28.12.2015
«Поможем спасти мир от агрессии»
Александр Калягин ,
Театрал
11.12.2015
"Старшая сестра" вышла из декрета
Галина Снопова ,
Московская правда
07.12.2015
На сцене "Et Cetera" две сестры поборются за счастье
Москва 24
07.12.2015
Московский театр "Et Cetera" отмечает юбилей своего здания
ТАСС: Культура
04.11.2015
Квадратные метры влияния
Александр Калягин ,
журнал "Театрал"
02.11.2015
Не загоняйте театр в раздел "услуги"
Юрий Панков, Сергей Стегайлов ,
Совершенно секретно
29.10.2015
Держитесь, товарищ Калягин!
Татьяна Москвина ,
Аргументы недели
29.10.2015
Институт старчества умер
Светлана Телятникова ,
Диалог культур
27.10.2015
Спектакль театра "Et Cetera" расскажет "все о женщинах"
Культура, РИА Новости
27.10.2015
В театре "Et Cetera" состоится премьера спектакля "Все о женщинах"
Новости Культуры ,
Телеканал "Россия-Культура"
13.10.2015
В театре Et Cetera знают всё о женщинах
Ольга Лунькова ,
Театрал
10.10.2015
Спектакль «Все о женщинах» в Театре «Et Cetera»
Kuda.Go
09.10.2015
Реплика из-за кулис
Александр Калягин ,
Новые известия
21.09.2015
В шорт-листе «Звезды Театрала» появился абсолютный лидер
"Театрал"
07.09.2015
Осенний марафон. Десять стартовых премьер нового сезона
Татьяна Власова ,
"Театрал"
02.09.2015
Владимир Панков репетирует в театре Et Cetera "Утиную охоту" Вампилова
Новости ТК "Культура"
04.07.2015
Владимир Путин приехал в театр Et cetera
"Комсомольская правда"
03.07.2015
Владимир Путин посмотрел спектакль по чеховским рассказам в театре "Et cetera"
ТК "Звезда"
03.07.2015
Путин посетил спектакль по Чехову в театре Калягина
НТВ
03.07.2015
Путин завершает рабочую неделю визитом в театр
Полина Ермолаева ,
ТК "Россия"
03.07.2015
Президент России Владимир Путин сегодня приехал на спектакль «Лица» в театр Александра Калягина.
Известия
03.07.2015
Путин после просмотра спектакля "Лица" пообщался со зрителями
РИА Новости
03.07.2015
Путин посетил спектакль "Лица" в театре Et cetera в Москве
РИА Новости
12.04.2015
Великий гример России
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
12.03.2015
Эпидемия религиозных протестов
Александр Калягин ,
"Театрал"
13.02.2015
Что происходит с артистом?
Александр Калягин ,
"Театрал"
06.02.2015
В Et Cetera написали пьесу о Чехове
"Театрал"
27.01.2015
"Либералы" и "патриоты", Александр Калягин о нетерпимости и "Левиафане"
Александр Калягин ,
"Театрал"
23.01.2015
Петер Штайн поставил в Москве классического "Годунова"
Мир24
21.01.2015
Петер Штайн представил "Бориса Годунова"
Радио "Шансон"
19.01.2015
Театр "Et Cetera" представил "Бориса Годунова" в постановке Петера Штайна
Людмила Траумане ,
Gallerix
19.01.2015
Петер Штайн представил свою новую постановку "Борис Годунов"
Телеканал "Культура"
17.01.2015
"Годунов" по Пушкину, пианист-испытатель и Штраус-оркест в России
Вести.ru
17.01.2015
Премьера "Бориса Годунова" в постановке Петера Штайна пройдет в Москве.
Наталия Курова ,
РИА Новости
17.01.2015
Сегодня в Москве на сцене театра Et cetera премьера спектакля "Борис Годунов"
Екатерина Березовская ,
1 канал
16.01.2015
"Бориса Годунова" поставили без модернизаций
Ирина Корнеева ,
"Российская газета"
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Держитесь, товарищ Калягин!
Татьяна Москвина
Аргументы недели ,
29.10.2015
Скромные попытки Министерства культуры РФ и Союза театральных деятелей реформировать театральную премию «Золотая маска» (частично поменяли состав экспертного совета) привели к беспрецедентному шуму и, можно сказать, бунту. Нет, шумели не режиссёры, не актёры и не публика – о попирании своих прав к небу возопили «критики». Правда, два режиссёра к ним примкнули – К. Серебренников и К. Богомолов.
Они заявили: недопустима унизительная ситуация, в которой их творчество судят недостойные члены вновь сформированного экспертного совета. Ведь там есть несколько фигур, не испытывающих неземного блаженства от спектаклей Серебренникова и Богомолова! Новый совет приступит к работе только в 2016 году.
Глава Союза театральных деятелей А.А. Калягин был настолько изумлён, что выступил с публичным увещевательным письмом, в котором призвал новаторов смирить гордыню. Не помогло. В соцсетях поднялась буря, в СТД полетели письма от «критиков», недовольных скромными (я бы даже сказала – робкими) попытками СТД и Минкульта реформировать «Золотую маску», и, наконец, сто критиков решили создать собственный союз. Ассоциацию театральных критиков. Для того, чтобы…
Для чего? Вообще-то занятие критикой требует известной аскезы. Критик обязан быть независимым и одиноким. Забыть про славу, деньги и любовь. Иметь мужество всегда говорить своё мнение, какое угодно острое, но только своё! Но в последние восемь – десять лет в среде именно театральных критиков образовалась принципиально иная ситуация: многие из них сделались подозрительно единодушны. Они точно стояли на общей платформе, где высшей ценностью было следование в некоем (воображаемом) фарватере условного «европейского» театра и явный разрыв с «традицией». Критики сгруппировались и поделили огромный мир театральной России на «движуху» и «отстой». В театры, где, по их понятиям, царил «отстой», они не ходили вообще, о чём сами заявляли публично (главный редактор журнала «Театр» призналась, что не была в сорока московских театрах вообще никогда). Поскольку СМИ публиковали преимущественно их мнение и именно они заседали в экспертном совете «Золотой маски», театры быстро почувствовали руководящую и направляющую тенденцию.
Многие театральные деятели живо поняли: чтобы о тебе написали, чтобы тебя выдвинули на премию, надо подавать выпуклые «знаки согласия». Ставить «новую драму», приглашать режиссёров «из списка». Тогда в твоём театре появится не один – а группа критиков. С одобрительными хитрыми улыбками на лицах. Радикальный переворот: не критик зависит от театра, а театр зависит от критика! Точнее, от нескольких критиков… Но если мы имеем сговор и групповщину, если одни явления мощно поддерживаются, а другие топятся в забвении, то какая же это критика? Это уже не критика, а… мафия. Тем более обнаружились вещи, немыслимые раньше: критики состоят на службе в том или ином театре, ведут там «спецпрограммы» – и при этом они изображают независимых экспертов и воспевают театры, в которых служат. Я не думаю, что эстетические взгляды многих критиков – только видимость, прикрытие обыкновенной борьбы за власть и деньги, всё, конечно, сложнее. Но очевидно, что общероссийские коррупционные процессы не обошли стороной культуру.
А как иначе понять дружный вопль возмущения тем, что в новый состав экспертного совета «Золотой маски» вошли вполне почтенные люди, доктора искусствоведения, театроведы с многолетними публикациями о театре, с книгами? Правда, не входящие в «группу», как, например, театральный обозреватель «Новой газеты» М. Токарева. Больше никаких изъянов, кроме как неучастие в «мафии», у Токаревой нет. Но группа критиков почувствовала вкус власти, и, как акулы, вкусившие каплю крови, не могут остановиться и сдержать аппетит, так и наша стая продолжает негодовать и бушевать, хотя уже показался хвостик поезда, увозящий их недолгое господство. Театр делается не критиками. Театр делается не для критиков. Критики обязаны знать своё место. Критика – хорошая интеллектуальная работа, она нужна и театру, и обществу, увлекательно написанная статья о театре хоть немножко, да украшает ноосферу. Но место критика в театральном процессе второстепенно.
Не может ни отдельный критик, ни группа критиков снимать и назначать художественных руководителей, указывать театру, как и куда ему развиваться (разве в виде доброго совета), намеренно топить тот или иной театр в забвении. Это приметы не критики, а спецорганизации, жаждущей власти, на которую она не имеет ни малейшего права.
Так для чего «критики» собираются объединяться в Ассоциацию? Чтобы, имея много досуга, которого вовсе нет у активных профессионалов театра, сутками беснуясь в соцсетях, продавливать какие-то свои галлюцинации как эстетические законы? Травить несогласных, договариваться, «кому быть живым и хвалимым, кто должен быть мёртв и хулим»? Чтобы мнимой деятельностью заслонить от себя тот ужасный факт, что никому по-настоящему не нужно их мнение, что их терпят то по необходимости, то по тщеславию, неизбежному у деятелей театра? «Эти негодяи, однако, раздают премии» (Вас. Розанов). Но и все эти премии – пустые черепки, пена дней, гримасы времени.
У актёра Игоря Миркурбанова, к примеру, есть «Золотая маска», а у Олега Меньшикова её нет. Это о чём-то говорит? Это отменяет тот факт, что лучше Меньшикова мало найдёшь актёров не то что в России – в мире? Недавно я разговаривала с молодой актрисой, приехавшей в Москву с Сахалина. Она увидела спектакли «Мастерской Петра Фоменко» и испытала удар молнии. Она решила, что или она будет участницей именно в таком театре, или бросит театр вовсе. Сила любви к фоменковскому театру определила жизнь актрисы, теперь она замечательно играет в Студии театрального искусства Женовача. Театр делается ВОТ ТАК. Театр делается ЭТИМ – страстью, радостью, восторгом, силой и глубиной впечатления.