Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

01.12.2025 Как поделить тётушку и не развалить дом Матвей Матфеев , ДрамТеатр 03.11.2025 В театре «Et Cetera» премьера «Завтрака у предводителя» Евгения Сиротова , Театрал 02.11.2025 Тургенев, о котором не рассказывают в школе Екатерина Бородина , Московский комсомолец 02.11.2025 В театре Et Сetera поставили самую смешную пьесу Тургенева Ольга Штраус , Российская газета 31.10.2025 не могли бы вы быть пустошью: "Завтрак у предводителя" И.Тургенева в "Et Cetera" Слава Шадронов , Livejournal 01.09.2025 Можно ли понять любовь? Матвей Матфеев , ДрамТеатр 23.04.2025 Сила Соляриса Марианна Власова , Независимая газета 23.04.2025 Отцы и дети /«Закрытая комната» в Московском театре «Et Cetera» Елена Омеличкина , Культура двух столиц 01.04.2025 Сыграем национальный миф Ольга Игнатюк , Театральная афиша столицы 01.03.2025 Долгая дорога к папе Ольга Игнатюк , Театральная афиша столицы 21.02.2025 Из прекрасного далека. «Старосветские помещики» в театре «Et Cetera» Татьяна Ратькина , Театр To Go 18.02.2025 «Старосветские помещики» в театре «Et Cetera» Аделаида Иосифиди , Театральный журнал 14.02.2025 Что открыла "Закрытая комната" в театре Et Сetera Ольга Штраус , Российская газета 08.02.2025 В театре "Et Cetera" показывают спектакль "Старосветские помещики" Юрий Юдин , Российская газета 07.02.2025 Достучаться до Пушкина: в Et Cetera состоялась премьера по повести Гоголя Зоя Игумнова , Известия 05.07.2024 Спектакль "Чайная" в "Et Cetera" Павел Руднев , Театровидение 13.01.2023 17:15:00 Всегда актуальный Островский, или "О женской доли на Руси". Russia News 25.10.2019 Спектакль «Моя жизнь» по Чехову показали в театре «Et Cetera» Ольга Хохрякова , Мир новостей 25.10.2019 По ком звонит… телефон Светлана Шунейко , Комсомольская правда (Калининград) 28.05.2019 СТС Кузбасс: актёры театра "Et Cetera" побывали на лучшем угольном предприятии Кузбасса СТС Кузбасс 15.02.2019 Ваше благородие, господин юбиляр Екатерина Дмитриевская , Экран и сцена 05.02.2019 Туманность Рустама: Соавтор "Белого солнца пустыни" поставил пьесу в "Et Cetera" Ирина Корнеева , Российская газета 23.05.2018 Лабардан по-московски Мария Кингисепп , Вечерний Санкт-Петербург 01.05.2018 Некто странной наружности Елена Омеличкина 05.06.2017 «А рыба была хороша!» Марина Токарева , Новая газета 31.05.2017 По щучьему велению и именному повелению: Александр Калягин сыграл Хлестакова Ольга Егошина , Театрал 22.05.2017 «Ревизор. Версия» Филипп Резников , Rara Avis 25.10.2016 Сладко-кислая премьера в театре «Et Cetera» Алексей Филиппов , Кино-театр 18.12.2015 Миф о "лишнем" человеке Наталия Каминская , журнал "Сцена", №6 (98) 2015 13.11.2015 О чем волнуются подруги?: "Всё о женщинах" в театре Et Cetera Зоя Апостольская , Российская газета 12.11.2015 Вампилов в жанре саундрамы Галина Снопова , Московская правда 09.11.2015 Как забыть кафе «Незабудка»? Ольга Егошина , Новые Известия 01.11.2015 Паршивая шутка Елена Губайдуллина , Театральная афиша 05.10.2015 "Же сюи инженер Зилов: "Утиная охота" в театре "Et Cetera" Елена Дьякова , "Новая Газета" 19.09.2015 Утиный сюр Мария Юрченко , Радио "Орфей" 18.09.2015 "Утиная охота": Жизнь, в сущности, проиграна" Алексей Филиппов , "КиноТеатр" 10.09.2015 Утиная охота Наталья Витвицкая , "Ваш досуг" 02.06.2015 Мелихово. Чехов Павел Подкладов , Страстной бульвар, 10 01.06.2015 От Таганрога до Мелихова Ольга Игнатюк , Театральная афиша 04.04.2015 «Старшая сестра» подалась в хиппи Радио "Шансон" 24.03.2015 Наш Чехов Галина Снопова , Московская правда 01.03.2015 Ай-да Пушкин Ирина Алпатова , "Театральная афиша" 20.02.2015 РАЗДВОЕНИЕ ТРОНА: «Борис Годунов» в Московском театре «ЛЕНКОМ» (пост. К.Богомолов) и Московском театре «Et Cetera» п/рук. А.А. Калягина (реж. П.Штайн). Ирина Решетникова , "Диалог искусств" 01.02.2015 Блеск и нищета тоталитаризма Марина Квасницкая , "Театральная афиша" 28.01.2015 Петер Штайн предупреждает: не надо русской крови Марина Тимашева , "Трибуна" 21.01.2015 Про кровавого мальчика Наталья Витвицкая , "Ваш досуг" 20.01.2015 Премьера "Бориса Годунова": похождения кровавого мальчика Марина Райкина , "Московский комсомолец" 20.01.2015 О настоящей беде Ольга Егошина , "Новые известия" 19.01.2015 Петер Штайн под шапкой Мономаха Елена Дьякова , "Новая газета" 19.01.2015 Пиетет не может быть главным мотивом режиссера Григорий Заславский , "Независимая газета" 19.01.2015 Карт-бланш. Черный вертеп русской истории Владимир Колязин , "Независимая газета" 19.01.2015 Наряд безмолвствует. Роман Должанский , "Коммерсант" 18.01.2015 Искушение пушкинской тайной Алена Карась , "Российская газета" 05.10.2014 В театре Et Cetera состоялся пресс-показ спектакля "Сердце не камень". "Чеховед" 28.05.2014 Вперед в 60-е Иван Шипнигов , «Вечерняя Москва» 23.05.2013 История одного безумства Анжелика Сафронова , 24МИР 22.05.2013 «Пятый элемент» Лопе де Вега Елена Вилле , Радио «Мир» 05.03.2013 Мюзикл Продюсеры. «Гитлер, он же еге-гей!» ПОЛИНА ПЕТЛИНА , BESTOFLIFE 15.12.2012 Премьера «Звездного мальчика» по Уайльду прошла в столичном театре Мария Ганиянц , РИА Новости 30.05.2012 Буря - месть и прощение Цви Горен , "Вести-Тель-Авив" 07.05.2012 Неласковый зверь Мария Седых , «Итоги» №19 15.11.2011 «Похождения Шипова»: лакеи начинают и выигрывают Наталья Витвицкая , «Ваш досуг» 05.10.2011 «Буря» Наталья Витвицкая , «Ваш досуг» 15.10.2010 Буря и штиль в театре Александра Калягина Ольга Галахова , РИА Новости 12.05.2010 «Надежда, Вера и Любовь»: сочинение ко Дню Победы Анастасия Калачева , «Ваш досуг» 08.05.2010 В Московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина долгожданная премьера - «Надежда, вера и любовь» КАНАЛ ТВЦ 01.05.2010 «Олеся» Марина Квасницкая , "Театральная касса" 31.05.2009 «Секрет» успеха Et Cetera Екатерина Кретова , «Московский комсомолец» 31.05.2009 Самый успешный мюзикл Бродвея «Продюсеры» собирает аншлаги в Театре под руководством Калягина Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 15.05.2009 «Продюсеры» полны остроумия Василий Козлов , "Музыкальная правда" 25.12.2008 Не проходите мимо Ирина Алпатова , Газета "Культура" 25.12.2007 Разлинованный Брэдбери Алла Шендерова , "Коммерсантъ" 15.02.2007 Подавленные и возбужденные Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 05.02.2007 Пора на дачу? Дмитрий Быков , "Собеседник" 05.02.2007 Подавлен — значит возбужден Марина Давыдова , "Известия" 05.02.2007 Вихри враждебные Елена Сизенко , "Итоги" 25.10.2006 По кайфу Марина Зайонц , "Итоги" 05.10.2006 «Морфий» — премьера в театре “Et Cetera” Дарья Ли , Радио "Маяк" 05.10.2006 Режиссерская доза Роман Должанский , "Коммерсантъ" 15.04.2005 Deadly Sins John Freedman , "The Moscow News" 07.04.2005 Торжество невысшего суда Валерий Золотухин , "Полит.ру" 07.04.2005 Сухово без Кобылина Ольга Галахова , "Независимая газета" 07.04.2005 Тени забитых предков Наталия Каминская , "Культура" 06.04.2005 У Калягина уморили Тарелкина Полина Ерофеева , "Собеседник" 04.04.2005 Мцырь в полосочку Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 04.04.2005 Еt cetera в полосочку Алена Карась , "Российская газета" 04.04.2005 Смерть в полосочку Ольга Егошина , "Новые Известия" 04.04.2005 У него люди в полосочку Марина Давыдова , "Известия" 04.04.2005 Вся Россия — наш ад Глеб Ситковский , "Газета (Gzt.Ru)" 04.04.2005 У вас спина полосатая Олег Зинцов , "Ведомости" 04.04.2005 Русь полицейская Александр Соколянский , "Время новостей" 02.04.2005 Полосатый фарс Роман Должанский , "Коммерсантъ" 01.04.2005 Главное событие сезона — смерть Алла Верди , "Газета.ru" 01.04.2005 Кто твои сообщники? Дина Годер , "Газета.ru" 22.03.2005 Смерть Тарелкина Екатерина Рябова , "Афиша" 01.01.2005 О некоторых загадках… Ольга Нетупская , "Планета Красота" 15.10.2003 В театре “Et Cetera” стреляли Григорий Заславский , "Независимая газета" 17.05.2003 Провокации et cetera Дмитрий Чепурных , "Зеркало недели" 15.11.2002 New Director’s Achievement is in His Ambition John Freedman , "The Moscow Times" 15.11.2002 Парадокс об актере Марина Давыдова , "Консерватор" 01.05.2002 Пигмалион и Лизка Дулина Галина Снитовская , "Музыкальная жизнь" 15.02.2002 Long Live the King of Crank Comedy John Freedman , "The Moscow Times" 15.11.2001 Сюжет удался Дина Годер , "Еженедельный журнал" 15.11.2001 [“Marquee” Column] John Freedman , "The Moscow Times" 15.03.2001 Здравствуйте, я ваш Калягин! Женя Лейзен , "МК" в Нижнем Новгороде 19.05.2000 Шейлок в виртуальном мире Наталия Балашова , "Московская правда" 05.05.2000 «Shylock» Is Rich and Poor John Freedman , "The Moscow Times" 02.05.2000 И Шейлок чувствовать умеет Нина Агишева , "Московские новости" 25.04.2000 Толкование сновидений Олег Зинцов , "Ведомости" 25.04.2000 Это не сон Майя Одина , "Сегодня" 15.02.2000 В мире сказочных грез Алексей Гончаренко , "Московская правда" 15.10.1999 Рыцарь печального имиджа Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 17.05.1999 Конкурсанты третьего тысячелетия Борис Поюровский , "Вечерняя Москва" 14.05.1999 «Competition» Short on Challenge John Freedman , "The Moscow Times" 25.06.1998 Параллели и перпендикуляры Наталия Каминская , "Культура" 25.05.1998 Германский принц стал томным самураем Александр Соколянский , "Неделя" 21.05.1998 Two Sides of Kharikov's Hip Design John Freedman , "The Moscow Times" 06.07.1995 Там, за горизонтом Александр Шевляков , "Подмосковные известия" 10.06.1995 Дальние страны калягинцев Ольга Фукс , "Вечерний клуб" 01.06.1995 Там, «за горизонтом»… Юрий Фридштейн , "Общая газета" 17.05.1995 Жизнь за горизонтом Ирина Алпатова , "Культура" 11.05.1995 Дорога к самому себе Ирина Зверева , "Экран и сцена" 14.04.1995 За горизонтами наших душ Наталия Балашова , "Московская правда" 04.02.1995 Против течения Ирина Алпатова , "Культура" 02.02.1995 Обман? Предательство? Измена… Юрий Фридштейн , "Экран и сцена" 20.01.1995 В вихре вальса Марина Зайонц , "Сегодня" 15.09.1994 Сочетание несочетаемого Юрий Фридштейн , "Экран и сцена"
Пресса

Как поделить тётушку и не развалить дом

Матвей Матфеев
ДрамТеатр , 01.12.2025
«Как поделить тётушку и не развалить дом», или «Завтрак у предводителя» И.С. Тургенева в Московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина.


Если вы шли в «Et Cetera» за томной тургеневской девушкой, которая смотрит в сад и тихо страдает, – придётся разочароваться. Здесь никто не страдает. Здесь делят имение. А когда русские люди делят имение, страдать некогда: нужно кричать, падать в обмороки, рушить мебель и доводить предводителя дворянства до нервного тика.
В «Завтраке у предводителя» нет ни любви, ни «лишних людей», ни ночных прогулок под луной. Есть брат и сестра, которые третий год не могут поделить тётушкин кусок земли, алчная родня, судья, соседи-помещики и целый выводок людей, искренне уверенных, что они помогают. По факту они только дружно подбрасывают дрова в костёр этого семейного апокалипсиса.

Режиссер Юрий Буторин подошёл к Тургеневу просто: если в пьесе все ругаются из-за имущества, нужно сделать так, чтобы даже имущество ругалось. И начинается цирк.

В Эфросовском зале театра классические костюмы и чинные манеры XIX века живут в темпе хорошей комической буффонады. Стулья ездят, вилки летят, колонны заваливаются, карты и планы рвутся в клочья, будто у них тоже нет сил терпеть этот
нескончаемый раздел. К финалу всё превращается в весёлый маленький конец света: рушится не только расписанная по квадратикам земля, но и дом предводителя. Семейная ссора доигрывается до логичного архитектурного результата.
Художница Мария Мелешко делает хитрый ход: карта имения – не фон, а почти живой персонаж. Сначала она аккуратно висит на заднике, как в приличном уездном доме, потом герои начинают изображать спорные участки своими телами и мебелью. В какой-то момент возникает ощущение, что не люди владеют землёй, а земля играет ими в тетрис.

Пластика от Андрея Казакова строится по принципу «тихий старт – бешеный финиш». Сначала всё выглядит неторопливо: разговоры, подсчёты, приличный уездный хаос. А к финалу актёры уже валятся в общую кучу вместе с декорациями, и зал смеётся в режиме нон-стоп, потому что остановиться физически не успевает.
Буторин честно показывает: это Тургенев без «романтика», но с очень точным прицелом на наши милые человеческие пороки. На сцене – жадность, привычка «урвать ещё кусочек», страсть к затянувшимся конфликтам, которые давно можно было решить за один разговор и пирог.
Никакого положительного героя, за которого можно было бы уцепиться. Если только вспомнить Гоголя и признать: герой тут один, и это смех. Он выносит приговор каждому: и истеричной родственнице, и мягкотелому братцу, и предводителю, который когдато произносил «программную речь», а в итоге вынужден завтракать под обломками собственного дома. При этом спектакль не скатывается в лёгкий водевиль «про дураков». В какой-то момент понимаешь: для этих людей всё происходящее – почти трагедия на грани инсульта. Они реально живут в этом споре, спят с ним, просыпаются с ним, и только зритель имеет право смеяться безнаказанно. Именно это ощущение «нам смешно, им – конец» и даёт тот самый эффект настоящей трагикомедии.

Повод для спектакля – юбилей заслуженной артистки России Ольги Беловой, и театр честно делает ей подарок в виде Анны Кауровой. Каурова у Беловой – не «склочная тётка», а большая девочка, которая до сих пор мстит брату за детские обиды и с наслаждением купается в мужском внимании. Она то валится в обморок, то нежно улыбается, то устраивает бурю в стакане чаю – и в каждом этом движении узнаётся кто-то до боли знакомый из семейных застолий.

Фёдор Бавтриков играет предводителя Балагалаева как человека, который однажды очень красиво начал карьеру, а потом оказался заперт в комнате с чужой семейной войной. Его путь от бодрого реформатора до хозяина рухнувшего дома – тихий,
точный и оттого особенно смешной: всё время кажется, что он вот-вот скажет «знаете что, я пойду».

Григорий Старостин (Ферапонт Беспандин) – тот самый человек, который мечтает о мире, но каждый раз отступает, как только дело доходит до «женских сцен». Андрею Кондакову, Ивану Косичкину и Тимофею Дунаеву достаются внешне «маленькие» роли, но в режиссуре Буторина маленьких ролей нет: каждый персонаж получает свою минуту звёздного позора и честный человеческий штрих.

Главное – ансамбль. На премьере уже было ощущение, что спектакль идёт давно: смех держится не на одной звезде, а на слаженной работе труппы. Все, включая стулья, играют как команда.

«Завтрак у предводителя» в «Et Cetera» – редкий случай, когда маленькая классическая одноактная пьеса превращается в почти аттракцион, но не теряет вкуса. Буторин Тургенева не «осовременивает» насильно, не прикручивает гаджеты и Тик-Ток, а просто усиливает то, что и так было в тексте: абсурд человеческой жадности.

В результате получается спектакль, в котором:– дом рушится честнее, чем в любом семейном чате; – карта имения играет лучше, чем некоторые живые актёры в других театрах; – смех действительно выполняет функции положительного героя, психотерапевта и участкового одновременно.

Спектакль получился фантазийным, остроумным и при этом очень искренним. Такой честный разговор о человеческих пороках, который можно позволить себе только одним способом – смеясь до слёз и выходя из зала с тихой мыслью: «Хорошо, что
наша дача уже поделена».