Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

24.10.2016 «Тагильско-московский сюжет», или Новая история о старом Наталья Решетникова 21.10.2016 Моноспектакль Владимира Скворцова "Шекспир. Монологи" Норильский Заполярынй театр драмы 01.10.2016 "К Чехову, к Ефремову" / Международный театральный фестиваль "ПостЕфремовское пространство" Хорошко Анна , Страстной бульвар,10 26.09.2016 Верхний Тагил. Андрей Архангельский знает, зачем «Уралвагонзаводу» интеллигентская драматургия Андрей Архангельский , Коммерсант. Огонек. 30.08.2016 Et Cetera открывает предъюбилейный сезон ТЕАТРАЛ 29.08.2016 Александр Калягин: «Получится ли всё, что задумано?» ТЕАТРАЛ 29.08.2016 Роберт Стуруа ставит в Et Cetera "Ревизора" с Калягиным в главной роли ТАСС: Культура 29.08.2016 Новый сезон в театре "Et Cetera": Калягин сыграет Хлестакова РИА Новости 29.08.2016 Александр Калягин сыграет Хлестакова Марина Райкина , Московский комсомолец 25.05.2016 Два Шекспира Татьяна Лисик , портал Savemypost 20.05.2016 "Большие гастроли" в Кирове: пресс-конференция Александра Калягина ГТРК "Вятка" 28.03.2016 "Открыть глаза" Виктор Лошак , Журнал "Огонек" 17.03.2016 "Многолетнее ожидание" Александр Калягин , журнал "Театрал" 11.03.2016 «Борис Годунов» под взмахом дирижерской палочки Петера Штайна Иберо-американский фестиваль, Колумбия 08.03.2016 Театр Et Cetera отправляется в Колумбию Риа Новости 08.02.2016 Усталость режиссера Александр Калягин , журнал "Театрал", февраль 05.02.2016 В Et Cetera нашли артиста на главную роль Театрал
Пресса

«Тагильско-московский сюжет», или Новая история о старом

Наталья Решетникова
24.10.2016
          Речь о первой в истории театра имени Д.Н.Мамина Сибиряка совместной  с московскими артистами постановке спектакля в Нижнем Тагиле.
Знаменитый Уралвагонзавод , чей вклад в победу над фашизмом в Великой отечественной войне сложно переоценить, праздновал свое 80-летие. Центральным событием планировались стать   «  Театральные дни Булата Окуджавы в Тагиле» ( это пересечение – отдельный сюжет). Но продюсеру Ольге Галактионовой пришла  идея поставить еще  пьесу  А.Гельмана « Мы, нижеподписавшиеся », на  т.н. производственную тему , объединив при этом    столичных артистов с уральскими.
Интрига состояла и в том, что пьеса написана драматургом в советское время , почти сорок лет назад. Как-то она аукнется во времени сегодняшнем?
          Для реализации задуманного была сформирована  поистине блестящая команда постановщиков, их стоит перечислить: режиссер -  з.а.РФ Владимир Скворцов; художник- лауреат гос.премии РФ, заслуженный художник Мария Рыбасова ; художник по костюмам Ольга Резниченко и художник по свету Сергей Скорнецкий - оба лауреаты национальной театральной премии» Золотая маска» . В спектакле приняли участие артисты  нескольких театров Москвы:  Анна Большова из Ленкома , Анатолий Кот  из театра под руководством А.Джигарханяна , Алексей Кузичев  служит в « Другом театре». Тагильский драмтеатр представляли  актеры-мастера Сергей Зырянов, Игорь Булыгин, Юрий Сысоев, Елена Макарова.
           Здесь важно сказать о давней  и важной дружбе театра драмы с тагильскими промышленными предприятиями. Она помогала   ему не раз  в прежние годы , помогла и сейчас.   Именно Уралвагонзавод  изготовил  для нового спектакля сложные конструкции декораций, вложился в него   материально , потому  логично , что зрителями премьерных  показов   стали   как раз   рабочие и служащие  легендарного завода.
            Репетиции спектакля-эксперимента  проходили  в Москве и  « на стационаре »- в обновленном и достойно  технически оснащенном нынче тагильском  драматическом. Постановка готовилась  в сжатые сроки.  Репетировали в двух городах  поочередно, а  в завершающий этап  все  вместе на тагильской сцене и, по общему признанию, в  редком единении . Мы с коллегами свидетельствуем, что следы пережитого    артистами творческого драйва ощущаются в  играемом  ими спектакле  , ставшем  украшением репертуара .В совместной  работе талантливых артистов  вновь  подтвердился тезис о том, что  в искусстве   понятие  « провинция » условно. Все работали, уважая друг друга и на равных. «Сложение » в данном случае породило  зрелище особой энергии  и уровня.
                 Именно  этим премьерным спектаклем  открывался нынче  70й (  тоже юбилейный)   сезон Нижнетагильского драматического театра имени Д.Н.Мамина Сибиряка. По понятным причинам  спектакль играется смешанным  составом - по два артиста из разных городов на одну роль.
                 Теперь о впечатлении от увиденного. « Мы, нижеподписавшиеся » , в первую очередь , спектакль актерский. Так говорят, когда именно актерское мастерство, энергетика, подлинность, сценическое обаяние  исполнителей (даже «отрицательное», как у А.Кота ), превалируют над всеми режиссерскими  и прочими постановочными приемами.  Они есть, но об этом в свое время.
Вся декорация - развернутый, открытый  зрителю (словно  объединяющий  и зал  ) большой вагон поезда - основное место действия пьесы и спектакля . Поезд стоит   и  статика  эта прочитывается емкой метафорой отсутствия движения и изменений  в каких-то важных, базовых вещах в жизни - имеются в виду , конечно , вопросы нравственные,  а не  производственно -технические .Театр призван  заниматься человеком и  его душой – это его «поле».


                                                               2.
            Сюжет прост: комиссия  Облисполкома не приняла хлебозавод из-за  недоделок. Диспетчер СМУ Леня Шиндин прорывается в тот же поезд, на котором возвращается сделавшая свое дело комиссия , – ему непременно нужно, чтобы акт приемки был обязательно подписан. И терпит фиаско.  Столкновение двух философий,  разных жизненных позиций людей составляют суть интриги . В одном вагоне столкнулись не просто работяга  с людьми « административного ресурса ». Здесь обнаружится  их  принципиальный внутренний конфликт и схлестнутся совершенно разные идеологии  рабочего человека и чиновничества. Главный герой Леня Шиндин ( в нашем случае его играл Юрий Сысоев) пытается договориться с важными людьми об изменении  их решения не принимать объект ,несмотря на ряд недоделок, которые есть всегда , но «хлеб-то печь можно!».  Свое неистовое желание  и мотивы, что им движут в этой истории , он  горячо пытается донести до членов комиссии простым языком:  он не считает себя лидером и слишком умным человеком, но  « я дурак думающий»,- говорит он о
себе.  Но рядом с собой Леня о видит, наконец, того человека , который лидером
является - это пришедший полтора года назад  на должность начальника СМУ Егоров.  Он безмерно  его уважает и доверяет , и ему  важно быть рядом и служить  именно   такому  честному и принципиальному  человеку . Леня уважает желание того   жить на земле  и  строить на селе  так, чтобы не было стыдно перед людьми и собой. Леня знает тех, кто плетет интриги против Егорова, кто подставляет его- бывший начальник СМУ Грижелюк, для которого были  всегда важны фанфары  и карьера « вверх, вверх  любой ценой», он и добился новой ступеньки роста-  дослужился до начальника треста. Егоров  же его разочаровал- оказался несговорчивым.
                Персонаж ( Егоров) отсутствует на сцене. Он существует лишь в страстных монологах Лени и упоминается в диалогах. Тем труднее актеру быть столь убедительным в описании этой личности, его достоинств и реальных трудностей, с которыми тот  сталкивается . Леня не без основания опасается , что  после отрицательного решения комиссии на  то место могут взять привычного очковтирателя ,  своего удобного человека. Только этим  объясняются  причины  его наивно-изощренной  борьбы за подписи.  Благодаря  игре Ю.Сысоева ,  становится очевидным и то , почему Леня Шиндин, по воле драматурга , бьется в одиночку. Потому  , что чиновников, в отличие от принципиальных и честных трудяг,  в России всегда был  ( увы, и остается) избыток .И  потому , конечно, что цена поступка одного  человека ,  вступившего в противоборство  с реальной несправедливостью  или целой системой,   -  совсем иная.
                Очень хороши дуэтные сцены Юрия Сысоева с актрисой Анной Большовой - она играет жену Лени Аллу. Множество  оттенков взаимоотношений  в неординарной ситуации, выпавшей им , передают они, работая не только яркими красками, но и тонкими, пастельными, деликатными и всегда психологически оправданными. Становятся понятными их боль, стыд ,  обиды на несправедливость ,порой  друг на друга и жизнь. Теплый юмор есть в попытках   худенького Лени показать, кто главный в семье, а между тем для себя он, по словам жены,  ничего  потребовать не может - вот жилья нормального у семьи   до сих пор нет -  тут у нее своя правда. Но именно жена будет рядом и вместе с почти отчаявшимся что-либо изменить мужем. В финальных сценах она душевно  оказывается сильнее  мужчины , и в том единственная надежда, что он не сломается окончательно.
                  Это не значит, что сцены общие (здесь не скажешь «массовые»)  в чем-то проигрывают. В ключевой из них -  организованного Леней застолья по случаю фиктивного на самом  деле дня рождения жены ( может это размягчит комиссию?)- исполнители  уверенно существуют   в рамках своего персонажа , в  надежном партнерстве  и не забывая  общей задачи.    Чрезвычайно интересно типажно и психологически  решена  тройка членов приемочной комиссии.

                                                          3.
      Внешне  суровый  ее председатель Юрий Николаевич Девятов  в исполнении  тагильского актера Сергея Зырянова – вполне  узнаваемый тип начальника, руководителя на важном посту , строгий законник -бывший военный юрист.  Артист нигде не пережимает и не переходит в карикатуру , не становится обличителем своего персонажа, скорее, наоборот, старается за внешней формой разглядеть   его подлинную суть  и
резоны , которые движут им, зрелым ,опытным и неглупым человеком. Актер хорошо передает драматический момент прозрения этого ответственного до педантизма,  в чем-то  уже очерствевшего, но  честного чиновника, когда он понимает,  что его   непоколебимая принципиальность   была  подковерно - ловко использована против  него же самого  и  для совершения ( его руками) неправедного дела- смещения любыми способами неугодного и неудобного кому-то  человека. Вся гамма чувств оскорбленного обманом  Девятова, решившегося поставить-таки  свою подпись даже на чистых листах ( в отчаянии Леня порвал подлинник акта ), переданы артистом.
               Немало говорящих деталей найдено  режиссером и актрисой Еленой Макаровой  в решении образа  Виолетты Матвеевны Нуйкиной, его коллеги по комиссии .
В  той  « именинной » сцене, например, сменив официальный костюм  на нарядно платье , она становится не чиновницей, а  миловидной женщиной  со своими слабостями : вот надо бы  что-то подарить  жене  Лени , но ( актриса  тонко отыгрывает некоторое колебание и почти незаметную досаду )- духи-то дорогие…  А как меняется она в проживании настоящего страха от  раболепия перед начальством, которое для нее тот щит, за который можно спрятаться и не принимать решение самой. Сильный начальник для нее  единственный авторитет, потому что она « просто женщина » , здесь - человек без хребта и собственного мнения .Режиссером придуман и прекрасно сыгран актрисой эпизод, когда она  ловит выражение лица  председателя комиссии , пытаясь « прочитать» его решение.  Она находится , как под гипнозом , что создает  трагикомический эффект.
             Совсем  не простой персонаж в этой компании -  так у драматурга   и в виртуозном                          исполнении А.Кота –  Геннадий Михайлович Семенов.  Это тип хамоватого, развязного, но « свойского парня », готового, кажется,  всех понять и помочь.  С ним легко общаться, но это, быть может, самый опасный вариант чиновничьего хамелеонства. За маской простака  скрывается существо циничное, изворотливое и   хитрое  до омерзения – своего он не упустит никогда, поскольку  всегда «держит нос по ветру». Пообещать ему – раз плюнуть, попить-погулять за чужой счет -  в норме, при муже затеять бесстыдное ухаживание за его женой – а что такого?  В итоге же, в самый важный момент именно он категорически откажется подписать чистые листы предполагаемого нового акта ( с формальной стороны он неуязвим) . Миляга Семенов точно  выполнит, как оказалось,  приказ более высокого начальства , очередного Иван Ивановича ( персонаж уже нарицательный в России)-  ни при каких условиях акта не подписывать. С его лица спадет, наконец, маска - оно, как и тон, станет жестким.  Именно он больнее всего унизит Леню обманутым  доверием , разрушением надежды на человеческую порядочность: « У тебя свое начальство, у меня – «свое ». И сбежать через окно  от закрывшего его в купе Лени  для него не зазорно.
                  Трудная задача выпала Игорю Булыгину сыграть еще одного персонажа пьесы-некоего  Малисова , начальника жены Лени Шиндина , что едет в этом же купе. Это  весьма неоднозначный персонаж. Почему-то единственный, чье имя не упоминается ни разу - словно его нет. У него очень мало действия,  не очень много текста ,он загадочно читает на верхней полке  не что-нибудь,- Библию. Он как бы не очень присутствует и мало во что вмешивается . Но постепенно он тоже приоткроется  в разговоре с Леней о причинах, почему он сейчас с Грижелюком . Он принял  его жизненную философию :  надежных людей надо приближать к себе ,оказывая им услуги, причем не мелкие, а  существенные , жизненно необходимые -  по типу : « ты- мне,  я- тебе». Вот помог в свое время Грыжелюк  Малисову в нескольких действительно трудных ситуациях, используя
                                                       4.
свои связи, поэтому Малисов ему и служит. Изменится конъюнктура, возможно он объект служения поменяет.  За всеми внешними прикрытиями в нем скрывается, похоже , еще один тип начальника-приспособленца.
Таким образом, еще 40 лет назад драматург Гельман представил (еще не полную,наверное) панораму чиновничьих типов ,обнажил их опасность, ибо они людей не видят ,у них другие интересы. Что говорить, если и проводник в поезде - грозный  начальник в своем вагоне -точно чувствует силу других и , как само собой разумеющееся , рабски  прогибается перед ней.
           Выше я писала о том, что символический поезд  в спектакле фактически стоит. Ощущение его движения создает выразительная  музыка,  звуковые и ритмические акценты.Впечатляет работа художника по свету.  Так , в самом начале, из глубины сцены  в красном свечении прошествует вперед загадочная тройка молчаливых людей , что наводит зрителя на разные ассоциации. То ли какие-то почти инфернальные
фигуры , вышедшие из преисподни , то ли  этакие сегодняшние « всадники Апокалипсиса»?  И смешновато , и жутковато.  Совсем не бытовое решение  сцены вполне «смонтировалось» у меня  с реалистическим способом существования артистов . А если говорить о современном звучании пьесы, то оно, мне кажется, в признании неистребимости  того мимикрирующего  и самовоспропроизводящегося  зла, которое способно погубить все живое. В вопросе кто кому и чему служит?
Допускаю, что  кто-то прочитает по-иному.
             Мне не хватило в увиденном  спектакле, пожалуй ,ощутимого внутреннего ритма  существования артистов, особенно Лени , как главного героя. Он-то точно должен постоянно  ощущать уходящее время-станция приближается, и все меньше шансов успеть  добиться  желаемого. Только это может усилить  то огромное напряжение  вне  и внутри   главного героя, который должен дойти до крайней степени отчаяния, до слез на глазах. Знаю, что Юрий Сысоев артист глубокий и многое  в его возможностях. Быть может, спектакль не игрался в летний период и  возникшая пауза сказалась - дело живое. Во всяком случае, нет сомнения в том, что все исполнители  понимают свою задачу и работают в русле режиссерского  замысла.
            Во многих местах зал  аплодирует – на узнаваемые ситуации и характеры, на мастерство артистов, особенно поддерживая своих, которыми они по праву здесь гордятся.  На «ура!» принимают сцену спонтанно возникшего коллективного пляса, где все  герои были  просто людьми и оторвались, как в ресторане , по полной (придуманная режиссером сцена своеобразной разрядки в ставшей ритуальной обстановке). Обсуждая увиденное, многие зрители говорили, что им нравится , что так все понятно и  похоже ,
что « у  них такое  тоже  нередко  бывало и бывает ».
            Для нас такое признание сегодня  должно быть сродни обвинению, если не приговору,  и вызывать стыд и горечь  - вот так еще 40 лет прошло…  В 80е казалось, что если есть такие как Леня, Егоров и понявший все-таки ситуацию Девятов , то,  может быть, есть надежда на изменение ситуации .Председатель комиссии говорит  слова из пьесы  : « Я этого так не оставлю», « Пусть Егоров мне позвонит..». Но в поставленном сегодня в Тагиле  спектакле они прозвучали  как-то вскользь, неубедительно, без веры .

           Финал: бывший юрист  присоединяется к коллегам и уходит вместе с ними. Леня кричит: «Не-е-е-т!»
           А  другая надежда   - сделать спектакль серьезный, для думающей публики,
тревожащий   и при этом подарить радость общения с хорошими актерами – вполне, думаю, осуществилась.