриба (в переводе К. Фельдмана) в московском театре «Et ceterа…». Определение «роскошная» касается прежде всего декорации. Режиссер-постановщик Борис Морозов вместе со сценографом Анастасией Глебовой возводят на сцене обстановку Сент-Джеймского дворца. Конечно, это условный образ королевского дворца. Но производит сильное впечатление! Арки, гобелены, настенный декор… Эту роскошь поддерживает художник по костюмам Андрей Климов – офицерские мундиры, наряды придворных там, вельмож и дипломатических посланников блещут золотым шитьем и искрами украшений. Это сюжет о победе юных влюбленных над силами зла. Сюжет выстроен достаточно иронично и в то же время он несет в себе, я бы выразился так – нежный и тонкий мелодраматизм. Действо – при всем его роскошном облике и подчас водевильном строе - развивается по законам внутренней музыкальности. Она выявлена композитором спектакля Григорием Гоберником.,

Но это – визуальный манок постановки. А главное, что привлекает нас в любом спектакле – это рассказанный драматургом сюжет, режиссерская идея и ее воплощение и игра актеров. Напомню интригу. Идет война между Англией и Францией. Она губит тысячи жизней. Разоряет казну и страну. Но смысл продолжения военных действий только в амбициях вельмож-фаворитов: сохранить свою власть и влияние на королеву, подчинять жизнь государства своим прихотям и набивать мошну. И политическая жизнь с ее «подковерными» тайными интригами вдруг переплела жизни слабохарактерной королевы Анны, ее всесильной фаворитки герцогини Мальборо (жены такого же всесильного военачальника маршала герцога Мальборо) с жизнями и надеждами разорившегося политического журналиста сэра Генри Сент-Джона и двух юных, не имеющих средств к жизни, влюбленных - продавщицы ювелирной лавки (но по рождению – кузины герцогини Мальборо) Абигайль Черчиль и пылкого, честолюбивого, но «нищего дворянина» Мэшема.

По словам постановщика Бориса Морозова, когда его пригласили в «Et ceterа…» на постановку, то вместе с художественным руководителем театра Александром Калягиным они долго выбирали название. И в конце концов остановились именно на «Стакане воды» Эжена Скриба. Конечно, постановщика спектакля привлекала и своеобразная актуальность пьесы – звучащие в ней и созвучные с нашими днями (да и всегда созвучные с реальной жизнью!) мотивы – чем руководствуются сильные мира сего, правящие его судьбами? И кто правит и манипулируют сильными мира из-за их спин? Но пьеса «Стакан воды» - неувядаема и увлекательна для театров и зрителей разных стран уже много-много лет другим – как борются за свое счастье и удачу «обычные» люди? Как жаждут любви и обретают ее. Как преодолевают все перипетии и даже интриги и происки этих самых «сильных мира сего» - бессильных против высшей справедливости чувств и надежд чистых сердец и светлых душ.

Приключений и неожиданных поворотов событий сваливается на головы персонажей множество. Неожиданный и тайный покровитель Мэшема – и Межем вдруг становится поручиком гвардии при королевском дворе, а потом и капитаном и осыпан милостями, подарками и деньгами. Ненависть герцогини Мальборо к Абигайль – родство по крови отступает перед высокомерием богачки. Недоброжелатель и оскорбитель Мэшема. Внезапная дуэль, приносящая богатство и титул сэру Генри. Вынужденное, но несостоявшееся бегство Мэшема. Дружеский нерушимый союз между такими разными личностями, как вертопрах и газетный полемист, прожженный политик-оппозиционер сэр Генри и нежная, верная и чистая Абигайль и такой же верный жертвенно-любящий Мэшем. Тайное соперничество герцогини и королевы в чувстве к молодому офицеру. Королева Анна, жаждущая любви и против воли соединяющая руки Мэшема и Абигайль (но сохранившая взаимную дружбу и преданность с Абигайль)  и из слабохарактерной игрушки в руках герцогини Мальборо превратившаяся в жесткую правительницу. А в итоге все расчеты и злодеев, и положительных героев опрокидываются по воле случайностей. Всё переворачивается вверх ногами. Или как раз становится с ног на голову? Мир заключен. Наши герои становятся фаворитами при дворе и обретают личное счастье и благополучие. Злодеи посрамлены, а сэр Генри торжествует. Мир с Францией заключен. Любовь и верность вознаграждены. Справедливость торжествует.

Все это увлекает и держит зрителя в напряжении. Но его внимание прежде всего обращено на то, как персонажи – особенно те, которым мы сопереживаем и принимаем их сторону - преодолевают все эти житейские выверты? Как проявляются их характеры и душа? Как закаляются они в своей стойкости, чистоте и верности?

Постановщик Борис Морозов строит действо на контрасте. Мир двора строго регламентирован и жестко «расчерчен». На приемах у королевы и аудиенциях у нее каждый передвигается по строго прямым линиям, пересекающимся под строго прямыми углами. Движение медленное, четкое и замедленное. Так движутся и придворные, и вельможи, и прислуга, и офицеры гвардии и даже французский посланник. И вот среди этой «расчерченности», поверх нее, сквозь нее, вопреки ей прорываются пылкие, свободные в своей естественности движения и жесты персонажей. Непосредственность и пылкость сердец, страстность душ и острота ума выражают себя именно в этой раскованной, легкой пластике движений. Азартный игрок, фанфарон, остроумец сэр Генри Сент-Джон – таким он сыгран Николаем Козаком. Броский жест политика. Изысканный поклон царедворца и вельможи.  Демократизм истинного аристократа – все это есть в облике и поведении сэра Джона (Николай Козак приглашен на эту роль из Театра Армии – там он, кстати, уже играл царедворца – Бориса Годунова). Но в ключевые моменты отношений Абигайль и Мэшема и в критические извивы их судеб сэр Джон – Н. Козак способен быть чутким и нежным, верным и мудрым другом, ставящим интересы любви выше политических интриг. Слабая и сильная королева Анна (Наталия Житкова), одинокая и жаждущая понимания и верной дружбы  - интонации ее голоса становятся нежными, мягкими и проникновенными в те минуты, когда на кону личная судьба дорогих ей людей. Жесткая и жестока, невыносимая в своей авторитарности и жажде власти герцогиня Мальборо – такой ее с самого начала играет Наталья Благих. Но и у герцогини могут сдавать нервы, и она срывается на крик… а в итоге, когда она терпит поражение и ее удаляют от двора, она сникает; и в эти минуты Н. Благих показывает герцогиню такой, что ее даже делается жалко – унижена сила и гордость.

Ну, и главные герои этой истории – юные Абигайль и Мэшем. Мешем (молодой артист Егор Гордиенко, в этой роли – его первый выход на сцену «Et ceterа…» ) – воплощение человеческого благородства, мужской верности и стойкости, рыцарской преданности. Егору Гордиенко веришь, что его Мэшем готов пожертвовать всеми благами мира ради счастья любимой. И этот Мэшем – не игрушка в руках сильных друзей и покровителей – сэра Генри, королевы (а потом на время и герцогини Мальборо). Он способен принимать и до конца выполнять собственные решения.

Другое дело, что и его судьба, как и сувдьбы всех персонажей пьесы «Стакан воды» складываются вопреки их планам, но по воле Случая – а случай несет в себе справедливость). Абигайль (Кристина Гагуа) – воплощение чистоты и верности в любви. Но… женская хитроумность ей не чужда. Она достойная спутница и подруга Мэшему. Но К. Гауа показывает и то, что ее Абигайль – вполне «по руке» как соратница сэра Генри в его планах, и достойная подруга королевы, в нужный момент берущая на себя бремя твердости и решительности в противостоянии герцогине Мальборо; и тогда Абигайль – достойная соперница и противница всесильной фаворитки.        

Но не стоит искать прямые аналогии между сюжетом пьесы «Стакан воды» и ее героями - с реальными событиями и прототипами. В свое время Александр Дюма-отец подчинял реальную историю логике развития свои романов, сближая, переставляя и перекраивая реальные события и переменяя ради остроты и убедительности романной интриги биографии и возраста своих персонажей, носящих подлинные имена исторических фигур. Предшественник Дюма (кстати, как и он – француз) Эжен Скриб за сто лет до Дюма еще безаппеляционее и своевольнее обходился с историей. Реальным Абигайль Черчилль, Мэшему, королеве Анне было гораздо больше лет, чем им же в пьесе Скриба. Война между Францией и Англией за Испанское наследство имела иные подоплеки и мотивы, чем в пьесе. Сэр Генри Сент-Джон, политик, журналист, писатель, философ был женат, а его политические игры были мало чем отличимы от интриг герцогини Мальборо. При этом попервоначалу Абигайль и ее кузина герцогиня Мальборо были хорошими подругами. Но став фавориткой королевы Анны (гораздо более жесткой в жизни, чем в пьесе), реальная Абигайль отступилась от кузины и была весьма последовательна в преследовании интересов своего влияния и благополучия (как и ее муж – реальный Мэшем). Но это важно для ценителей исторической точности. А перед нами – прежде всего увлекательное драматургическое сочинение и театральная постановка на ее основе. Словом, не стоит искать прямые аналогии и намеки на нашу текущую реальную социальную жизнь: каковы нынешние «вельможи» и их амбиции?.. ради чего рвутся они стать «приближенными к властным верхам»?.. и кто и как правит в там за спинами правительств и интригует в своих интересах за кулисами событий?

Перед нами – не политический, не проблемно-социальный спектакль. Жанр пьесы «Стакан воды» совсем иной и лежит в иной плоскости. Напомню: Эжен Скриб – француз, подспудно им владела «генеральная идея»: прекратить бесконечные военные стычки Франции и Англии, мир – благо для родины Скриба. Он также – и прежде всего! – водевилист и комедиограф. Дипломатический, политический и любовный сюжет (каким бы трагическим или мелодраматическим он не был) Скриб разворачивает и развивает прежде всего водевильными приемами и средствами. Любая интрига тут сверххитроумна – но вовсе не по законам здравого житейского смысла. И при этом любая интрига, любой замысел, любое целенаправленное проявление амбиций срывается, переворачивается и оборачивается против себя же самым непредвиденным образом – по воле Случая. Случай правит миром и судьбами! «Положительный герой» «Стакана воды» сэр Генри Сент-Джон (ставший виконтом Болингброком, премьер-министром и богатейшим вельможей именно по прихоти случая) эту власть случая, упование на эту власть как раз и декларирует с самого начала. Реплика в сторону… тут вот что интересно: ведь реальный сэр Генри не только писатель и журналист, но и (напомню) философ. Быть может, Эжен Скриб в философских трудах и трактатах реального сэра Генри Болингброка нашел рассуждение о роли и взаимодействии Случайности и Закономерности в жизни. И это дало ему ключ и ход к построению фабулы «Стакана воды» и образа литературного сэра Генри? Как раз политические и даже любовные отношения реальных прототипов своих героев Скриба волнуют меньше всего. И к консерваторам, защищающим идею твердой государственно-монархической власти, и к либералам, потрясающим революционными лозунгами, иронист и комедиограф Скриб относился одинаково скептично и насмешливо. Его гораздо больше волновали перипетии личных человеческих судеб. И то, как Случай правит жизнями и событиями. Это ведь целая философия – рассматривать Случай, как проявление воли Провидения. Надмировые Высшие Силы являют свою правящую миром и непредугадываемую прихоть – и в этой прихоти реализуют идею воздаяния и справедливости! – именно через господство Случая.
Как раз такой взгляд на жизнь более всего понятен и привлекателен обычному человеческому сознанию. Хочешь насмешить богов – строй планы. Какими бы точными расчетами эти планы не подкреплялись, а что и почему происходит в жизни – не предугадаешь. Жизнь порой так насмешлива в своих парадоксальных изворотах… И этот житейский иронизм близок водевилисту Скрибу и выражен им в его драматургии – особенно ярко и последовательно в пьесе «Стакан воды». Поэтому театры во всем мире не забывают эту пьесу и находят в ней массу возможностей для увлекательных постановок, дающих пищу и уму, и сердцу самых широких зрительских аудиторий.

Так что зрителей спектакля Бориса Морозова «Стакан воды» в театре «Et ceterа…» ждет именно увлекательное, занимательное, яркое и роскошное зрелище. Есть чему улыбнуться и отчего порой будет замирать сердце. Оправдавшиеся ожидания сулят успех? Или, напротив, именно неоправдавшиеся ожидания ведут к успеху? Невероятные игры Случая, совпадения и несовпадения – к неудаче или, быть может, как раз к особой удаче? Попереживать с юными влюбленными и несчастной королевой и посочувствовать им. Насладиться торжеством благородства, позором и поражением зла. И пережить вместе с положительными героями счастливый финал и встречу с удачей и благополучием.

Источник:
http://rusnewsday.ru/index.php/kultura/item/8769-ezhen-skrib-i-geroi-ego-znamenitoj-pesy-v-teatre-et-cetera