28.12.2015
«Поможем спасти мир от агрессии»
Александр Калягин ,
Театрал
28.12.2015
Кризис – естественное состояние театра
Роберт Стуруа ,
Газета "Et Cetera"
18.12.2015
Миф о "лишнем" человеке
Наталия Каминская ,
журнал "Сцена", №6 (98) 2015
11.12.2015
"Старшая сестра" вышла из декрета
Галина Снопова ,
Московская правда
08.12.2015
Юбилей театра Et Cetera отметили капустником
телеканал "Культура"
08.12.2015
Юбилей театра Et Cetera отметили капустником
телеканал "Культура"
07.12.2015
«Старшая сестра» возвращается на сцену театра Et Cetera
KudaGo.com
07.12.2015
На сцене "Et Cetera" две сестры поборются за счастье
Москва 24
07.12.2015
Московский театр "Et Cetera" отмечает юбилей своего здания
ТАСС: Культура
29.11.2015
Эфир программы "Кто там": Антон Пахомов
Телеканал "Культуры"
29.11.2015
Эфир программы "Кто там": Антон Пахомов
Телеканал "Культуры"
13.11.2015
О чем волнуются подруги?: "Всё о женщинах" в театре Et Cetera
Зоя Апостольская ,
Российская газета
12.11.2015
Она написала пьесу про Чехова, срежиссировала ее и сыграла
Мария Федотова ,
Нижегородские новости
12.11.2015
Вампилов в жанре саундрамы
Галина Снопова ,
Московская правда
09.11.2015
Как забыть кафе «Незабудка»?
Ольга Егошина ,
Новые Известия
04.11.2015
Квадратные метры влияния
Александр Калягин ,
журнал "Театрал"
02.11.2015
Не загоняйте театр в раздел "услуги"
Юрий Панков, Сергей Стегайлов ,
Совершенно секретно
01.11.2015
Паршивая шутка
Елена Губайдуллина ,
Театральная афиша
29.10.2015
Держитесь, товарищ Калягин!
Татьяна Москвина ,
Аргументы недели
29.10.2015
Институт старчества умер
Светлана Телятникова ,
Диалог культур
27.10.2015
Спектакль театра "Et Cetera" расскажет "все о женщинах"
Культура, РИА Новости
27.10.2015
В театре "Et Cetera" состоится премьера спектакля "Все о женщинах"
Новости Культуры ,
Телеканал "Россия-Культура"
17.10.2015
Эфир программы "Жизнь с антрактами"
Алексей Райков, программа "Жизнь с антрактами" ,
радио "Говорит Москва"
17.10.2015
Эфир программы "Жизнь с антрактами"
Алексей Райков, программа "Жизнь с антрактами" ,
радио "Говорит Москва"
13.10.2015
В театре Et Cetera знают всё о женщинах
Ольга Лунькова ,
Театрал
10.10.2015
Спектакль «Все о женщинах» в Театре «Et Cetera»
Kuda.Go
09.10.2015
Реплика из-за кулис
Александр Калягин ,
Новые известия
05.10.2015
"Же сюи инженер Зилов: "Утиная охота" в театре "Et Cetera"
Елена Дьякова ,
"Новая Газета"
30.09.2015 21:26:00
Гастроли. Иркутск, Улан-Удэ, Чита
25.09.2015
Гастроли. Иркутск, Улан-Удэ, Чита
24.09.2015
Выкупать надо душу! Но как?
Юлия Болтаевская ,
"Забайкальский рабочий"
23.09.2015
Роберт Стуруа: В профессии актера есть особое мужество
Ирина Гладких ,
"Областная газета"
22.09.2015
Роберт Стуруа: «Актёры для меня – те же кисти»
Алёна Корк ,
"Конкурент"
21.09.2015
В шорт-листе «Звезды Театрала» появился абсолютный лидер
"Театрал"
19.09.2015
Читинцы увидят театр Александра Калягина
ЗабМедиа
19.09.2015
Утиный сюр
Мария Юрченко ,
Радио "Орфей"
18.09.2015
"Утиная охота": Жизнь, в сущности, проиграна"
Алексей Филиппов ,
"КиноТеатр"
18.09.2015
Московский театр «Et Cetera» под руководством Александра Калягина уже в Чите
Юлия Болтаевская ,
"Забайкальский рабочий"
17.09.2015
Большие гастроли
Анастасия Ильина ,
"Мои года"
17.09.2015
Александр Калягин: «Бурятия – это легендарный край»
Байкал Медиа Консалтинг
16.09.2015
Немного позитива Et Cetera
Елена Орлова ,
"Областная газета"
11.09.2015
"Утиная охота" в "Et Cetera"
Москва 24: Афиша
11.09.2015
"Утиная охота" в "Et Cetera"
Москва 24: Афиша
10.09.2015
Утиная охота
Наталья Витвицкая ,
"Ваш досуг"
10.09.2015
Московский театр Et Cetera приехал в Иркутск с гастролями
IRK.ru
10.09.2015
Театр «Et cetera» приехал в Иркутск
Дарья Азарова ,
Вести Иркутск
10.09.2015
В иркутском драмтеатре стартуют трёхдневные гастроли московского «Et Cetera»
Анатолий Бызов ,
"Телеинформ"
10.09.2015
Александр Калягин в Иркутске: «Рад, что зрители в глубинке могут приобщиться к театральной культуре»
Яна Лисина ,
"Комсомольская правда Иркутск"
10.09.2015
Московский театр Et Cetera под руководством Александра Калягина прибыл в Иркутск
ИркутскМедиа
10.09.2015
Шекспир в Иркутске
Марина Беклемишева ,
АС БАЙКАЛ ТВ
07.09.2015
В Иркутск едет московский театр «Et Cetera»
"Телеинформ"
07.09.2015
Осенний марафон. Десять стартовых премьер нового сезона
Татьяна Власова ,
"Театрал"
02.09.2015
Владимир Панков репетирует в театре Et Cetera "Утиную охоту" Вампилова
Новости ТК "Культура"
01.09.2015
В театре Калягина начинается опасная охота
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
31.08.2015
Репортаж на телеканале "Россия 24"
Культура-Россия 24
31.08.2015
Репортаж на телеканале "Россия 24"
Культура-Россия 24
06.07.2015
Московский театр «Et Cetera» приедет в Иркутск с гастролями с 10 по 12 сентября
ИрСити
04.07.2015
Владимир Путин приехал в театр Et cetera
"Комсомольская правда"
03.07.2015
Владимир Путин посмотрел спектакль по чеховским рассказам в театре "Et cetera"
ТК "Звезда"
03.07.2015
Путин посетил спектакль по Чехову в театре Калягина
НТВ
03.07.2015
Путин завершает рабочую неделю визитом в театр
Полина Ермолаева ,
ТК "Россия"
03.07.2015
Президент России Владимир Путин сегодня приехал на спектакль «Лица» в театр Александра Калягина.
Известия
03.07.2015
Путин после просмотра спектакля "Лица" пообщался со зрителями
РИА Новости
03.07.2015
Путин посетил спектакль "Лица" в театре Et cetera в Москве
РИА Новости
30.06.2015
Гастроли в Буэнос-Айресе
22.06.2015
Александр Калягин: Нам всем необходимо найти свою дорогу!
Борис Войцеховский ,
"Вечерняя Москва"
20.06.2015
Роберт Стуруа: "Жизнь была бы лучше без политиков"
Аналия Мельгар ,
Перфил
20.06.2015
Мы - марионетки в чьих-то руках
Иванна Сото ,
Кларин
19.06.2015
"Буря" ближе к сказке, чем к аллегории
Патрисия Эспиноза ,
AMBITO FINANCIERO
19.06.2015
Между земным и сверхъестественным
Паула Сабатес ,
PAGINA 12
18.06.2015
Роберт Стуруа: "Мне нравится актер,который работает с тем, что имеет"
Мерседес Мендес ,
TIEMPO ARGENTINO
17.06.2015
Прогулка с Шаманом
Елена Алешкина ,
Office
15.06.2015
Волшебная и игривая версия
Изабель Кросе ,
LA PRENSA
15.06.2015
Выдающаяся работа российских артистов
Карлос Пачеко ,
"Ла-Насьон"
14.06.2015
Шекспир на русском языке
Карлос Пачеко ,
LA NACION
13.06.2015
Месть и раскаяние
Сесилия Хопкинс ,
Páginal12
13.06.2015
Россию и Аргентину объединил океан шекспировских страстей
Алексей Зотов ,
Первый канал
11.06.2015
Из России идет "Буря"
Хуан Хосе Сантильян ,
ClarínX
11.06.2015
"Буря" на берегах Рио-де-ла-Плата
Татьяна Федотова ,
"Народная газета"
10.06.2015
«Основы государственной культурной политики» должны стать конституцией культуры»
Семен Суриков ,
"Новые известия"
04.06.2015
Театр Et Cetera откроет в Аргентине Год русской культуры
Новости ТК "Культура"
04.06.2015
В Аргентине пройдут гастроли московского театра Et Cetera
Александр Нечаев ,
"Российская газета"
04.06.2015
Московский театр Et Cetera откроет Год русской культуры в Аргентине
Ольга Свистунова ,
ТАСС
02.06.2015
Мелихово. Чехов
Павел Подкладов ,
Страстной бульвар, 10
01.06.2015
От Таганрога до Мелихова
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша
28.05.2015
Театр Et Cetera устроит "Бурю" в Буэнос-Айресе
"Театрал"
27.04.2015
Эфир программы "Наблюдатель", посвященный спектаклю "Борис Годунов" Петера Штайна в театре "Et Cetera"
Телеканал "Культура"
27.04.2015
Эфир программы "Наблюдатель", посвященный спектаклю "Борис Годунов" Петера Штайна в театре "Et Cetera"
Телеканал "Культура"
20.04.2015
Петер Штайн: "Русские от театра просто без ума"
Вольфганг Хёбель, Маттиас Шепп ,
Der Spiegel
12.04.2015
Великий гример России
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
04.04.2015
«Старшая сестра» подалась в хиппи
Радио "Шансон"
24.03.2015
Наш Чехов
Галина Снопова ,
Московская правда
12.03.2015
Эпидемия религиозных протестов
Александр Калягин ,
"Театрал"
01.03.2015
Ай-да Пушкин
Ирина Алпатова ,
"Театральная афиша"
20.02.2015
РАЗДВОЕНИЕ ТРОНА: «Борис Годунов» в Московском театре «ЛЕНКОМ» (пост. К.Богомолов) и Московском театре «Et Cetera» п/рук. А.А. Калягина (реж. П.Штайн).
Ирина Решетникова ,
"Диалог искусств"
13.02.2015
Что происходит с артистом?
Александр Калягин ,
"Театрал"
06.02.2015
В Et Cetera написали пьесу о Чехове
"Театрал"
01.02.2015
Блеск и нищета тоталитаризма
Марина Квасницкая ,
"Театральная афиша"
01.02.2015
Анна Артамонова: В ней проснулась женщина, способная на любовь
Алла Шевелева ,
"Театральная афиша"
28.01.2015
Петер Штайн предупреждает: не надо русской крови
Марина Тимашева ,
"Трибуна"
27.01.2015
"Либералы" и "патриоты", Александр Калягин о нетерпимости и "Левиафане"
Александр Калягин ,
"Театрал"
23.01.2015
Петер Штайн поставил в Москве классического "Годунова"
Мир24
21.01.2015
Про кровавого мальчика
Наталья Витвицкая ,
"Ваш досуг"
21.01.2015
Петер Штайн представил "Бориса Годунова"
Радио "Шансон"
20.01.2015
Премьера "Бориса Годунова": похождения кровавого мальчика
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
20.01.2015
О настоящей беде
Ольга Егошина ,
"Новые известия"
19.01.2015
Театр "Et Cetera" представил "Бориса Годунова" в постановке Петера Штайна
Людмила Траумане ,
Gallerix
19.01.2015
Петер Штайн: Такое впечатление, что мои постановки приносят России несчастье
Ольга Романцова ,
"The New Times"
19.01.2015
Петер Штайн под шапкой Мономаха
Елена Дьякова ,
"Новая газета"
19.01.2015
Пиетет не может быть главным мотивом режиссера
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
19.01.2015
Карт-бланш. Черный вертеп русской истории
Владимир Колязин ,
"Независимая газета"
19.01.2015
Наряд безмолвствует.
Роман Должанский ,
"Коммерсант"
19.01.2015
Петер Штайн представил свою новую постановку "Борис Годунов"
Телеканал "Культура"
18.01.2015
Искушение пушкинской тайной
Алена Карась ,
"Российская газета"
17.01.2015
"Годунов" по Пушкину, пианист-испытатель и Штраус-оркест в России
Вести.ru
17.01.2015
Премьера "Бориса Годунова" в постановке Петера Штайна пройдет в Москве.
Наталия Курова ,
РИА Новости
17.01.2015
Сегодня в Москве на сцене театра Et cetera премьера спектакля "Борис Годунов"
Екатерина Березовская ,
1 канал
16.01.2015
"Бориса Годунова" поставили без модернизаций
Ирина Корнеева ,
"Российская газета"
Пресса
Выкупать надо душу! Но как?
Юлия Болтаевская
"Забайкальский рабочий" ,
24.09.2015
Что же такое богатство — благо или зло? Одни готовы ради него плести интриги, строить козни, быть безжалостными по отношению к близким людям, а для других, кого, к сожалению, меньше, деньги и высокое положение — лишь средства, чтобы помочь нуждающимся.
Именно такой противоречивый мир различных образов и характеров предстал перед зрителями на сцене Забайкальского краевого драматического театра в спектакле “Сердце не камень” по пьесе А. Островского благодаря артистам Московского театра “Et Cetera” под руководством Александра Калягина.
Справились без поддержки
Московский театр “Et Cetera” приехал в Читу в рамках федерального проекта “Большие гастроли”, побывав во множестве регионов России. Напомним, что в позапрошлом году, благодаря проекту, забайкальские любители театрального искусства посмотрели постановку Московского художественного театра им. А.П. Чехова “Прошлым летом в Чулимске” А. Вампилова, в 2014-м — “Пять вечеров” А. Володина театра на Покровке. Как рассказал в ходе пресс-конференции заместитель генерального директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Владимир Черкасов, данный центр был создан по инициативе Президента страны и учрежден Министерством культуры РФ.
— Наша цель — показать на региональных площадках полноформатные спектакли. Рад, что один из лучших театров Москвы, на постановки которого в столице попасть очень непросто, благодаря стараниям федерального и регионального министерств культуры и краевого драмтеатра, смог добраться до Забайкалья, — отметил Владимир Черкасов. — Множество проблем было решено при организации гастролей, поскольку ресурсы у Забайкальского края есть, но финансовая ситуация крайне сложная. И здесь, и в Москве сокращается бюджетное финансирование, но нам нужно изыскивать возможности, чтобы немного облегчить бремя местного театра по принятию проекта “Большие гастроли”. Надеюсь, что в следующем году мы продолжим данную программу, и забайкальский зритель увидит другой добротный театральный коллектив. Владимир Черкасов пояснил журналистам, что, как правило, заявку на тот или иной коллектив делает регион.
— Есть и такие известные театры, которые не идут навстречу, мы не включаем их в нашу гастрольную программу, — пояснил заместитель генерального директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности. — Скептически относимся к экспериментальным спектаклям. Был случай, когда мы привезли в небольшой театр постановку, режиссер которой признался, что несколько похулиганил. Тогда зал покинула почти половина зрителей. Естественно, что возить за государственные деньги подобные экспериментальные варианты не очень удобно. Кстати, сборы от продажи билетов остаются принимающему театру.
— Наш центр оплачивает транспортные расходы театра, гонорары и командировочные артистов. Регионам же приходится брать на себя обязанность по распространению билетов, информированию о гастролях, безвозмездному предоставлению площадки, обеспечению транспортом внутри города, — рассказал Владимир Черкасов.
По словам директора краевого драмтеатра Сергея Жеркова, во всем вышеперечисленном наш драмтеатр рассчитывал на денежную поддержку со стороны регионального бюджета, однако в условиях сложной финансовой ситуации эти надежды не оправдались. Тем не менее забайкальцы все же увидели творчество театра “Et Cetera”.
Удивлять не при помощи эпатажа
По словам генерального продюсера “Et Cetera” Давида Смелянского, театр появился в Москве 23 года назад. В 1993 году режиссер Александр Калягин, который ныне является художественным руководителем театра, вместе с выпускниками своего курса поставил первый спектакль “Дядя Ваня” А.П. Чехова. С этой работы и началась история “Et Cetera”, который 13 лет занимал конференц-зал одной из высоток на Новом Арбате и не имел собственной площадки. Десять лет назад по решению правительства Москвы у театра появилось свое здание на Тургеневской площади.
— Я благодарю Министерство культуры и Президента страны за чрезвычайно необходимую для жизни театра инициативу по созданию такой программы. В крови любого театра — гастроли. Долгое отсутствие гастрольной деятельности наносит огромный урон, — отметил Давид Смелянский. — Люди должны видеть не только своих артистов, но и приезжих. Антреприза в том виде, в котором она существует ныне, отжила свой срок, порою превращаясь в безобразие. Общество дошло до того уровня информированности, когда нужны высокопрофессиональные коллективы. Зрителям необходимо знакомиться с лучшими образцами российского театрального искусства.
Главный принцип театра Александра Калягина — представлять спектакль в том виде, как он идет на основной площадке, не допуская неполных декораций. “Зритель должен видеть все в оригинале. Привезешь халтуру — это будет твой первый и последний раз, когда ты посмел схитрить”, — подчеркнул Давид Яковлевич.
Несмотря на обещающее необычность название “Et Cetera”, которое с латинского переводится как “и так далее”, театр вовсе не отличается экспериментальностью, призванной эпатировать публику. В его репертуаре много классики.
— Наш художественный руководитель Александр Калягин с детства играет в театр, потому и главная его забота — театр, который способен удивлять, но не при помощи эпатажа, а художественными способами, — отметил Давид Смелянский. — Что касается лично моего отношения к экспериментам разного рода, то, называя вещи своими именами, я не люблю, когда на сцене совокупляются, не считаю необходимым обнажать тела актеров. Для меня это неприемлемо. Еще можно понять некоторые подобные моменты, если их требует сюжет, а не стремление сделать так, как не было ни у кого. Театр работает для человека, он должен что-то тронуть в душе, зацепить…
Островский — в театре теней и стоп-кадре Несмотря на критичное отношение руководства “Et Cetera” к экспериментам, режиссер-постановщик спектакля “Сердце не камень” Григорий Дитятковский привнес в него немало необычных для классической постановки элементов. Интересен выбор произведения известного драматурга Александра Островского, которое едва ли хорошо известно широкому читателю и зрителю. В центре сюжета благочестивая супруга состоятельного престарелого купца Вера Филипповна (арт. Анна Артамонова), которая если и мечтает о богатстве, то исключительно для того, чтобы помогать обездоленным. Ей противопоставлены все остальные персонажи, которые мечтают о наследстве Потапа Потапыча Каркунова (арт. Петр Семидович) ради собственного благополучия. Это и его племянник Константин (арт. Кирилл Лоскутов), и воспитанный в купеческом доме приказчик Ераст (арт. Фёдор Урекин).
Но тут мы ведем разговор исключительно о мужчинах. Барышни в спектакле хоть и не столь заинтересованы в денежках, но, подобно змею-искусителю, напевают целомудренной Вере Филипповне о прелестях земных искушений. Внутренняя непохожесть женских персонажей намеренно подчеркнута и их костюмами. Вера Филипповна предстает перед зрителями сначала в строгом черном платье, затем, преодолев власть пытающегося соблазнить ее Ераста, она облачается в белое, что напоминает зрителям о твердой, непреклонной непорочности героини, для которой превыше всех чувств — жалость и сострадание. Иначе выглядят гостьи скромной хозяйки купеческого дома Аполлинария Панфиловна (заслуженная артистка России Наталья Благих) и Ольга Дмитриевна (арт. Кристина Гагуа) — их пышные платья искрятся, переливаются от бликов мелких блесток, высокие прически венчают замысловатые шляпки. С той же легкостью и изяществом, как они носят блистательные наряды, эти барышни плетут интриги, да так, что поначалу никто и не догадывается. Костюмы выражают внутренние изменения и мужских персонажей. Потап Потапыч сначала выглядит жестоким циником в богатом барском костюме, к завершению постановки он уже олицетворяет саму кротость и раскаяние, облачившись в халат, выдающий его беззащитность перед охватившей немощью. Тут-то он словно прозревает: “Выкупать душу-то надо! Выкупать!” А вот у его племянника Константина Каркунова нищенское тряпье, пришедшее на смену изящному наряду, говорит не о возвышении души, а о еще более глубоком погружении в бездну порока.
Огромную роль в спектакле играют декорации. Надо сказать, что они не отличаются разнообразием. Привычная сочность и наполненность бытописания А. Островского здесь представлена скромным столиком и несколькими стульями. Режиссер не заостряет внимания зрителя на быте. Главным действующим предметом декораций является монументальная конструкция из трех рядов двухстворчатых дверей, которые открываются во все стороны, образуя три сквозных коридора, представляя зрителю белое полотно, на котором разворачиваются сцены театра теней.
Привлекает и другой интересный прием, свойственный в большей степени кино, — стоп-кадр. Герои замирают в своих естественных позах, чтобы пропустить вперед персонажи следующего эпизода. Наиболее бурные сцены переданы с помощью эффекта замедленной съемки — летят стулья, сплетаются в клубок дерущиеся герои, и каждое движение этого столпотворения можно рассмотреть. Режиссер заставляет классические персонажи танцевать и кувыркаться. На протяжении всего спектакля у зрителей просто нет возможности скучать — им и грустно, и смешно, и страшно, и радостно от того, что каждому из героев воздается по заслугам, что искренность и красота человеческой души все же побеждает соблазны и продолжает жить ради добра.
Именно такой противоречивый мир различных образов и характеров предстал перед зрителями на сцене Забайкальского краевого драматического театра в спектакле “Сердце не камень” по пьесе А. Островского благодаря артистам Московского театра “Et Cetera” под руководством Александра Калягина.
Справились без поддержки
Московский театр “Et Cetera” приехал в Читу в рамках федерального проекта “Большие гастроли”, побывав во множестве регионов России. Напомним, что в позапрошлом году, благодаря проекту, забайкальские любители театрального искусства посмотрели постановку Московского художественного театра им. А.П. Чехова “Прошлым летом в Чулимске” А. Вампилова, в 2014-м — “Пять вечеров” А. Володина театра на Покровке. Как рассказал в ходе пресс-конференции заместитель генерального директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Владимир Черкасов, данный центр был создан по инициативе Президента страны и учрежден Министерством культуры РФ.
— Наша цель — показать на региональных площадках полноформатные спектакли. Рад, что один из лучших театров Москвы, на постановки которого в столице попасть очень непросто, благодаря стараниям федерального и регионального министерств культуры и краевого драмтеатра, смог добраться до Забайкалья, — отметил Владимир Черкасов. — Множество проблем было решено при организации гастролей, поскольку ресурсы у Забайкальского края есть, но финансовая ситуация крайне сложная. И здесь, и в Москве сокращается бюджетное финансирование, но нам нужно изыскивать возможности, чтобы немного облегчить бремя местного театра по принятию проекта “Большие гастроли”. Надеюсь, что в следующем году мы продолжим данную программу, и забайкальский зритель увидит другой добротный театральный коллектив. Владимир Черкасов пояснил журналистам, что, как правило, заявку на тот или иной коллектив делает регион.
— Есть и такие известные театры, которые не идут навстречу, мы не включаем их в нашу гастрольную программу, — пояснил заместитель генерального директора Федерального центра поддержки гастрольной деятельности. — Скептически относимся к экспериментальным спектаклям. Был случай, когда мы привезли в небольшой театр постановку, режиссер которой признался, что несколько похулиганил. Тогда зал покинула почти половина зрителей. Естественно, что возить за государственные деньги подобные экспериментальные варианты не очень удобно. Кстати, сборы от продажи билетов остаются принимающему театру.
— Наш центр оплачивает транспортные расходы театра, гонорары и командировочные артистов. Регионам же приходится брать на себя обязанность по распространению билетов, информированию о гастролях, безвозмездному предоставлению площадки, обеспечению транспортом внутри города, — рассказал Владимир Черкасов.
По словам директора краевого драмтеатра Сергея Жеркова, во всем вышеперечисленном наш драмтеатр рассчитывал на денежную поддержку со стороны регионального бюджета, однако в условиях сложной финансовой ситуации эти надежды не оправдались. Тем не менее забайкальцы все же увидели творчество театра “Et Cetera”.
Удивлять не при помощи эпатажа
По словам генерального продюсера “Et Cetera” Давида Смелянского, театр появился в Москве 23 года назад. В 1993 году режиссер Александр Калягин, который ныне является художественным руководителем театра, вместе с выпускниками своего курса поставил первый спектакль “Дядя Ваня” А.П. Чехова. С этой работы и началась история “Et Cetera”, который 13 лет занимал конференц-зал одной из высоток на Новом Арбате и не имел собственной площадки. Десять лет назад по решению правительства Москвы у театра появилось свое здание на Тургеневской площади.
— Я благодарю Министерство культуры и Президента страны за чрезвычайно необходимую для жизни театра инициативу по созданию такой программы. В крови любого театра — гастроли. Долгое отсутствие гастрольной деятельности наносит огромный урон, — отметил Давид Смелянский. — Люди должны видеть не только своих артистов, но и приезжих. Антреприза в том виде, в котором она существует ныне, отжила свой срок, порою превращаясь в безобразие. Общество дошло до того уровня информированности, когда нужны высокопрофессиональные коллективы. Зрителям необходимо знакомиться с лучшими образцами российского театрального искусства.
Главный принцип театра Александра Калягина — представлять спектакль в том виде, как он идет на основной площадке, не допуская неполных декораций. “Зритель должен видеть все в оригинале. Привезешь халтуру — это будет твой первый и последний раз, когда ты посмел схитрить”, — подчеркнул Давид Яковлевич.
Несмотря на обещающее необычность название “Et Cetera”, которое с латинского переводится как “и так далее”, театр вовсе не отличается экспериментальностью, призванной эпатировать публику. В его репертуаре много классики.
— Наш художественный руководитель Александр Калягин с детства играет в театр, потому и главная его забота — театр, который способен удивлять, но не при помощи эпатажа, а художественными способами, — отметил Давид Смелянский. — Что касается лично моего отношения к экспериментам разного рода, то, называя вещи своими именами, я не люблю, когда на сцене совокупляются, не считаю необходимым обнажать тела актеров. Для меня это неприемлемо. Еще можно понять некоторые подобные моменты, если их требует сюжет, а не стремление сделать так, как не было ни у кого. Театр работает для человека, он должен что-то тронуть в душе, зацепить…
Островский — в театре теней и стоп-кадре Несмотря на критичное отношение руководства “Et Cetera” к экспериментам, режиссер-постановщик спектакля “Сердце не камень” Григорий Дитятковский привнес в него немало необычных для классической постановки элементов. Интересен выбор произведения известного драматурга Александра Островского, которое едва ли хорошо известно широкому читателю и зрителю. В центре сюжета благочестивая супруга состоятельного престарелого купца Вера Филипповна (арт. Анна Артамонова), которая если и мечтает о богатстве, то исключительно для того, чтобы помогать обездоленным. Ей противопоставлены все остальные персонажи, которые мечтают о наследстве Потапа Потапыча Каркунова (арт. Петр Семидович) ради собственного благополучия. Это и его племянник Константин (арт. Кирилл Лоскутов), и воспитанный в купеческом доме приказчик Ераст (арт. Фёдор Урекин).
Но тут мы ведем разговор исключительно о мужчинах. Барышни в спектакле хоть и не столь заинтересованы в денежках, но, подобно змею-искусителю, напевают целомудренной Вере Филипповне о прелестях земных искушений. Внутренняя непохожесть женских персонажей намеренно подчеркнута и их костюмами. Вера Филипповна предстает перед зрителями сначала в строгом черном платье, затем, преодолев власть пытающегося соблазнить ее Ераста, она облачается в белое, что напоминает зрителям о твердой, непреклонной непорочности героини, для которой превыше всех чувств — жалость и сострадание. Иначе выглядят гостьи скромной хозяйки купеческого дома Аполлинария Панфиловна (заслуженная артистка России Наталья Благих) и Ольга Дмитриевна (арт. Кристина Гагуа) — их пышные платья искрятся, переливаются от бликов мелких блесток, высокие прически венчают замысловатые шляпки. С той же легкостью и изяществом, как они носят блистательные наряды, эти барышни плетут интриги, да так, что поначалу никто и не догадывается. Костюмы выражают внутренние изменения и мужских персонажей. Потап Потапыч сначала выглядит жестоким циником в богатом барском костюме, к завершению постановки он уже олицетворяет саму кротость и раскаяние, облачившись в халат, выдающий его беззащитность перед охватившей немощью. Тут-то он словно прозревает: “Выкупать душу-то надо! Выкупать!” А вот у его племянника Константина Каркунова нищенское тряпье, пришедшее на смену изящному наряду, говорит не о возвышении души, а о еще более глубоком погружении в бездну порока.
Огромную роль в спектакле играют декорации. Надо сказать, что они не отличаются разнообразием. Привычная сочность и наполненность бытописания А. Островского здесь представлена скромным столиком и несколькими стульями. Режиссер не заостряет внимания зрителя на быте. Главным действующим предметом декораций является монументальная конструкция из трех рядов двухстворчатых дверей, которые открываются во все стороны, образуя три сквозных коридора, представляя зрителю белое полотно, на котором разворачиваются сцены театра теней.
Привлекает и другой интересный прием, свойственный в большей степени кино, — стоп-кадр. Герои замирают в своих естественных позах, чтобы пропустить вперед персонажи следующего эпизода. Наиболее бурные сцены переданы с помощью эффекта замедленной съемки — летят стулья, сплетаются в клубок дерущиеся герои, и каждое движение этого столпотворения можно рассмотреть. Режиссер заставляет классические персонажи танцевать и кувыркаться. На протяжении всего спектакля у зрителей просто нет возможности скучать — им и грустно, и смешно, и страшно, и радостно от того, что каждому из героев воздается по заслугам, что искренность и красота человеческой души все же побеждает соблазны и продолжает жить ради добра.