28.12.2015
«Поможем спасти мир от агрессии»
Александр Калягин ,
Театрал
28.12.2015
Кризис – естественное состояние театра
Роберт Стуруа ,
Газета "Et Cetera"
18.12.2015
Миф о "лишнем" человеке
Наталия Каминская ,
журнал "Сцена", №6 (98) 2015
11.12.2015
"Старшая сестра" вышла из декрета
Галина Снопова ,
Московская правда
08.12.2015
Юбилей театра Et Cetera отметили капустником
телеканал "Культура"
08.12.2015
Юбилей театра Et Cetera отметили капустником
телеканал "Культура"
07.12.2015
«Старшая сестра» возвращается на сцену театра Et Cetera
KudaGo.com
07.12.2015
На сцене "Et Cetera" две сестры поборются за счастье
Москва 24
07.12.2015
Московский театр "Et Cetera" отмечает юбилей своего здания
ТАСС: Культура
29.11.2015
Эфир программы "Кто там": Антон Пахомов
Телеканал "Культуры"
29.11.2015
Эфир программы "Кто там": Антон Пахомов
Телеканал "Культуры"
13.11.2015
О чем волнуются подруги?: "Всё о женщинах" в театре Et Cetera
Зоя Апостольская ,
Российская газета
12.11.2015
Она написала пьесу про Чехова, срежиссировала ее и сыграла
Мария Федотова ,
Нижегородские новости
12.11.2015
Вампилов в жанре саундрамы
Галина Снопова ,
Московская правда
09.11.2015
Как забыть кафе «Незабудка»?
Ольга Егошина ,
Новые Известия
04.11.2015
Квадратные метры влияния
Александр Калягин ,
журнал "Театрал"
02.11.2015
Не загоняйте театр в раздел "услуги"
Юрий Панков, Сергей Стегайлов ,
Совершенно секретно
01.11.2015
Паршивая шутка
Елена Губайдуллина ,
Театральная афиша
29.10.2015
Держитесь, товарищ Калягин!
Татьяна Москвина ,
Аргументы недели
29.10.2015
Институт старчества умер
Светлана Телятникова ,
Диалог культур
27.10.2015
Спектакль театра "Et Cetera" расскажет "все о женщинах"
Культура, РИА Новости
27.10.2015
В театре "Et Cetera" состоится премьера спектакля "Все о женщинах"
Новости Культуры ,
Телеканал "Россия-Культура"
17.10.2015
Эфир программы "Жизнь с антрактами"
Алексей Райков, программа "Жизнь с антрактами" ,
радио "Говорит Москва"
17.10.2015
Эфир программы "Жизнь с антрактами"
Алексей Райков, программа "Жизнь с антрактами" ,
радио "Говорит Москва"
13.10.2015
В театре Et Cetera знают всё о женщинах
Ольга Лунькова ,
Театрал
10.10.2015
Спектакль «Все о женщинах» в Театре «Et Cetera»
Kuda.Go
09.10.2015
Реплика из-за кулис
Александр Калягин ,
Новые известия
05.10.2015
"Же сюи инженер Зилов: "Утиная охота" в театре "Et Cetera"
Елена Дьякова ,
"Новая Газета"
30.09.2015 21:26:00
Гастроли. Иркутск, Улан-Удэ, Чита
25.09.2015
Гастроли. Иркутск, Улан-Удэ, Чита
24.09.2015
Выкупать надо душу! Но как?
Юлия Болтаевская ,
"Забайкальский рабочий"
23.09.2015
Роберт Стуруа: В профессии актера есть особое мужество
Ирина Гладких ,
"Областная газета"
22.09.2015
Роберт Стуруа: «Актёры для меня – те же кисти»
Алёна Корк ,
"Конкурент"
21.09.2015
В шорт-листе «Звезды Театрала» появился абсолютный лидер
"Театрал"
19.09.2015
Читинцы увидят театр Александра Калягина
ЗабМедиа
19.09.2015
Утиный сюр
Мария Юрченко ,
Радио "Орфей"
18.09.2015
"Утиная охота": Жизнь, в сущности, проиграна"
Алексей Филиппов ,
"КиноТеатр"
18.09.2015
Московский театр «Et Cetera» под руководством Александра Калягина уже в Чите
Юлия Болтаевская ,
"Забайкальский рабочий"
17.09.2015
Большие гастроли
Анастасия Ильина ,
"Мои года"
17.09.2015
Александр Калягин: «Бурятия – это легендарный край»
Байкал Медиа Консалтинг
16.09.2015
Немного позитива Et Cetera
Елена Орлова ,
"Областная газета"
11.09.2015
"Утиная охота" в "Et Cetera"
Москва 24: Афиша
11.09.2015
"Утиная охота" в "Et Cetera"
Москва 24: Афиша
10.09.2015
Утиная охота
Наталья Витвицкая ,
"Ваш досуг"
10.09.2015
Московский театр Et Cetera приехал в Иркутск с гастролями
IRK.ru
10.09.2015
Театр «Et cetera» приехал в Иркутск
Дарья Азарова ,
Вести Иркутск
10.09.2015
В иркутском драмтеатре стартуют трёхдневные гастроли московского «Et Cetera»
Анатолий Бызов ,
"Телеинформ"
10.09.2015
Александр Калягин в Иркутске: «Рад, что зрители в глубинке могут приобщиться к театральной культуре»
Яна Лисина ,
"Комсомольская правда Иркутск"
10.09.2015
Московский театр Et Cetera под руководством Александра Калягина прибыл в Иркутск
ИркутскМедиа
10.09.2015
Шекспир в Иркутске
Марина Беклемишева ,
АС БАЙКАЛ ТВ
07.09.2015
В Иркутск едет московский театр «Et Cetera»
"Телеинформ"
07.09.2015
Осенний марафон. Десять стартовых премьер нового сезона
Татьяна Власова ,
"Театрал"
02.09.2015
Владимир Панков репетирует в театре Et Cetera "Утиную охоту" Вампилова
Новости ТК "Культура"
01.09.2015
В театре Калягина начинается опасная охота
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
31.08.2015
Репортаж на телеканале "Россия 24"
Культура-Россия 24
31.08.2015
Репортаж на телеканале "Россия 24"
Культура-Россия 24
06.07.2015
Московский театр «Et Cetera» приедет в Иркутск с гастролями с 10 по 12 сентября
ИрСити
04.07.2015
Владимир Путин приехал в театр Et cetera
"Комсомольская правда"
03.07.2015
Владимир Путин посмотрел спектакль по чеховским рассказам в театре "Et cetera"
ТК "Звезда"
03.07.2015
Путин посетил спектакль по Чехову в театре Калягина
НТВ
03.07.2015
Путин завершает рабочую неделю визитом в театр
Полина Ермолаева ,
ТК "Россия"
03.07.2015
Президент России Владимир Путин сегодня приехал на спектакль «Лица» в театр Александра Калягина.
Известия
03.07.2015
Путин после просмотра спектакля "Лица" пообщался со зрителями
РИА Новости
03.07.2015
Путин посетил спектакль "Лица" в театре Et cetera в Москве
РИА Новости
30.06.2015
Гастроли в Буэнос-Айресе
22.06.2015
Александр Калягин: Нам всем необходимо найти свою дорогу!
Борис Войцеховский ,
"Вечерняя Москва"
20.06.2015
Роберт Стуруа: "Жизнь была бы лучше без политиков"
Аналия Мельгар ,
Перфил
20.06.2015
Мы - марионетки в чьих-то руках
Иванна Сото ,
Кларин
19.06.2015
"Буря" ближе к сказке, чем к аллегории
Патрисия Эспиноза ,
AMBITO FINANCIERO
19.06.2015
Между земным и сверхъестественным
Паула Сабатес ,
PAGINA 12
18.06.2015
Роберт Стуруа: "Мне нравится актер,который работает с тем, что имеет"
Мерседес Мендес ,
TIEMPO ARGENTINO
17.06.2015
Прогулка с Шаманом
Елена Алешкина ,
Office
15.06.2015
Волшебная и игривая версия
Изабель Кросе ,
LA PRENSA
15.06.2015
Выдающаяся работа российских артистов
Карлос Пачеко ,
"Ла-Насьон"
14.06.2015
Шекспир на русском языке
Карлос Пачеко ,
LA NACION
13.06.2015
Месть и раскаяние
Сесилия Хопкинс ,
Páginal12
13.06.2015
Россию и Аргентину объединил океан шекспировских страстей
Алексей Зотов ,
Первый канал
11.06.2015
Из России идет "Буря"
Хуан Хосе Сантильян ,
ClarínX
11.06.2015
"Буря" на берегах Рио-де-ла-Плата
Татьяна Федотова ,
"Народная газета"
10.06.2015
«Основы государственной культурной политики» должны стать конституцией культуры»
Семен Суриков ,
"Новые известия"
04.06.2015
Театр Et Cetera откроет в Аргентине Год русской культуры
Новости ТК "Культура"
04.06.2015
В Аргентине пройдут гастроли московского театра Et Cetera
Александр Нечаев ,
"Российская газета"
04.06.2015
Московский театр Et Cetera откроет Год русской культуры в Аргентине
Ольга Свистунова ,
ТАСС
02.06.2015
Мелихово. Чехов
Павел Подкладов ,
Страстной бульвар, 10
01.06.2015
От Таганрога до Мелихова
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша
28.05.2015
Театр Et Cetera устроит "Бурю" в Буэнос-Айресе
"Театрал"
27.04.2015
Эфир программы "Наблюдатель", посвященный спектаклю "Борис Годунов" Петера Штайна в театре "Et Cetera"
Телеканал "Культура"
27.04.2015
Эфир программы "Наблюдатель", посвященный спектаклю "Борис Годунов" Петера Штайна в театре "Et Cetera"
Телеканал "Культура"
20.04.2015
Петер Штайн: "Русские от театра просто без ума"
Вольфганг Хёбель, Маттиас Шепп ,
Der Spiegel
12.04.2015
Великий гример России
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
04.04.2015
«Старшая сестра» подалась в хиппи
Радио "Шансон"
24.03.2015
Наш Чехов
Галина Снопова ,
Московская правда
12.03.2015
Эпидемия религиозных протестов
Александр Калягин ,
"Театрал"
01.03.2015
Ай-да Пушкин
Ирина Алпатова ,
"Театральная афиша"
20.02.2015
РАЗДВОЕНИЕ ТРОНА: «Борис Годунов» в Московском театре «ЛЕНКОМ» (пост. К.Богомолов) и Московском театре «Et Cetera» п/рук. А.А. Калягина (реж. П.Штайн).
Ирина Решетникова ,
"Диалог искусств"
13.02.2015
Что происходит с артистом?
Александр Калягин ,
"Театрал"
06.02.2015
В Et Cetera написали пьесу о Чехове
"Театрал"
01.02.2015
Блеск и нищета тоталитаризма
Марина Квасницкая ,
"Театральная афиша"
01.02.2015
Анна Артамонова: В ней проснулась женщина, способная на любовь
Алла Шевелева ,
"Театральная афиша"
28.01.2015
Петер Штайн предупреждает: не надо русской крови
Марина Тимашева ,
"Трибуна"
27.01.2015
"Либералы" и "патриоты", Александр Калягин о нетерпимости и "Левиафане"
Александр Калягин ,
"Театрал"
23.01.2015
Петер Штайн поставил в Москве классического "Годунова"
Мир24
21.01.2015
Про кровавого мальчика
Наталья Витвицкая ,
"Ваш досуг"
21.01.2015
Петер Штайн представил "Бориса Годунова"
Радио "Шансон"
20.01.2015
Премьера "Бориса Годунова": похождения кровавого мальчика
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
20.01.2015
О настоящей беде
Ольга Егошина ,
"Новые известия"
19.01.2015
Театр "Et Cetera" представил "Бориса Годунова" в постановке Петера Штайна
Людмила Траумане ,
Gallerix
19.01.2015
Петер Штайн: Такое впечатление, что мои постановки приносят России несчастье
Ольга Романцова ,
"The New Times"
19.01.2015
Петер Штайн под шапкой Мономаха
Елена Дьякова ,
"Новая газета"
19.01.2015
Пиетет не может быть главным мотивом режиссера
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
19.01.2015
Карт-бланш. Черный вертеп русской истории
Владимир Колязин ,
"Независимая газета"
19.01.2015
Наряд безмолвствует.
Роман Должанский ,
"Коммерсант"
19.01.2015
Петер Штайн представил свою новую постановку "Борис Годунов"
Телеканал "Культура"
18.01.2015
Искушение пушкинской тайной
Алена Карась ,
"Российская газета"
17.01.2015
"Годунов" по Пушкину, пианист-испытатель и Штраус-оркест в России
Вести.ru
17.01.2015
Премьера "Бориса Годунова" в постановке Петера Штайна пройдет в Москве.
Наталия Курова ,
РИА Новости
17.01.2015
Сегодня в Москве на сцене театра Et cetera премьера спектакля "Борис Годунов"
Екатерина Березовская ,
1 канал
16.01.2015
"Бориса Годунова" поставили без модернизаций
Ирина Корнеева ,
"Российская газета"
Пресса
Месть и раскаяние
Сесилия Хопкинс
Páginal12 ,
13.06.2015
Знаменитый режиссёр Роберт Стуруа снова с визитом в Буэнос-Айрес, на этот раз с актёрами из России из московского театра Et Cetera под руководством Александра Калягина.
«Сценические адаптации не должны уничтожать исходную ткань произведения», – сказал Стуруа о своей постановке в Сан-Мартин.
«Этого я и сам не знаю... нет объяснений что такое – любовь», отвечает Páginal12 грузинский режиссёр Роберт Стуруа на вопрос, почему он бы хотел жить в Буэнос-Айресе. Если в прошлый раз в театр Сан-Мартин, он приезжал работать с местными актёрами над постановкой «Траур – участь Электры» по О'Нилу, то теперь он вернулся с премьерным спектаклем «Буря» по Уильяму Шекспиру с труппой российских актёров Московского театра Et Cetera Александра Калягина, исполняющего одну из главных ролей. Так начались мероприятия Года Российской Культуры в Аргентине в рамках инициативы президента Путина в честь 130-летия установления двусторонних дипломатических отношений. Спектакль идёт на русском с испанскими субтитрами.
Стуруа родился в 1938 году в Тбилиси, столице Грузии, и прославился своими нетрадиционными оригинальными театральными концепциями сценических адаптаций классики. Так, например, постановка в зале Мартин Коронадо минималистична. Не только потому, что сжаты в один пять актов, но и по сценическому оформлению тоже. «Вместо того, чтобы жить в пещере и постоянно колдовать, Просперо строит себе лабораторию», - объясняет режиссёр. Именно поэтому там три белые стены практически пустой комнаты обозначают остров Просперо. На них проецируются островные пейзажи и штормящее море в ключевые моменты. В это время само потерпевшее кораблекрушение судно - это просто качающаяся подвешенная модель корабля на фоне моря.
«Наша жизнь в двадцать первом веке становится уж совсем трудной. Никто не ожидал этого, все должно было быть наоборот».
«Буря» - история мести и раскаяния, была впервые показана в Лондоне в 1611 г. Это история также и о политическом изгнании. Главный герой Просперо - это законный герцог Миланский, интригами своего пришедшего к власти брата Антонио сосланный на остров. Годы изгнания сделали из Просперо знатока в колдовстве, способного к реваншу – посредством служащего ему «духа воздуха» Ариэль (играет молодая актриса Наталья Благих) он вызывает бурю, топя корабль своего брата, чтобы люди с его борта оказались на острове. Но внезапно он меняет свои планы. В заключительной сцене видим отказ от колдовства, что было истолковано критиками как прощание драматурга с миром театра.
Сам Стуруа, поставивший более двух десятков произведений Шекспира, сказал по случаю премьеры что «в этом произведении Шекспир расшифровал все свои мысли о человеке. Просперо - аллегорический образ, через который Шекспир говорит о самом себе. Может, потому и внезапно покинул пик театрального мастерства и признания, что осознал бессилие своих произведений, ими ничего не изменить. Понял, что для него всё закончилось. И через Просперо прощает всех и прощается со всеми». Стуруа подчеркивает чувство разочарования главного героя, констатирующего свою несостоятельность изменить людей, он видит, что потерпевшие кораблекрушение, достигнув острова, в общем, ведут себя так же, как и обычно на материке, интригуя и навязывая свою волю другому: «Просперо знает заклинание, изменяющее ход вещей в природе, – размышляет режиссёр, - но он не в силах изменить природу человека».
Возможно, наряду с «Гамлетом», «Буря» - это пьеса, вызвавшая среди произведений Шекспира больше всех пересудов и толкований. Считалось, даже, что в ней затрагивается тема отношений колонизатора и колонизируемого, т.к. по времени написания - это начало английских колониальных захватов на территории современных Соединенных Штатов. Акцент тогда делался на связи Просперо и Калибана, коренного жителя острова, ставшего первым рабом. Другие толкователи видели связи с современной историей, Ариэль и Калибан представлялись как духовность и изысканность против материализма, имея в виду самобытные Латиноамериканские культуры с одной стороны и промышленное развитие США с другой, проблемы, которые Шекспир, конечно же, тогда никак не мог ставить.
Первый раз Стуруа приехал в Буэнос-Айрес в 1987 г. с гастролями театра Руставели, дававшего «Ричард III» Шекспира и «Кавказский меловой круг» Бертольда Брехта, тогда с 1979 по 2011 гг. Стуруа возглавлял его, потом был смещён за резкую критику своей режиссурой центрального правительства Грузии. Год спустя, после смены власти, восстановлен в должности. В другие свои приезды в Буэнос-Айрес он ставил «Мамашу Кураж» в Театре Сервантеса, в которой сыграла аргентинская актриса Сипе Линковски (Cipe Lincovsky); «Сны Симоны Машар» Брехта, позже был «Шейлок» - спорное видение шекспировского «Венецианского купца». Потом ещё Брехт – «Карьера Артуро Уи, которой могло бы и не быть».
«Все мои постановки в Аргентине были премьерами», - сказал он в последний свой визит. «Сценическая адаптация, – отметил он, - не должна рушить оригинальную ткань самого произведения».
- «Буря» - разве это произведение о прощении и примирении?
- Да, это так. Став мудрым и могущественным и видя неизменность человеческой природы, Просперо решает сжечь свои книги, ощущая бессмысленность своей собственной жизни.
- Всегда ли можно простить?
- Нет, думаю, что во многих случаях это невозможно, это как чудо. Если у меня убьют всех моих близких, это невозможно простить. А такое случается во многих уголках мира. Поистине, в XXI веке становится всё труднее жить. Хотя такого поворота не ждал никто, все думали, что будет всё наоборот.
- Существует много толкований отношений между Просперо и Калибаном. А какаяу Вас?
- Просперо – это желание культурного человека спасти человеческую суть. Это естественное желание. Именно поэтому он учит Калибана разговаривать и показывает ему мироздание. Но попытка последнего изнасиловать его дочь, приводит к пониманию невозможности изменить сущность дикаря знаниями.
- Значит, Просперо тоже действует из мести к Калибану?
- Да, потому что вместо того, чтобы превратить его в человека, решает сделать из него раба. Однако, появление потерпевших кораблекрушение заставляет Просперо чувствовать вину за сделанное, и он отказывается от своего плана. Ариэль также помогает ему преодолеть его мстительность.
«Просперо знает заклинание, способное изменить ход природы. Но он не властен над природой человека».
- Ариэль, по Вашей версии, женщина ...
- Да, и возникает невозможная в конечном итоге любовь между человеком и созданием из воздуха. Это очень грустная история, потому что Ариэль любит Просперо, однако также любит и свободу.
- В Ваших сценических адаптациях всегда говорится о свободе. Могли бы Вы что-нибудь рассказать о своей манере работать?
- Драматургия - не живопись. Я был бы варваром, начни творить на уже расписанном холсте, - я бы его испортил. А для театральных произведений это приём. Так как я не люблю длинные постановки (смеётся), то пять актов произведения сжал в час сорок минут.
«Сценические адаптации не должны уничтожать исходную ткань произведения», – сказал Стуруа о своей постановке в Сан-Мартин.
«Этого я и сам не знаю... нет объяснений что такое – любовь», отвечает Páginal12 грузинский режиссёр Роберт Стуруа на вопрос, почему он бы хотел жить в Буэнос-Айресе. Если в прошлый раз в театр Сан-Мартин, он приезжал работать с местными актёрами над постановкой «Траур – участь Электры» по О'Нилу, то теперь он вернулся с премьерным спектаклем «Буря» по Уильяму Шекспиру с труппой российских актёров Московского театра Et Cetera Александра Калягина, исполняющего одну из главных ролей. Так начались мероприятия Года Российской Культуры в Аргентине в рамках инициативы президента Путина в честь 130-летия установления двусторонних дипломатических отношений. Спектакль идёт на русском с испанскими субтитрами.
Стуруа родился в 1938 году в Тбилиси, столице Грузии, и прославился своими нетрадиционными оригинальными театральными концепциями сценических адаптаций классики. Так, например, постановка в зале Мартин Коронадо минималистична. Не только потому, что сжаты в один пять актов, но и по сценическому оформлению тоже. «Вместо того, чтобы жить в пещере и постоянно колдовать, Просперо строит себе лабораторию», - объясняет режиссёр. Именно поэтому там три белые стены практически пустой комнаты обозначают остров Просперо. На них проецируются островные пейзажи и штормящее море в ключевые моменты. В это время само потерпевшее кораблекрушение судно - это просто качающаяся подвешенная модель корабля на фоне моря.
«Наша жизнь в двадцать первом веке становится уж совсем трудной. Никто не ожидал этого, все должно было быть наоборот».
«Буря» - история мести и раскаяния, была впервые показана в Лондоне в 1611 г. Это история также и о политическом изгнании. Главный герой Просперо - это законный герцог Миланский, интригами своего пришедшего к власти брата Антонио сосланный на остров. Годы изгнания сделали из Просперо знатока в колдовстве, способного к реваншу – посредством служащего ему «духа воздуха» Ариэль (играет молодая актриса Наталья Благих) он вызывает бурю, топя корабль своего брата, чтобы люди с его борта оказались на острове. Но внезапно он меняет свои планы. В заключительной сцене видим отказ от колдовства, что было истолковано критиками как прощание драматурга с миром театра.
Сам Стуруа, поставивший более двух десятков произведений Шекспира, сказал по случаю премьеры что «в этом произведении Шекспир расшифровал все свои мысли о человеке. Просперо - аллегорический образ, через который Шекспир говорит о самом себе. Может, потому и внезапно покинул пик театрального мастерства и признания, что осознал бессилие своих произведений, ими ничего не изменить. Понял, что для него всё закончилось. И через Просперо прощает всех и прощается со всеми». Стуруа подчеркивает чувство разочарования главного героя, констатирующего свою несостоятельность изменить людей, он видит, что потерпевшие кораблекрушение, достигнув острова, в общем, ведут себя так же, как и обычно на материке, интригуя и навязывая свою волю другому: «Просперо знает заклинание, изменяющее ход вещей в природе, – размышляет режиссёр, - но он не в силах изменить природу человека».
Возможно, наряду с «Гамлетом», «Буря» - это пьеса, вызвавшая среди произведений Шекспира больше всех пересудов и толкований. Считалось, даже, что в ней затрагивается тема отношений колонизатора и колонизируемого, т.к. по времени написания - это начало английских колониальных захватов на территории современных Соединенных Штатов. Акцент тогда делался на связи Просперо и Калибана, коренного жителя острова, ставшего первым рабом. Другие толкователи видели связи с современной историей, Ариэль и Калибан представлялись как духовность и изысканность против материализма, имея в виду самобытные Латиноамериканские культуры с одной стороны и промышленное развитие США с другой, проблемы, которые Шекспир, конечно же, тогда никак не мог ставить.
Первый раз Стуруа приехал в Буэнос-Айрес в 1987 г. с гастролями театра Руставели, дававшего «Ричард III» Шекспира и «Кавказский меловой круг» Бертольда Брехта, тогда с 1979 по 2011 гг. Стуруа возглавлял его, потом был смещён за резкую критику своей режиссурой центрального правительства Грузии. Год спустя, после смены власти, восстановлен в должности. В другие свои приезды в Буэнос-Айрес он ставил «Мамашу Кураж» в Театре Сервантеса, в которой сыграла аргентинская актриса Сипе Линковски (Cipe Lincovsky); «Сны Симоны Машар» Брехта, позже был «Шейлок» - спорное видение шекспировского «Венецианского купца». Потом ещё Брехт – «Карьера Артуро Уи, которой могло бы и не быть».
«Все мои постановки в Аргентине были премьерами», - сказал он в последний свой визит. «Сценическая адаптация, – отметил он, - не должна рушить оригинальную ткань самого произведения».
- «Буря» - разве это произведение о прощении и примирении?
- Да, это так. Став мудрым и могущественным и видя неизменность человеческой природы, Просперо решает сжечь свои книги, ощущая бессмысленность своей собственной жизни.
- Всегда ли можно простить?
- Нет, думаю, что во многих случаях это невозможно, это как чудо. Если у меня убьют всех моих близких, это невозможно простить. А такое случается во многих уголках мира. Поистине, в XXI веке становится всё труднее жить. Хотя такого поворота не ждал никто, все думали, что будет всё наоборот.
- Существует много толкований отношений между Просперо и Калибаном. А какаяу Вас?
- Просперо – это желание культурного человека спасти человеческую суть. Это естественное желание. Именно поэтому он учит Калибана разговаривать и показывает ему мироздание. Но попытка последнего изнасиловать его дочь, приводит к пониманию невозможности изменить сущность дикаря знаниями.
- Значит, Просперо тоже действует из мести к Калибану?
- Да, потому что вместо того, чтобы превратить его в человека, решает сделать из него раба. Однако, появление потерпевших кораблекрушение заставляет Просперо чувствовать вину за сделанное, и он отказывается от своего плана. Ариэль также помогает ему преодолеть его мстительность.
«Просперо знает заклинание, способное изменить ход природы. Но он не властен над природой человека».
- Ариэль, по Вашей версии, женщина ...
- Да, и возникает невозможная в конечном итоге любовь между человеком и созданием из воздуха. Это очень грустная история, потому что Ариэль любит Просперо, однако также любит и свободу.
- В Ваших сценических адаптациях всегда говорится о свободе. Могли бы Вы что-нибудь рассказать о своей манере работать?
- Драматургия - не живопись. Я был бы варваром, начни творить на уже расписанном холсте, - я бы его испортил. А для театральных произведений это приём. Так как я не люблю длинные постановки (смеётся), то пять актов произведения сжал в час сорок минут.