01.12.2025
Как поделить тётушку и не развалить дом
Матвей Матфеев ,
ДрамТеатр
03.11.2025
В театре «Et Cetera» премьера «Завтрака у предводителя»
Евгения Сиротова ,
Театрал
02.11.2025
Тургенев, о котором не рассказывают в школе
Екатерина Бородина ,
Московский комсомолец
02.11.2025
В театре Et Сetera поставили самую смешную пьесу Тургенева
Ольга Штраус ,
Российская газета
31.10.2025
не могли бы вы быть пустошью: "Завтрак у предводителя" И.Тургенева в "Et Cetera"
Слава Шадронов ,
Livejournal
01.09.2025
Можно ли понять любовь?
Матвей Матфеев ,
ДрамТеатр
23.04.2025
Сила Соляриса
Марианна Власова ,
Независимая газета
23.04.2025
Отцы и дети /«Закрытая комната» в Московском театре «Et Cetera»
Елена Омеличкина ,
Культура двух столиц
01.04.2025
Сыграем национальный миф
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша столицы
01.03.2025
Долгая дорога к папе
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша столицы
21.02.2025
Из прекрасного далека. «Старосветские помещики» в театре «Et Cetera»
Татьяна Ратькина ,
Театр To Go
18.02.2025
«Старосветские помещики» в театре «Et Cetera»
Аделаида Иосифиди ,
Театральный журнал
14.02.2025
Что открыла "Закрытая комната" в театре Et Сetera
Ольга Штраус ,
Российская газета
08.02.2025
В театре "Et Cetera" показывают спектакль "Старосветские помещики"
Юрий Юдин ,
Российская газета
07.02.2025
Достучаться до Пушкина: в Et Cetera состоялась премьера по повести Гоголя
Зоя Игумнова ,
Известия
Пресса
5:00
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Как поделить тётушку и не развалить дом
Матвей Матфеев
ДрамТеатр ,
01.12.2025
«Как поделить тётушку и не развалить дом», или «Завтрак у предводителя» И.С. Тургенева в Московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина.
Если вы шли в «Et Cetera» за томной тургеневской девушкой, которая смотрит в сад и тихо страдает, – придётся разочароваться. Здесь никто не страдает. Здесь делят имение. А когда русские люди делят имение, страдать некогда: нужно кричать, падать в обмороки, рушить мебель и доводить предводителя дворянства до нервного тика.
В «Завтраке у предводителя» нет ни любви, ни «лишних людей», ни ночных прогулок под луной. Есть брат и сестра, которые третий год не могут поделить тётушкин кусок земли, алчная родня, судья, соседи-помещики и целый выводок людей, искренне уверенных, что они помогают. По факту они только дружно подбрасывают дрова в костёр этого семейного апокалипсиса.
Режиссер Юрий Буторин подошёл к Тургеневу просто: если в пьесе все ругаются из-за имущества, нужно сделать так, чтобы даже имущество ругалось. И начинается цирк.
В Эфросовском зале театра классические костюмы и чинные манеры XIX века живут в темпе хорошей комической буффонады. Стулья ездят, вилки летят, колонны заваливаются, карты и планы рвутся в клочья, будто у них тоже нет сил терпеть этот
нескончаемый раздел. К финалу всё превращается в весёлый маленький конец света: рушится не только расписанная по квадратикам земля, но и дом предводителя. Семейная ссора доигрывается до логичного архитектурного результата.
Художница Мария Мелешко делает хитрый ход: карта имения – не фон, а почти живой персонаж. Сначала она аккуратно висит на заднике, как в приличном уездном доме, потом герои начинают изображать спорные участки своими телами и мебелью. В какой-то момент возникает ощущение, что не люди владеют землёй, а земля играет ими в тетрис.
Пластика от Андрея Казакова строится по принципу «тихий старт – бешеный финиш». Сначала всё выглядит неторопливо: разговоры, подсчёты, приличный уездный хаос. А к финалу актёры уже валятся в общую кучу вместе с декорациями, и зал смеётся в режиме нон-стоп, потому что остановиться физически не успевает.
Буторин честно показывает: это Тургенев без «романтика», но с очень точным прицелом на наши милые человеческие пороки. На сцене – жадность, привычка «урвать ещё кусочек», страсть к затянувшимся конфликтам, которые давно можно было решить за один разговор и пирог.
Никакого положительного героя, за которого можно было бы уцепиться. Если только вспомнить Гоголя и признать: герой тут один, и это смех. Он выносит приговор каждому: и истеричной родственнице, и мягкотелому братцу, и предводителю, который когдато произносил «программную речь», а в итоге вынужден завтракать под обломками собственного дома. При этом спектакль не скатывается в лёгкий водевиль «про дураков». В какой-то момент понимаешь: для этих людей всё происходящее – почти трагедия на грани инсульта. Они реально живут в этом споре, спят с ним, просыпаются с ним, и только зритель имеет право смеяться безнаказанно. Именно это ощущение «нам смешно, им – конец» и даёт тот самый эффект настоящей трагикомедии.
Повод для спектакля – юбилей заслуженной артистки России Ольги Беловой, и театр честно делает ей подарок в виде Анны Кауровой. Каурова у Беловой – не «склочная тётка», а большая девочка, которая до сих пор мстит брату за детские обиды и с наслаждением купается в мужском внимании. Она то валится в обморок, то нежно улыбается, то устраивает бурю в стакане чаю – и в каждом этом движении узнаётся кто-то до боли знакомый из семейных застолий.
Фёдор Бавтриков играет предводителя Балагалаева как человека, который однажды очень красиво начал карьеру, а потом оказался заперт в комнате с чужой семейной войной. Его путь от бодрого реформатора до хозяина рухнувшего дома – тихий,
точный и оттого особенно смешной: всё время кажется, что он вот-вот скажет «знаете что, я пойду».
Григорий Старостин (Ферапонт Беспандин) – тот самый человек, который мечтает о мире, но каждый раз отступает, как только дело доходит до «женских сцен». Андрею Кондакову, Ивану Косичкину и Тимофею Дунаеву достаются внешне «маленькие» роли, но в режиссуре Буторина маленьких ролей нет: каждый персонаж получает свою минуту звёздного позора и честный человеческий штрих.
Главное – ансамбль. На премьере уже было ощущение, что спектакль идёт давно: смех держится не на одной звезде, а на слаженной работе труппы. Все, включая стулья, играют как команда.
«Завтрак у предводителя» в «Et Cetera» – редкий случай, когда маленькая классическая одноактная пьеса превращается в почти аттракцион, но не теряет вкуса. Буторин Тургенева не «осовременивает» насильно, не прикручивает гаджеты и Тик-Ток, а просто усиливает то, что и так было в тексте: абсурд человеческой жадности.
В результате получается спектакль, в котором:– дом рушится честнее, чем в любом семейном чате; – карта имения играет лучше, чем некоторые живые актёры в других театрах; – смех действительно выполняет функции положительного героя, психотерапевта и участкового одновременно.
Спектакль получился фантазийным, остроумным и при этом очень искренним. Такой честный разговор о человеческих пороках, который можно позволить себе только одним способом – смеясь до слёз и выходя из зала с тихой мыслью: «Хорошо, что
наша дача уже поделена».
Если вы шли в «Et Cetera» за томной тургеневской девушкой, которая смотрит в сад и тихо страдает, – придётся разочароваться. Здесь никто не страдает. Здесь делят имение. А когда русские люди делят имение, страдать некогда: нужно кричать, падать в обмороки, рушить мебель и доводить предводителя дворянства до нервного тика.
В «Завтраке у предводителя» нет ни любви, ни «лишних людей», ни ночных прогулок под луной. Есть брат и сестра, которые третий год не могут поделить тётушкин кусок земли, алчная родня, судья, соседи-помещики и целый выводок людей, искренне уверенных, что они помогают. По факту они только дружно подбрасывают дрова в костёр этого семейного апокалипсиса.
Режиссер Юрий Буторин подошёл к Тургеневу просто: если в пьесе все ругаются из-за имущества, нужно сделать так, чтобы даже имущество ругалось. И начинается цирк.
В Эфросовском зале театра классические костюмы и чинные манеры XIX века живут в темпе хорошей комической буффонады. Стулья ездят, вилки летят, колонны заваливаются, карты и планы рвутся в клочья, будто у них тоже нет сил терпеть этот
нескончаемый раздел. К финалу всё превращается в весёлый маленький конец света: рушится не только расписанная по квадратикам земля, но и дом предводителя. Семейная ссора доигрывается до логичного архитектурного результата.
Художница Мария Мелешко делает хитрый ход: карта имения – не фон, а почти живой персонаж. Сначала она аккуратно висит на заднике, как в приличном уездном доме, потом герои начинают изображать спорные участки своими телами и мебелью. В какой-то момент возникает ощущение, что не люди владеют землёй, а земля играет ими в тетрис.
Пластика от Андрея Казакова строится по принципу «тихий старт – бешеный финиш». Сначала всё выглядит неторопливо: разговоры, подсчёты, приличный уездный хаос. А к финалу актёры уже валятся в общую кучу вместе с декорациями, и зал смеётся в режиме нон-стоп, потому что остановиться физически не успевает.
Буторин честно показывает: это Тургенев без «романтика», но с очень точным прицелом на наши милые человеческие пороки. На сцене – жадность, привычка «урвать ещё кусочек», страсть к затянувшимся конфликтам, которые давно можно было решить за один разговор и пирог.
Никакого положительного героя, за которого можно было бы уцепиться. Если только вспомнить Гоголя и признать: герой тут один, и это смех. Он выносит приговор каждому: и истеричной родственнице, и мягкотелому братцу, и предводителю, который когдато произносил «программную речь», а в итоге вынужден завтракать под обломками собственного дома. При этом спектакль не скатывается в лёгкий водевиль «про дураков». В какой-то момент понимаешь: для этих людей всё происходящее – почти трагедия на грани инсульта. Они реально живут в этом споре, спят с ним, просыпаются с ним, и только зритель имеет право смеяться безнаказанно. Именно это ощущение «нам смешно, им – конец» и даёт тот самый эффект настоящей трагикомедии.
Повод для спектакля – юбилей заслуженной артистки России Ольги Беловой, и театр честно делает ей подарок в виде Анны Кауровой. Каурова у Беловой – не «склочная тётка», а большая девочка, которая до сих пор мстит брату за детские обиды и с наслаждением купается в мужском внимании. Она то валится в обморок, то нежно улыбается, то устраивает бурю в стакане чаю – и в каждом этом движении узнаётся кто-то до боли знакомый из семейных застолий.
Фёдор Бавтриков играет предводителя Балагалаева как человека, который однажды очень красиво начал карьеру, а потом оказался заперт в комнате с чужой семейной войной. Его путь от бодрого реформатора до хозяина рухнувшего дома – тихий,
точный и оттого особенно смешной: всё время кажется, что он вот-вот скажет «знаете что, я пойду».
Григорий Старостин (Ферапонт Беспандин) – тот самый человек, который мечтает о мире, но каждый раз отступает, как только дело доходит до «женских сцен». Андрею Кондакову, Ивану Косичкину и Тимофею Дунаеву достаются внешне «маленькие» роли, но в режиссуре Буторина маленьких ролей нет: каждый персонаж получает свою минуту звёздного позора и честный человеческий штрих.
Главное – ансамбль. На премьере уже было ощущение, что спектакль идёт давно: смех держится не на одной звезде, а на слаженной работе труппы. Все, включая стулья, играют как команда.
«Завтрак у предводителя» в «Et Cetera» – редкий случай, когда маленькая классическая одноактная пьеса превращается в почти аттракцион, но не теряет вкуса. Буторин Тургенева не «осовременивает» насильно, не прикручивает гаджеты и Тик-Ток, а просто усиливает то, что и так было в тексте: абсурд человеческой жадности.
В результате получается спектакль, в котором:– дом рушится честнее, чем в любом семейном чате; – карта имения играет лучше, чем некоторые живые актёры в других театрах; – смех действительно выполняет функции положительного героя, психотерапевта и участкового одновременно.
Спектакль получился фантазийным, остроумным и при этом очень искренним. Такой честный разговор о человеческих пороках, который можно позволить себе только одним способом – смеясь до слёз и выходя из зала с тихой мыслью: «Хорошо, что
наша дача уже поделена».


