02.11.2025
В театре Et Сetera поставили самую смешную пьесу Тургенева
Ольга Штраус ,
Российская газета
31.10.2025
не могли бы вы быть пустошью: "Завтрак у предводителя" И.Тургенева в "Et Cetera"
Слава Шадронов ,
Livejournal
01.09.2025
Можно ли понять любовь?
Матвей Матфеев ,
ДрамТеатр
23.04.2025
Сила Соляриса
Марианна Власова ,
Независимая газета
23.04.2025
Отцы и дети /«Закрытая комната» в Московском театре «Et Cetera»
Елена Омеличкина ,
Культура двух столиц
01.04.2025
Сыграем национальный миф
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша столицы
01.03.2025
Долгая дорога к папе
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша столицы
21.02.2025
Из прекрасного далека. «Старосветские помещики» в театре «Et Cetera»
Татьяна Ратькина ,
Театр To Go
18.02.2025
«Старосветские помещики» в театре «Et Cetera»
Аделаида Иосифиди ,
Театральный журнал
14.02.2025
Что открыла "Закрытая комната" в театре Et Сetera
Ольга Штраус ,
Российская газета
08.02.2025
В театре "Et Cetera" показывают спектакль "Старосветские помещики"
Юрий Юдин ,
Российская газета
07.02.2025
Достучаться до Пушкина: в Et Cetera состоялась премьера по повести Гоголя
Зоя Игумнова ,
Известия
Пресса
5:00
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
не могли бы вы быть пустошью: "Завтрак у предводителя" И.Тургенева в "Et Cetera"
Слава Шадронов
Livejournal ,
31.10.2025
Очень прочно Юрий Буторин сегодня ассоциируется с "Мастерской Фоменко" - а ведь начинал он именно в "Et cetera", и теперь блистательно вернулся сюда, набив режиссерскую руку. Честно говоря, от спектакля заранее трудно ожидать слишком многого... одноактная комедия - по сути водевильчик... - Тургенева редко вдохновляет театры на включение ее в репертуар, за долгую жизнь я видел на сцене десятки "Месяцев в деревне" и с полдюжины "Нахлебников", а "Завтрак у предводителя" - всего раз (плюс телеспектакль с МХАТовскими звездами, конечно), и то не как самостоятельную пьесу, а в рамках мега-полотна Сергея Женовача под общим заглавием "Маленькие комедии", во времена, естественно, незапамятные, в 90-е, когда Женовач (тоже, кстати, ученик Фоменко), руководил Театром на Малой Бронной; и даже там "Завтрак у предводителя" служил чем-то вроде "разминки", шел первой частью, далее следовала куда более эффектная "Провинциалка" с ослепительной и достаточно молодой на тот момент Ириной Розановой, а завершался четырехчасовой вечер (немыслимое для театральной Москвы 90-х явление... и в сочетании с названием "Маленькие комедии" почти издевательское... в зале и на первом-то акте сидело человек сорок по входным, а уж к третьему...) сценкой "Разговор на большой дороге" с запоминавшейся ролью тоже еще молодого тогда, а ныне почившего Геннадия Назарова...
В "эфросовском зале" театра "Et cetera" укладываются меньше чем в полтора часа - действие начинается по-фоменковски неторопливо, а к финалу стремится каскадом. В перипетиях сюжета, отталкивающегося от внутрисемейного конфликта по поводу раздела наследства - родные брат и сестра не могут поладить насчет имения, доставшегося им в совместное владение от умершей тетки... в основном из-за несговорчивости, чтоб не сказать грубее, сестрицы-вдовы... - разобраться как будто несложно, при том что детали сугубо "хозяйственного" порядка устарели и малопонятны... почему крепостным мужикам неудобно будет что-то там возить на новое место - ну ей-богу, сегодня вовсе не ко времени проблема... а вот обобщая мелочную склоку до метафоры и притчи, увидеть в фабуле даже, если угодно, "болевые точки актуальной повестки" совершенно нетрудно - как будто люди говорят про очевидное, а договориться ни до чего не могут и, наоборот, дискуссия оборачивается настоящей свалкой... - не довольствуясь наглядностью карт, персонажи сами собой принимаются изображать "объекты недвижимости" с вариантами дележа! Итого: языки заплетаются («жаворонки торчат»!!), персонажи вповалку, декорация рушится (сценография и костюмы Марии Мелешко)... - смешно!.. и безнадежно, только что не апокалиптично.
Взбалмошную сестру Анну Ильиничну играет бенефициантка Ольга Белова, и рисунок ее роли, по крайней мере в самом начале, как говорится, "на выход", режиссером сознательно вычерчен, стилизован под фирменные кутеповские жесты, интонации, придыхания... наверное, и практически всем остальным участникам ансамбля можно отыскать "прототипы" в труппе "Мастерской Фоменко", но это актерам театра Александра Калягина отнюдь не в минус, и существуют они в этом несколько более, чем им привычно, игровом ключе, где-то утрированном, где-то, напротив, утонченном до прозрачности и опять же некоторой "самопародийности" (имея в виду эстетику "фоменковской" пресловутой "легкости") органично, вместе с тем ярко, убеждают и покоряют, что позволяет кроме прочего от неизбежной - при всем возможном почтении к Тургеневу - "старомодности" материала перевести его через усиленную, слегка чрезмерную "театральность" отчасти в плоскость искрометных и "самоигральных", не подверженных тлению "чеховских" водевилей, которые на самом деле, оказывается - и "Предложение" (с их "воловьими лужками"), и "Юбилей" (с несносной Мерчуткиной), и "Медведь" (с прямолинейным, но неспособным устоять перед бабской упертостью солдафоном), и даже "Свадьба" (с ее толпой "фриков" - сказали бы мы сейчас - за накрытым столом...) словно из подзабытой тургеневской пьесы растут.
Источник: https://users.livejournal.com/-arlekin-/5004805.html
В "эфросовском зале" театра "Et cetera" укладываются меньше чем в полтора часа - действие начинается по-фоменковски неторопливо, а к финалу стремится каскадом. В перипетиях сюжета, отталкивающегося от внутрисемейного конфликта по поводу раздела наследства - родные брат и сестра не могут поладить насчет имения, доставшегося им в совместное владение от умершей тетки... в основном из-за несговорчивости, чтоб не сказать грубее, сестрицы-вдовы... - разобраться как будто несложно, при том что детали сугубо "хозяйственного" порядка устарели и малопонятны... почему крепостным мужикам неудобно будет что-то там возить на новое место - ну ей-богу, сегодня вовсе не ко времени проблема... а вот обобщая мелочную склоку до метафоры и притчи, увидеть в фабуле даже, если угодно, "болевые точки актуальной повестки" совершенно нетрудно - как будто люди говорят про очевидное, а договориться ни до чего не могут и, наоборот, дискуссия оборачивается настоящей свалкой... - не довольствуясь наглядностью карт, персонажи сами собой принимаются изображать "объекты недвижимости" с вариантами дележа! Итого: языки заплетаются («жаворонки торчат»!!), персонажи вповалку, декорация рушится (сценография и костюмы Марии Мелешко)... - смешно!.. и безнадежно, только что не апокалиптично.
Взбалмошную сестру Анну Ильиничну играет бенефициантка Ольга Белова, и рисунок ее роли, по крайней мере в самом начале, как говорится, "на выход", режиссером сознательно вычерчен, стилизован под фирменные кутеповские жесты, интонации, придыхания... наверное, и практически всем остальным участникам ансамбля можно отыскать "прототипы" в труппе "Мастерской Фоменко", но это актерам театра Александра Калягина отнюдь не в минус, и существуют они в этом несколько более, чем им привычно, игровом ключе, где-то утрированном, где-то, напротив, утонченном до прозрачности и опять же некоторой "самопародийности" (имея в виду эстетику "фоменковской" пресловутой "легкости") органично, вместе с тем ярко, убеждают и покоряют, что позволяет кроме прочего от неизбежной - при всем возможном почтении к Тургеневу - "старомодности" материала перевести его через усиленную, слегка чрезмерную "театральность" отчасти в плоскость искрометных и "самоигральных", не подверженных тлению "чеховских" водевилей, которые на самом деле, оказывается - и "Предложение" (с их "воловьими лужками"), и "Юбилей" (с несносной Мерчуткиной), и "Медведь" (с прямолинейным, но неспособным устоять перед бабской упертостью солдафоном), и даже "Свадьба" (с ее толпой "фриков" - сказали бы мы сейчас - за накрытым столом...) словно из подзабытой тургеневской пьесы растут.
Источник: https://users.livejournal.com/-arlekin-/5004805.html


