Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

02.11.2025 В театре Et Сetera поставили самую смешную пьесу Тургенева Ольга Штраус , Российская газета 31.10.2025 не могли бы вы быть пустошью: "Завтрак у предводителя" И.Тургенева в "Et Cetera" Слава Шадронов , Livejournal 01.09.2025 Можно ли понять любовь? Матвей Матфеев , ДрамТеатр 23.04.2025 Сила Соляриса Марианна Власова , Независимая газета 23.04.2025 Отцы и дети /«Закрытая комната» в Московском театре «Et Cetera» Елена Омеличкина , Культура двух столиц 01.04.2025 Сыграем национальный миф Ольга Игнатюк , Театральная афиша столицы 01.03.2025 Долгая дорога к папе Ольга Игнатюк , Театральная афиша столицы 21.02.2025 Из прекрасного далека. «Старосветские помещики» в театре «Et Cetera» Татьяна Ратькина , Театр To Go 18.02.2025 «Старосветские помещики» в театре «Et Cetera» Аделаида Иосифиди , Театральный журнал 14.02.2025 Что открыла "Закрытая комната" в театре Et Сetera Ольга Штраус , Российская газета 08.02.2025 В театре "Et Cetera" показывают спектакль "Старосветские помещики" Юрий Юдин , Российская газета 07.02.2025 Достучаться до Пушкина: в Et Cetera состоялась премьера по повести Гоголя Зоя Игумнова , Известия
Пресса

не могли бы вы быть пустошью: "Завтрак у предводителя" И.Тургенева в "Et Cetera"

Слава Шадронов
Livejournal , 31.10.2025
Очень прочно Юрий Буторин сегодня ассоциируется с "Мастерской Фоменко" - а ведь начинал он именно в "Et cetera", и теперь блистательно вернулся сюда, набив режиссерскую руку. Честно говоря, от спектакля заранее трудно ожидать слишком многого... одноактная комедия - по сути водевильчик... - Тургенева редко вдохновляет театры на включение ее в репертуар, за долгую жизнь я видел на сцене десятки "Месяцев в деревне" и с полдюжины "Нахлебников", а "Завтрак у предводителя" - всего раз (плюс телеспектакль с МХАТовскими звездами, конечно), и то не как самостоятельную пьесу, а в рамках мега-полотна Сергея Женовача под общим заглавием "Маленькие комедии", во времена, естественно, незапамятные, в 90-е, когда Женовач (тоже, кстати, ученик Фоменко), руководил Театром на Малой Бронной; и даже там "Завтрак у предводителя" служил чем-то вроде "разминки", шел первой частью, далее следовала куда более эффектная "Провинциалка" с ослепительной и достаточно молодой на тот момент Ириной Розановой, а завершался четырехчасовой вечер (немыслимое для театральной Москвы 90-х явление... и в сочетании с названием "Маленькие комедии" почти издевательское... в зале и на первом-то акте сидело человек сорок по входным, а уж к третьему...) сценкой "Разговор на большой дороге" с запоминавшейся ролью тоже еще молодого тогда, а ныне почившего Геннадия Назарова...

В "эфросовском зале" театра "Et cetera" укладываются меньше чем в полтора часа - действие начинается по-фоменковски неторопливо, а к финалу стремится каскадом. В перипетиях сюжета, отталкивающегося от внутрисемейного конфликта по поводу раздела наследства - родные брат и сестра не могут поладить насчет имения, доставшегося им в совместное владение от умершей тетки... в основном из-за несговорчивости, чтоб не сказать грубее, сестрицы-вдовы... - разобраться как будто несложно, при том что детали сугубо "хозяйственного" порядка устарели и малопонятны... почему крепостным мужикам неудобно будет что-то там возить на новое место - ну ей-богу, сегодня вовсе не ко времени проблема... а вот обобщая мелочную склоку до метафоры и притчи, увидеть в фабуле даже, если угодно, "болевые точки актуальной повестки" совершенно нетрудно - как будто люди говорят про очевидное, а договориться ни до чего не могут и, наоборот, дискуссия оборачивается настоящей свалкой... - не довольствуясь наглядностью карт, персонажи сами собой принимаются изображать "объекты недвижимости" с вариантами дележа! Итого: языки заплетаются («жаворонки торчат»!!), персонажи вповалку, декорация рушится (сценография и костюмы Марии Мелешко)... - смешно!.. и безнадежно, только что не апокалиптично.  

Взбалмошную сестру Анну Ильиничну играет бенефициантка Ольга Белова, и рисунок ее роли, по крайней мере в самом начале, как говорится, "на выход", режиссером сознательно вычерчен, стилизован под фирменные кутеповские жесты, интонации, придыхания... наверное, и практически всем остальным участникам ансамбля можно отыскать "прототипы" в труппе "Мастерской Фоменко", но это актерам театра Александра Калягина отнюдь не в минус, и существуют они в этом несколько более, чем им привычно, игровом ключе, где-то утрированном, где-то, напротив, утонченном до прозрачности и опять же некоторой "самопародийности" (имея в виду эстетику "фоменковской" пресловутой "легкости")  органично, вместе с тем ярко, убеждают и покоряют, что позволяет кроме прочего от неизбежной - при всем возможном почтении к Тургеневу - "старомодности" материала перевести его через усиленную, слегка чрезмерную "театральность" отчасти в плоскость искрометных и "самоигральных", не подверженных тлению "чеховских" водевилей, которые на самом деле, оказывается - и "Предложение" (с их "воловьими лужками"), и "Юбилей" (с несносной Мерчуткиной), и "Медведь" (с прямолинейным, но неспособным устоять перед бабской упертостью солдафоном), и даже "Свадьба" (с ее толпой "фриков" - сказали бы мы сейчас - за накрытым столом...) словно из подзабытой тургеневской пьесы растут.

Источник: https://users.livejournal.com/-arlekin-/5004805.html