Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Всегда актуальный Островский, или "О женской доли на Руси".


Russia News , 13.01.2023 17:15:00
Юбилей Александра Николаевича Островского отмечается сейчас на всех сценах отечественных театральных площадок. Московский театр Et Cetera выбрал для постановки в честь 200-летия классика русской драматургии его пьесу, которая в свое время имела не меньший успех, чем всем известные еще по школьной программе «Гроза», «Лес» или «Бесприданница», и ни в чем им не уступала по остроте конфликта и внутренней жесткости. Драма «Грех да беда на кого не живет» в прочтении режиссера Марины Брусникиной - это безусловный выигрыш самого театра и непосредственно зрителя, получившего на классической основе очень мощный, по-современному динамичный спектакль.

Островский вообще чрезвычайно современен: по словам Марины Брусникиной, у него «удивительное попадание в нашу жизнь». Сейчас, когда пытаются так называемую «повестку» впихнуть сапогами во все сферы жизни, нам стоит открыть, казалось бы, классические произведения Островского, и найти там все актуальные темы, присутствующие как в жанре сплетен и инстаблогов, так и в формате серьезных социальных дискуссий. В «Бесприданнице» перед нами история падения девушки, психологически сломавшейся и готовой к карьере эскортницы. «Грех да беда на кого не живет» - это в большей степени рассказ не об измене и даже не о любви, а о домашнем насилии, абьюзивных отношениях.

В центре событий молодая замужняя женщина Татьяна Даниловна, для которой брак стал спасением от нищеты, но не принес гармонии и счастья. Чтобы вырваться из тисков удушающей любви своего мужа, она готова принять за любовь резко вспыхнувшее вновь чувство к своему предмету девичьих увлечений - молодому помещику и практически публично производит переоценку ценностей, что для традиционного общества категорически неприемлемо. Исконно-посконная среда и мещански-купеческий дух лишь усилил эффект узнавания в глазах современников Островского. Восторженно писал о накале драмы и трагическом финале главной героини Лев Толстой после премьеры спектакля. И здесь можно провести очень интересную параллель с последовавшей спустя десять лет его «Анной Карениной», где угадываются черты и обстоятельства пьесы Островского. Впрочем, этот интересный вопрос уже можно оставить для изучения профессиональным литературоведам, лишь отметив, насколько «Грех да беда» произведение сильное и цепляющее русский характер.

Именно русский характер, где «огромный маятник совершает движения от добра к злу» (Марина Брусникина), и является предметом исследования спектакля Et Cetera. Не изменившись за полтораста лет, сохранив глубинную свирепость вместе с чуткой готовностью к любви, русский характер на сцене раскрывается в двух перетекающих друг друга временных пластах - нижнее пространство, условно современное, напоминающее хитовые клипы группы «Ленинград» о хтонических сторонах жизни здесь и сейчас, и верхнее - классическое, где говорят исключительно по авторскому тексту и дают казалось бы возможность умилиться поклонникам патриархального уклада. Сценография и контрастные костюмы от Наны Абдрашитовой позволяют героям, перемещаясь между этими временными пространствами, меняя пластику и стиль речи, тем не менее оставаться прежними, иллюстрируя насколько бесконечно повторяема и циклична женская доля на Руси.

Хотя в основе сюжета классический любовный треугольник, основной конфликт разворачивается между живущими бок о бок, но бесконечно далекими меж собой супругами в остром, характерном исполнении Елизаветы Рыжих и Антона Пахомова, которые напоминают многие современные пары, живущие вместе лишь ради выплаты общих кредитов. Колоритен как всегда Сергей Плотников в роли слепого деда Архипа, пытающегося выступить медиатором конфликта, чтобы искупить свои собственные грехи. Борьба со штампами - всеми этими странными и устаревшими для нынешнего уха оборотами, величаниями и присказками - в спектакле проведена очень органично с использованием современных поэтических и песенных интермедий, и мы в итоге видим живых людей с понятными нам страхами, страстями и мыслями. Поздравляем Et Cetera с прекрасно исполненным подарком на юбилей Островского.

Источник: https://russia-news.ru/ru/8-news/4217-vsegda-aktualnyj-ostrovskij-ili-o-zhenskoj-doli-na-rusi-postanovka-mariny-brusnikinoj-grekh-da-beda-na-kogo-ne-zhivet-na-stsene-et-cetera