Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

27.12.2017 Короткие дороги любви во время чумы БКИ МОСКВА 01.09.2017 Страшный Суд был вчера Наталия Каминская , журнал "Сцена" №4 29.08.2017 Эльза плюс Василий – любовь: Людмила Дмитриева и Евгений Стеблов – в главных ролях. Анжелика Заозерская , Вечерняя Москва 20.08.2017 Старик и горе Ирина Удянская , WATCH 16.08.2017 К нам приехал "Ревизор.Версия": Александр Калягин предстал в образе инфернального Хлестакова Слава Шадронов , Окно в Москву 21.06.2017 Ревизор приходит дважды Елизавета Авдошина , Независимая газета 18.06.2017 Хлесткий Хлестаков Андрей Максимов , Российская газета 07.06.2017 Александр Калягин прикинулся Ревизором Анастасия Плешакова , Комсомольская правда 06.06.2017 Последний день города N: Как пьесу Гоголя «Ревизор» превратили в «Карточный домик» Анна Гордеева , Lenta.ru 05.06.2017 «А рыба была хороша!» Марина Токарева , Новая газета 01.06.2017 Александр Калягин побил рекорды, сыграв в 75 лет молодого Хлестакова Марина Райкина , Московский комсомолец 31.05.2017 По щучьему велению и именному повелению: Александр Калягин сыграл Хлестакова Ольга Егошина , Театрал 22.05.2017 «Ревизор. Версия» Филипп Резников , Rara Avis 20.04.2017 Мы, нижеподписавшиеся Андрей Максимов , Театрал 24.01.2017 Никогда не разговаривайте с деревьями: "Лодочник" в театре "Et Cetera" Татьяна Филиппова , Театральная Афиша
Пресса

Александр Калягин побил рекорды, сыграв в 75 лет молодого Хлестакова

Марина Райкина
Московский комсомолец , 01.06.2017
В театральной Москве появился «Ревизор», который бьет рекорды как минимум по двум позициям: бессмертную комедию Гоголя из четырех актов дают в полтора часа, а молодого проходимца Хлестакова играет 75-летний актер. Такова версия режиссера Роберта Стуруа, преподнесшего своему давнему другу Александру Калягину подарок — роль Хлестакова.

Сцена впечатляет: она пуста и сжата с трех сторон стенами с глазницами пустых окон. В каждой стене их по 16. С одной стороны, очень напоминает сохранившуюся стену Папского дворца в Авиньоне (кто бывал, тот непременно видел сей исторический памятник, в котором до сих пор играют главные спектакли главного театрального фестиваля Франции). С другой — мертвый дом, в высоких и красивых окнах которого никто не покажется. Впрочем, так кажется только поначалу.

Абсолютно классическое начало: «Господа, я пригласил вас с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие…» Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский молодцеват, подтянут, импозантен. Расхаживает в расшитом золотом по низу черном халате с широкими обшлагами. Его играет Владимир Скворцов, замечательный актер, которого еще относят к молодому поколению. На фразе «к нам едет ревизор» сценический мир вздрагивает тревожной музыкой, световыми проблесками. Мистичность надвигающегося события закрепляет женская фигура в черном. Кривобокая, горбатая богомолка является к гоголевским персонажам, сбившимся в испуганную кучку, — знакомые до боли попечитель богоугодных заведений Земляника, судья Ляпкин-Тяпкин, смотритель училищ Лука Лукич. Тут же почтмейстер на высоких ножках, точно насекомое какое. Ну и до кучи явятся Бобчинский с Добчинским и объявят, что в трактире остановился важный чиновник. Далее — по тексту.

Удивительное впечатление от этого «Ревизора» — шахматная партия с неожиданными ходами, интригой, высококлассной игрой. Гроссмейстер Стуруа не может позволить себе ошибиться даже на миллиметр, поэтому чуть ли не каждый жест каждого персонажа (не только главных) как будто прописан и просчитан. Ничего лишнего, никакой свободы и импровизации. Люди-роботы в данном случае лучше просто людей воплощают тот самый миф о русской жизни, который, кажется, никогда не кончится. Глава города, чиновники, проходимцы, что выдают себя за особо важных персон. Их типы и поведение неизменны, разница лишь в нюансах времени. Бессмертные в бессмертной комедии.

Стуруа отлично слышит и чувствует время — его жесткость, лишающую жизнь свободы и превращающую людей в бесчувственные автоматы. Чувствует религиозное безумие, богомольную крайность, невесть откуда взявшихся у убежденных атеистов, что так точно воплощает та самая кривобоко-косорылая Авдотья в черном — как черная птица кружит по сцене. Он гонит текст Гоголя, оставляя за скобками целые картины и приводя зрителя к результату — «лаборданс, лаборданс…».

Но все, конечно, ждут разрешения главной интриги: выхода Хлестакова в исполнении Александра Калягина. Он не выходит — его вывозят на инвалидном кресле. Вконец руинированный Иван Александрович Хлестаков слабым голосом жалуется, что хозяин гостиницы плут и не кормит его. Реакции «пациента» снижены, эмоциональные оценки почти на нуле. Даже когда жизнь его в уездном городе N наладится и он, уже в статусе чиновника из Петербурга, съедет в дом городничего, мало что изменится в облике. «Хороший был завтрак», — найдет в себе силы проскулить он. Без особой эмоции и к хорошенькой дочке городничего: при ее цветущем виде он засыпает, похрапывая, и даже эротичное кружевное белье, бесстыдно продемонстрированное женой городничего, нисколько не потревожит такого Хлестакова. Бессмертный для России образ уже почти истлел, но непобедим ни временем, ни социальными переменами. Александр Калягин в свой юбилейный год виртуозно представил гоголевского героя. Браво, мастер!

То же самое заслужило его окружение — Владимир Скворцов, Наталья Благих (Анна Андреевна), Кристина Гагуа (Марья Антоновна), Григорий Старостин (Осип), Евгений Шевченко (почтмейстер), Артем Блинов (Земляника), Федор Бавтриков и Андрей Кондаков (Бобчинский и Добчинский) и, конечно же, Елизавета Рыжих (Авдотья в черном). Выход спектакля и юбилей главного артиста и худрука «Еt Сetera» отметили выпуском юбилейных марок с изображением лучших ролей Александра Калягина.