Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

31.12.2012 Гастроли в Тбилиси 27.12.2012 Передача "Рожденные в СССР", в гостях Людмила Дмитриева 18.12.2012 На сцене театра «Et Cetera» представлена обновленная постановка Роберта Стуруа «Звездный мальчик» Новости культуры 15.12.2012 Премьера «Звездного мальчика» по Уайльду прошла в столичном театре Мария Ганиянц , РИА Новости 14.12.2012 В Et Cetera сыграют спектакль по сказке Оскара Уайльда «Театрал» 13.12.2012 Любовь на два дома Ирина Корнеева , "Российская газета" 13.12.2012 Театр Et Cetera поставил «Звездного мальчика» по Уайльду «Театрон» 13.12.2012 Премьера спектакля «Звездный мальчик» состоится в Et Cetera в субботу РИА Новости 13.12.2012 Звездный мастер Алексей Филиппов , «Независимая газета» 12.12.2012 Роберт Стуруа нарасхват Рита Болотская , Голос России 12.12.2012 Грузия дождалась «Бурю» GeorgiaTimes 12.12.2012 Стуруа хочет устранить институт управляющих в театре Руставели РИА Новости 11.12.2012 Стуруа заявил, что устранит "институт эмиссаров" в театре им. Руставели NewsGeorgia 10.12.2012 А теперь по-русски Виктор Лошак , Журнал "Огонёк" 10.12.2012 Возвращенец Андрей Ванденко , «Итоги» 10.12.2012 Роберт Стуруа вернулся в Театр Руставели... с гастролями новости ТК Культура 10.12.2012 Возвращенец Андрей Ванденко , «Итоги» 09.12.2012 Шекспировская «Буря» вторит грузинским реалиям Марина Тимашева , Голос России 08.12.2012 Роберт Стуруа покинул Тбилиси вместе с московским театром «Et Cetera» Грузия Online 07.12.2012 Роберт Стуруа покидает Тбилиси вместе с Московским театром «Et Cetera» Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 07.12.2012 Министр культуры Грузии посетит Москву Тбилисская неделя 07.12.2012 Министр нового правительства Грузии решил посетить Москву «Взгляд» 07.12.2012 Министр культуры Грузии приедет в Москву из любви к русскому театру Анна Грибоедова , ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир» 06.12.2012 Министр культуры Грузии посетит Москву по приглашению Александра Калягина Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 05.12.2012 Премьер-министр Грузии аплодировал театру «Эт Сетера» под руководством Александра Калягина Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 03.12.2012 Буря на сцене театра Руставели Варвара Есипова , «Тбилисская неделя» 03.12.2012 «Люди заставили меня поверить, что я умею предсказывать» Марина Тимашева , «Известия» 01.12.2012 Московский театр «Эт Сетера» под руководством Александра Калягина, открыл гастроли в грузинской столице Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 30.11.2012 Спектаклем «Буря» открывает гастроли в Тбилиси Московский театр «Эт Сетера» Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 27.11.2012 После долгого перерыва на гастроли в Тбилиси отправляется театр из России -«Эт Сетера» под руководством Александра Калягина Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 27.11.2012 Московский театр Et Cetera едет в Грузию по приглашению Иванишвили Эхо Кавказа 27.11.2012 Московский театр Et Cetera едет в Грузию по приглашению Иванишвили Новости-Грузия 27.11.2012 Московский театр Et Cetera отправляется на гастроли в Тбилиси MosDays.ru 27.11.2012 После долгого перерыва в Грузию на гастроли приехал российский театр Et Cetera НТВ 27.11.2012 Театр «Et Cetera» отправляется на гастроли в Тбилиси Кристина СЫЦКО , «Театрал» 27.11.2012 Московский театр Et Cetera отправляется на гастроли в Тбилиси РИА Новости 27.11.2012 Et Cetera летит в Тбилиси GeorgiaTimes 27.11.2012 Бидзина Иванишвили пригласил в Грузию московский театр Et Cetera «GHN» 27.11.2012 Театр из России впервые после долгого перерыва отправляется гастролировать в Грузию «Особая буква» 24.11.2012 Давид Яковлевич Смелянский в гостях у Алексея Райкова на радио «Говорит Москва» Алексей Райков , «Говорит Москва» 13.11.2012 Гия Канчели — о Роберте Стуруа, Михаиле Саакашвили, прошлом и будущем Ольга Завьялова , «Известия» 12.11.2012 Лицедей Андрей Ванденко , «Итоги» 08.11.2012 Гастроли в Ригу 04.11.2012 Калягин и Вержбицкий в Национальном театре: рижане увидели «Шейлока» Вилена МАКАРИЧ 03.11.2012 Бесконечность Александра Калягина http://www.telegraf.lv 02.11.2012 Калягин: «Латвия – это мой климат, моя аура!» Андрей ШАВРЕЙ , Телеграф.lv 02.11.2012 Калягин: «Латвия – это мой климат, моя аура!» Андрей ШАВРЕЙ , Телеграф.lv 31.10.2012 «Буря» над Ставрополем 26.10.2012 Гастроли на Кубу 24.10.2012 Роберт Стуруа: «В России я, как на родине» Наталия Викторова , Голос России 23.10.2012 Роберт Стуруа надеется вернуться на родину Кристина СЫЦКО , «Театрал» 21.10.2012 Фотохудожник Олег Хаимов открыл ставропольцам театральное зазеркалье ГТРК «Ставрополье» 15.10.2012 Москва слезам не верит Франк Падрон , RadioMetropolitana 12.10.2012 Ещё одна неоконченная пьеса Калягина на Кубе Марианела Гонсалес , Гавана 12.10.2012 Дирижер из подполья Яна Жиляева , ВТБ-РОССИИ 09.10.2012 Лица надежды: сезон русского театра в Гаване Велес Бычков , Гавана.Кубинское агентство новостей 08.10.2012 Чеховские «Лица» пришлись по вкусу кубинцам Елена Лазарева , портал «Русский мир» 08.10.2012 Театр «Et cetera» порадует кубинцев Ирина Алпатова , Театрал 07.10.2012 Гастроли театра Et Cetera начались на Кубе под оглушительные овации Александр Соловский , РИА Новости 06.10.2012 Здравствуйте, я ваша смерть Анна Чужкова , «Культура» 05.10.2012 Министр культуры Кубы принял российскую театральную делегацию Гавана 05.10.2012 На сцене Национального театра Гаваны спектакли московского театра «Еt Сetera» Пренса Латина 04.10.2012 Ничего себе местечко для Калягина Геннадий Демин , «Трибуна» 04.10.2012 «Ничего себе местечко для кормления собак» сосредоточен на опустошении Джон Фридман , The Moscow Times 04.10.2012 Ничего себе местечко для Калягина Геннадий Демин , «Трибуна» 03.10.2012 На Неделе русских театров в Гаване исполнят песни Великой Отечественной войны Анна Грибоедова , портал «Русский мир» 03.10.2012 Московский театр Et Cetera едет с гастролями на Кубу МК 03.10.2012 Московский театр Et Cetera впервые покажет спектакли на Кубе РИА Новости 02.10.2012 Ни конца, ни света Роман Должанский , Газета "Коммерсантъ" 01.10.2012 Место хорошее… Григорий Заславский , «Независимая газета» 01.10.2012 Конец собачьей жизни Наталья Каминская , «Итоги» 01.10.2012 «Ничего себе местечко для кормления собак»: шок на ровном месте Наталья Витвицкая , «Ваш Досуг» 28.09.2012 Ничего себе комедия Николай Берман , Газета.ру 27.09.2012 Александр Калягин сыграл «торговца смертью» Журнал «Театрал» 26.09.2012 «Et Cetera» начинает свой юбилейный двадцатый сезон Новости телеканала Культура 26.09.2012 Александр Калягин сыграл мировую премьеру нового спектакля в постановке Роберта Стуруа Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 26.09.2012 Премьера в «Et Cetera» от Роберта Стуруа Карина Ивашко , «Голос России» 11.09.2012 «У всех, кто целовался с американцами, выпали зубы» Мария Аполинская , «Комсомольская правда в Украине» 10.09.2012 Театр в России больше, чем театр. «Встречи в Одессе» близятся к концу... Мария Гудыма , «ТАЙМЕР» 10.09.2012 Александр Галин принимает поздравления с юбилеем Радио Культуры 05.09.2012 Театр Et cetera ждет на премьеру драматурга из Франции, автора пьесы «Театрал» 01.09.2012 Театральный фестиваль стартовал в Одессе Владимир Новак , UkrInform 01.09.2012 Мы — поборники репертуарного театра! Валентина Левчук , «Вечерняя Одесса» 30.08.2012 Одесситам покажут живых кукол, спектакль на иврите и "Страсти по дивану" Елана Вишневская , Комсомольская правда в Украине 29.08.2012 Театральный фестиваль в Одессе откроет Александр Калягин Елана Вишневская , Комсомольская правда в Украине 28.08.2012 Одесситам покажут настоящую женщину Александра Шевчук , Одесская жизнь 23.08.2012 «Зачем терять великих?!» Русский репертуарный театр заявит о себе на «Встречах в Одессе» Таймер 22.08.2012 Александр Калягин блеснет на сцене своего театра "Et Cetera" в новом спектакле Роберта Стуруа Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 22.08.2012 Александр Калягин блеснет в новом спектакле Роберта Стуруа Новости канала Культура 22.08.2012 Теперь каждый полуметр будет считать себя мэтром Ирина Мустафина , Новые Известия 22.08.2012 Первый год без Фоменко Елена Юринская , Российская газета 22.08.2012 Калягин усомнился в репертуарном будущем театра Гоголя Lenta.ru 21.08.2012 Ничего себе местечко для сбора Марина Райкина , МК 21.08.2012 «В театре все меняется без приказов чиновников» Алла Шевелева , «Известия» 21.08.2012 Московский театр Et Cetera открывает свой 20-й юбилейный сезон Наталия Курова , WEEKEND 21.08.2012 Московский театр Et Cetera открывает свой 20-й юбилейный сезон Газета.ru 21.08.2012 Александр Калягин боится сесть в лужу Ася Иванова , «Вечерняя Москва» 20.08.2012 Стуруа возьмется за постановку Тарика Нуи Валерия Маркова , UnitedEuropeNews.ru 10.08.2012 Театры и театралы готовятся к «Встречам» «Порто-Франко» 13.07.2012 Мадам Эвридика от черта вернется / "Орфей" (Театр "Et cetera") Владимир Анзикеев , Журнал «Страстной бульвар 13.07.2012 Александр Калягин - человек-театр Ирина Решетникова , Журнал «Страстной бульвар 12.07.2012 Заслуженный деятель искусств Давид Смелянский празднует юбилей Кристина Сыцко , Журнал «Театрал» 12.07.2012 Бюджет закрыт: все ушло на фронт? Алена Карась , «Российская газета» 10.07.2012 Александр Калягин призвал деятелей российского театра помочь пострадавшим от наводнения на Кубани Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 02.07.2012 Мэр Москвы вручил премии театральным деятелям Журнал «Театрал» 02.07.2012 Правительство Москвы наградило деятелей литературы и искусства Александр Андрюхин , Вечерняя Москва 26.06.2012 Отголоски бури Михаэль Хендельзальц , "Вести-Тель-Авив" 20.06.2012 Счастливый билет Роберта Стуруа Оксана Власова , «ТРИБУНА» 16.06.2012 Александр Калягин: Актер должен наступать на горло своему тщеславию Татьяна Медведева , «Вечерняя Москва» 04.06.2012 Александр Калягин: «Если не веришь, что можешь – надо уходить» Екатерина Писарева , "Курская правда" 01.06.2012 Даниил Страхов: «Путь к внутренней свободе» Марина Белова , журнал «Театрон» 31.05.2012 Связь времен Яков Шаус , «Вести» 31.05.2012 Между родиной и чужбиной Шели Шрайман , «Окна» 30.05.2012 Буря - месть и прощение Цви Горен , "Вести-Тель-Авив" 30.05.2012 Юбиляр Калягин устроил «Праздник шута» Ежедневная всеукраинская газета «День» 28.05.2012 Сан Саныч намекнул на пороховую бочку Ян Смирнитский , МК 26.05.2012 Свой юбилей Калягин отметил блистательной игрой Вести.ru 26.05.2012 Александр Калягин: «Стоп-кран я еще не нажал» ТК «Мир» 26.05.2012 Александр Калягин: Золотой Клоун Марина Тимашева , Радио Свобода 26.05.2012 Настоящий цирк поздравил Александра Калягина с юбилеем Наталия Курова , РИА Новости 25.05.2012 Гия Канчели: «Главное, не страна, а люди» Виктор Лихт , «NAUTILUS» 25.05.2012 Сан Саныч отметит юбилей как скоморох Анастасия ПЛЕШАКОВА , Комсомольская правда 25.05.2012 Александр Калягин отметит 70-летний юбилей цирковым шоу Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 25.05.2012 Александру Калягину - 70 Тарбут.ru 25.05.2012 Владимир Путин поздравил Александра Калягина с юбилеем ТВЦ 25.05.2012 Александр Калягин отмечает 70-летие Вениамин Трубачев, Виталий Коваленко , "Подробности" 25.05.2012 Калягин, как донна Роза д`Альвадорец, цветет и пахнет Сергей Пальчиковский , «Первая Крымская» информационно-аналитическая газета N 425 23.05.2012 Александр Калягин: «Все на что-то жалуются» Марина Мурзина , АИФ №21 20.05.2012 Роберт Стуруа: Искусство должно быть в конфликте с властью Яков Зубарев , «Секрет» 16.05.2012 Феерическая "Буря" и "саунддрама доктора Полякова" Zahav.ru 13.05.2012 «Буря» Шекспира – от репетиций к спектаклю ISRAland 07.05.2012 Неласковый зверь Мария Седых , «Итоги» №19 04.05.2012 «Я все думал, когда нас Бог покарает за Сталина, и вот...» Инна Шейхатович , Тарбут.ru 04.05.2012 Полицейский должен улыбаться Александр Малюгин-Гаврилов , «Аргументы Недели» 06.04.2012 Измученный и скучный зверь Ирина Алпатова , «Культура» 02.04.2012 «Драма на охоте»: смертельная доза Наталья Витвицкая , «Ваш Досуг» 31.03.2012 Спектакль Антона Яковлева «Драма на охоте» показали в «Et cetera» Анна Банасюкевич , РИА Новости 12.03.2012 «Моя Марусечка» Ирина Алпатова , Газета «Культура» 02.03.2012 Просто Маруся Ирина Алпатова , «Культура» 01.03.2012 В деревне Гадюкино дожди Ирина Анисимова , «Театрал» 14.02.2012 Роберт Стуруа: вот-вот должно произойти что-то настоящее Наталия Курова , «РИА Новости» 09.02.2012 У Калягина в театре Et Cetera премьера спектакля «Моя Марусечка» Дина Радбель , «Фамильные ценности» 06.02.2012 «Моя Марусечка»: душевный спектакль Марины Брусникиной Наталья Витвицкая , «Ваш Досуг» 06.02.2012 Сопрано под транзистор Елена Ларина , Голос России 06.02.2012 Марусечкино царство Ирина Анисимова , «Новые Известия» 03.02.2012 Марина Брусникина устроила разговор по душам в театре «Et Сetera» Новости телеканала «Культура» 01.01.2012 «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» Жанна Филатова , "Театральная Афиша"
Пресса

Возвращенец

Андрей Ванденко
«Итоги» , 10.12.2012
Роберт Стуруа: «Сегодня люди рады моему возвращению, приветствуют, но стоит чуть-чуть споткнуться, не пожалеют. Значит, снова уйду. Уже сам. И плакать не буду...» На прошлой неделе в Тбилиси завершились гастроли московского театра «Et Сetera». Худрук Александр Калягин и главный режиссер Роберт Стуруа решили показать грузинской публике два спектакля — «Бурю» по пьесе Уильяма Шекспира и премьеру этого сезона «Ничего себе местечко для кормления собак» по произведению французского драматурга Тарика Нуи. Уже в ходе гастролей стало известно, что министр культуры Грузии Гурам Одишария подписал приказ о восстановлении Роберта Стуруа в должности художественного руководителя тбилисского Театра имени Шота Руставели, с которой он был со скандалом уволен в августе 2011-го... — Вот вы и вернулись в свой город, знакомый до слез, Роберт Робертович. — Старался прилетать сюда. Едва появлялась возможность, пользовался ею. Когда репетировал пьесу Нуи с длинным названием, был сложный период, поэтому несколько месяцев безвылазно просидел в Москве. Зато потом получились небольшие грузинские каникулы. — Но в роли гастролера вы на родину точно не приезжали. — Да, поворот судьбы. «Бурю» я поставил в «Et Сetera», еще работая в Театре Шота Руставели. Пока мы с Александром Калягиным планировали гастроли в Тбилиси, мои отношения с тогдашними властями Грузии испортились вконец, и все завершилось увольнением. Сан Саныч позвал к себе, я подумал и согласился. В тот момент не мог предположить, что через неполных полтора года вернусь туда, где прослужил полвека. Я уходил навсегда... И, знаете, это идеально вписывалось в традиции нашего театра. Выдающегося режиссера Сандро Ахметели расстреляли в 37-м, Котэ Марджанишвили, Додо Алексидзе, Михаилу Туманишвили «повезло» больше: их не репрессировали, а лишь выгнали на улицу. Я пополнил почетный список — после тридцати лет работы худруком... Люди неожиданно живо отреагировали на мою отставку. Перед театром прошел стихийный митинг, на который собралось столько народу, что на какое-то время даже встало движение на проспекте Руставели, протестующие перекрыли проезжую часть. Я в этом не участвовал, сидел в мастерской, паковал вещи, книги. Потом уехал в Москву. А теперь вот министр восстановил меня. Это похоже на возвращение в семью после развода. Пока супруг отсутствовал, у жены были другие мужчины, он знает об этом, но должен все начать заново. Получится ли? — Вы ведь тоже закрутили бурный роман на стороне, Роберт Робертович. — Я и раньше изменял, но делал это только с иностранками, что не самое тяжкое преступление. По крайней мере, так себя оправдываю... Сейчас ситуация иная. Мало вернуться к прежней жене, необходимо предложить ей что-то свежее, интересное. Нужен сильный драматургический материал. Идеи есть, но окончательно пока не определился. Понимаю лишь, что это не должна быть пьеса, напрямую касающаяся событий последних двадцати лет. — Боитесь параллелей? — Не хочу чрезмерной публицистичности, лобовых газетных сравнений. Сегодня это ни к чему. Когда в 2003-м к власти пришел Саакашвили, я поставил спектакль о нем. Мне не понравилась Мишина манера выступать с трибуны: он легко впадал в истерику, в уголках рта появлялась пена, что выглядело эстетически отталкивающе. Хотя дело, конечно, не в этом. Однажды, еще в самом начале, Саакашвили позвал меня и в моем присутствии так разговаривал с министром культуры, что я испытал стыд за обоих: что один терпит, а второй допускает подобный тон — даже не пренебрежительный, а хамский, оскорбительный. Пьесу «Солдат, любовь, охранник и... президент» написал Лаша Бугадзе, имеющий репутацию политически неблагонадежного. Получилась сатира, трагикомедия. Актер, игравший Президента, внешне очень похож на Мишу. Немного странный, чудаковатый тип с замашками садиста. — Саакашвили был на премьере? — Приходила его мама... Это спектакль не персонально против Миши. Мне кажется, кресла всех руководителей заражены каким-то вирусом, и те, кто в них садится, заболевают. Раньше или позже, сильнее или слабее. Чем выше пост, тем опаснее зараза. И вакцины нет, пока не смогли ее открыть. С Саакашвили метаморфоза произошла очень быстро, значит, изначально в нем что-то было не так. Если бы человек шел к власти, чтобы помочь стране, он не поддался бы искушению с подобной легкостью. Вскоре после премьеры «Солдата» у нас состоялись гастроли на сцене Театра Моссовета, но я решил не везти спектакль в Россию. С одной стороны, не хотел выносить сор из избы, с другой — понимал, что реакция московской публики на увиденное будет неоднозначной. У Миши очень мощное лобби — и в Грузии, и за ее пределами. Он сумел убедить мир, что является светочем демократии и ярым борцом за свободу. Попытка объяснить, что это, мягко говоря, не совсем так, наталкивалась на недоумение. Саакашвили умело построил потемкинские деревни, в которые многие поверили. Надежды, связанные с его приходом к власти, быстро сменились разочарованием, а затем и страхом. В Грузии это давно почувствовали, а на Западе у людей лишь сейчас раскрываются глаза. Последние выборы в парламент помогли. В России все поняли раньше. После войны из-за Южной Осетии. — Вам приходилось публично высказываться на тему этого вооруженного конфликта? — В августе 2008-го мы с друзьями сели в машину и поехали в сторону Гори, где попали под бомбежку российской авиации. Пришлось удирать... В Тбилиси вернулись лишь дней через двадцать. Я видел все своими глазами и даже записал видеосвидетельство для архива... Понятно, что эта история на долгие годы. Напрашивается параллель с Эльзасом и Лотарингией, которые отошли к Германии, а после Первой мировой войны вернулись в состав Франции. Я ставил спектакль в Саарбрюккене, а обедать вместе с немцами ездил в ресторан по другую сторону границы. Мне кажется, правильный путь предлагает Бидзина Иванишвили: надо создать в Грузии такие условия для жизни, чтобы народы Абхазии и Южной Осетии захотели вернуться. Конечно, это быстро не делается... — С Иванишвили вы давно знакомы? — Года с 94-го. Мы тогда привозили в Москву «Кавказский меловой круг», «Макбет»... После окончания гастролей Бидзина позвал меня с артистами на дачу. Сказать, что мы стали близкими друзьями, не могу. Да, лет восемь назад он профинансировал ремонт Театра Руставели. Но Иванишвили очень многим помогал в Грузии и никогда не афишировал этого, наоборот — просил, чтобы его не называли. Это выглядело немного наивно, в республике знали, сколько делает Бидзина, тем не менее вслух имя не произносилось. Когда в октябре проводились парламентские выборы, я прилетел в Тбилиси, чтобы проголосовать, посмотреть, как все идет. Бидзина опять пригласил меня к себе. Как я понял, ему захотелось выговориться, излить душу перед человеком из другого мира. Все-таки вокруг него бизнесмены, политики, а я вращаюсь в иных сферах. Хотя режиссерам тоже нельзя слишком доверять, мы можем сразу все разболтать... Бидзина подробно рассказал мне о причинах, заставивших включиться в борьбу за власть. В этом большую роль сыграли его сыновья, убедившие отца, что надо вмешаться, спасать Грузию... — Предложение вернуться в Театр Руставели он вам сделал? — Бидзина спросил, готов ли я к такому шагу. В тот момент я не представлял себе ситуацию в театре и не дал четкого ответа, но стал вникать и решил попробовать. Написал об этом в Facebook, спьяну позволил лишнее в адрес управляющего театром, пришлось потом даже извиняться. Все спектакли, которые я ставил, формально сохранились в репертуаре, но игрались редко, нерегулярно. Помещение сдавалось в аренду, тут проходили съемки каких-то телешоу, репетировались мюзиклы, даже оперы, где главная роль отводилась фаворитке Саакашвили, эстрадной певице... Люди решили делать деньги. — На вашей памяти, Роберт Робертович, бывало, чтобы зал театра пустовал? — Нет, даже в самые тяжелые времена. Неправда, что музы молчат, когда говорят пушки. В начале девяностых проспект Руставели лежал в руинах, здание театра почти не отапливалось, зрители сидели в шубах, электричество часто отключалось. Помню, показывали «Доброго человека из Сезуана», и минут за пятнадцать до конца погас свет. Наш директор связался с коммунальщиками, ему ответили, что авария надолго, он поднялся на сцену и объявил: мол, надо расходиться, извините. Но у части публики оказались мощные фонарики, тогда в Тбилиси повсюду была темень, люди подошли к рампе и стали подсвечивать. Так и доиграли спектакль. В финале плакали все — и актеры, и зрители. Разное случалось за пятьдесят лет в театре... — А нынешнее ваше возвращение не отдает реваншизмом? — Да, со стороны может выглядеть именно так, хотя я не собираюсь никому мстить или сводить счеты. Психологически ситуация не слишком комфортна, поскольку в глазах людей теперь уже я ставленник новой власти. Но я-то знаю: это неправда. Мой дедушка был известным большевиком и давал рекомендацию Иосифу Сталину для вступления в партию. Революционный дух сидит во мне, передался с генами. Если Иванишвили и его команда начнут отходить от провозглашенного курса, молчать не стану. Речь ведь о будущем страны, о нравственности и порядочности. Такими вещами не шутят. — Вам предлагали вступить в предвыборный блок Иванишвили? — Звали, но я отказывался. На митинги приходил, в поддержку говорил, но от непосредственной политической работы я все-таки далек. Каждому свое. — Когда Калягин узнал, что вы согласились вернуться в Театр Шота Руставели? — После премьеры «Местечка» я собрался в Грузию, и Сан Саныч сказал: «Если на выборах победит Иванишвили и позовет обратно в худруки, не отказывайся. Но и от нас не уходи...» Мне и самому неловко оставлять «Et Сetera»: люди протянули руку помощи в трудную минуту. — В Москве вы чувствовали себя дискомфортно? — Ну почему? У меня много друзей, знакомых. Хотя, если честно, в последние месяцы почти не выходил из здания театра. В «Et Сetera» есть служебная квартира, в ней проводил все время. У меня даже нет теплого пальто. В магазине «Богатырь» продают такие чудовищные вещи, что не решился купить их. Сейчас наконец-то сшил в Тбилиси пальто на заказ, могу пройтись по улице, а в Москве прошлую зиму просидел в четырех стенах. Называл себя затворником. Актеры смеялись, говорили: «Хоть кислородом подыши». Я отвечал: «А где он тут у вас?» — Наверное, и без грузинского вина страдали? — Не могу пить один, обязательно нужны собутыльники и слушатели. Когда выпью, должен говорить долго, а это не каждый выносит. Особенно в Москве, где все торопятся, опаздывают. Поэтому в России перешел на водку, которую не употреблял четверть века. За время, что провел в «Et Сetera», выпил ее немало. — Спрашивать, ходили ли по московским театрам, бесполезно? Куда вы без пальто? — Пару раз выбирался. Посмотрел «Лира» Константина Богомолова, «Маленькие трагедии» у его тезки Райкина... Это, пожалуй, все. Даже к Александру Филиппенко, моему большому другу, на чтецкий вечер не пошел. Я уже говорил, что последняя постановка по пьесе Тарика Нуи(*) далась тяжело, почти четыре месяца репетировали. — При этом вы хотите усидеть даже не на двух стульях, а на трех. Кроме «Et Сetera» и Театра Шота Руставели обзавелись еще одной сценической площадкой в Тбилиси, которую для вас строит Иванишвили. — Думаю, все-таки придется уйти из главных режиссеров «Et Сetera». По-прежнему буду ставить там премьеры, одну в сезон — с удовольствием, но работать на постоянной основе вряд ли получится. Приглашенный главный дирижер в больших оркестрах — обычная практика: приехал, порепетировал, сыграл концерт и дальше отправился. А главреж обязан следить за состоянием спектаклей, что-то подновлять, поправлять, вводить исполнителей. На расстоянии этого не сделать. Что касается новой площадки, идея ее создания возникла после моего ухода из Театра Руставели и до предложения Калягина. Сейчас я это не потяну, отдам молодым. Бидзина выкупил старое здание фабрики «Зингер», стоявшее полуразрушенным и разграбленным. В нем завершается ремонт, будут выставочный зал и театральная студия на двести мест. Хочу назвать ее «Рубикон». И скрытый смысл есть, и отголосок моего имени. Премьеру в январе поставлю сам — «Мастер-класс» по пьесе о Марии Каллас, а дальше пусть молодежь учится, экспериментирует. Мне же надо определяться, с чем начинать в Театре Руставели. Может, это будет «Комедия ошибок» Шекспира, может, что-то другое. Важно сделать правильный выбор. — Москва, как известно, слезам не верит. А Тбилиси? — Он надеется. Сегодня люди рады моему возвращению, приветствуют, но стоит чуть-чуть споткнуться, не пожалеют. Значит, снова уйду. Уже сам. И плакать не буду. Это точно. Тбилиси — Москва