Пресса
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Калягин — театр
Виталий Поплавский
"Вечерняя Москва" ,
19.02.1996
Московских театралов можно поздравить: скоро в центре города появится новая театральная площадка. Собственно, она уже появилась. Адрес: Новый Арбат, 11.
Да-да, именно здесь, в окружении многочисленных и разноцветных магазинов, салонов, банков и агентств, не может не привлечь внимания вывеска театра “Et Сetera” под руководством Александра Калягина. Здесь состоялась премьера мольеровского «Лекаря поневоле».
Театр, руководимый Калягиным, существует несколько лет. У него есть уже солидный «послужной список» (среди авторов — Чехов, Гарольд Пинтер, О'Нил), есть постоянная труппа актеров, уже достаточно ясно просматривается своя эстетическая линия. Но до сих пор московский театр “Et Сetera” по родному городу все больше «гастролировал» — спектакли игрались то на Таганке, то в Театре имени Пушкина — везде, где радушные хозяева готовы были приютить молодой коллектив. Теперь появился свой дом.
Рачительный хозяин хочет, чтобы в доме был порядок. Поэтому уютный зал, очень удобный для просмотра кинофильмов надо приспособить к запросам театрального зрителя — приподнять сцену, чуть иначе расставить ряды кресел, разместить техническое оснащение. После реконструкции помещения театр на Новом Арбате вновь пригласит зрителей. А пока здесь сыграли Мольера.
Калягин — актер широкого диапазона. Ему, как мало кому из коллег, равно доступны самые разные жанры и стили: от комедии до тонкой психологической драмы, от Франсуа Рабле до Чехова и Горького. И в своем театре он не ограничивает репертуарные поиски каким-то одним направлением. Но то ли вахтанговская школа дает себя знать, то ли потребности зрителя Калягин ощущает так, а не иначе, — все же верх берет начало откровенно игровое, лицедейское, площадное.
Вот и в «Лекаре поневоле», поставленном самим художественным руководителем, признаки этого площадного, шутовского, импровизационно-масочного театра присутствуют едва ли не с избытком. Тут есть все: яркие костюмы (Алла Чернова), накладные носы, парики, цирковые трюки: лопающиеся шары, бьющие из разных частей тела персонажей струи воды и другие фокусы; выходы актеров на поклоны после эффектных номеров и другие неожиданности, которые явятся. для зрителя сюрпризом. Получается ли в результате праздник театра? Да, получается, хотя не все еще слажено, не все «стреляет».
Дело не в самих трюках, они — средство, а не цель. Средство создать атмосферу, в которой должны существовать актеры. Должны — по законам избранного театром стиля. Клоун — труднейшая профессия. Профессия, по определению Сергея Юрского, — «абсолютно актерская». И владеют ею, особенно среди драматических актеров, немногие. Владеет ею сам Калягин. Владеет ею Владимир Симонов, тоже «вахтанговец», хотя и работавший успешно, в частности во МХАТе, а в театре Калягина сыгравший дядю Ваню. В мольеровском спектакле Симонов играет мольеровскую роль — Сганареля, лекаря и плута поневоле.
На Симонове держится спектакль. Оказывается, одного такого актера достаточно, чтобы возник театр клоунады. В актерском аппарате Симонова задействованы все средства: речевая характерность, мимика, пластика. Пластический ряд спектакля вообще выстроен с редкой тщательностью и стилизован достаточно тонко и изящно, в чем несомненная заслуга балетмейстера — молодой, но явно одаренной Вероники Лебединской. Но Владимир Симонов не ограничивается точным выполнением внешнего рисунка. Он каким-то труднопостижимым образом ухитряется сохранить свою индивидуальность даже под черной мантией и под париком, накладным носом и черными очками — практически под маской, когда «работает» все тело, а видны одни по-стариковски изломанные руки.
В этом стиле играл в «Принцессе Турандот» другой замечательный вахтанговец — Юрий Яковлев. Как можно так играть, чтобы под маской был виден живой человек? Из таких загадок и состоит искусство. Новый театр ищет свой путь. Есть проблемы, есть ошибки, но есть огромный потенциал. И главное богатство театра Александра Калягина — актеры, среди которых — и опытнейший, эфросовской «закваски», Анатолий Грачев (Жеронт), и молодые — неврастенично-взрывчатая Татьяна Веселова (Люсинда) и обладающая всеми данными супергероини Екатерина Редникова (кормилица Жаклина).
У театра есть будущее. Ждем новоселья.
Да-да, именно здесь, в окружении многочисленных и разноцветных магазинов, салонов, банков и агентств, не может не привлечь внимания вывеска театра “Et Сetera” под руководством Александра Калягина. Здесь состоялась премьера мольеровского «Лекаря поневоле».
Театр, руководимый Калягиным, существует несколько лет. У него есть уже солидный «послужной список» (среди авторов — Чехов, Гарольд Пинтер, О'Нил), есть постоянная труппа актеров, уже достаточно ясно просматривается своя эстетическая линия. Но до сих пор московский театр “Et Сetera” по родному городу все больше «гастролировал» — спектакли игрались то на Таганке, то в Театре имени Пушкина — везде, где радушные хозяева готовы были приютить молодой коллектив. Теперь появился свой дом.
Рачительный хозяин хочет, чтобы в доме был порядок. Поэтому уютный зал, очень удобный для просмотра кинофильмов надо приспособить к запросам театрального зрителя — приподнять сцену, чуть иначе расставить ряды кресел, разместить техническое оснащение. После реконструкции помещения театр на Новом Арбате вновь пригласит зрителей. А пока здесь сыграли Мольера.
Калягин — актер широкого диапазона. Ему, как мало кому из коллег, равно доступны самые разные жанры и стили: от комедии до тонкой психологической драмы, от Франсуа Рабле до Чехова и Горького. И в своем театре он не ограничивает репертуарные поиски каким-то одним направлением. Но то ли вахтанговская школа дает себя знать, то ли потребности зрителя Калягин ощущает так, а не иначе, — все же верх берет начало откровенно игровое, лицедейское, площадное.
Вот и в «Лекаре поневоле», поставленном самим художественным руководителем, признаки этого площадного, шутовского, импровизационно-масочного театра присутствуют едва ли не с избытком. Тут есть все: яркие костюмы (Алла Чернова), накладные носы, парики, цирковые трюки: лопающиеся шары, бьющие из разных частей тела персонажей струи воды и другие фокусы; выходы актеров на поклоны после эффектных номеров и другие неожиданности, которые явятся. для зрителя сюрпризом. Получается ли в результате праздник театра? Да, получается, хотя не все еще слажено, не все «стреляет».
Дело не в самих трюках, они — средство, а не цель. Средство создать атмосферу, в которой должны существовать актеры. Должны — по законам избранного театром стиля. Клоун — труднейшая профессия. Профессия, по определению Сергея Юрского, — «абсолютно актерская». И владеют ею, особенно среди драматических актеров, немногие. Владеет ею сам Калягин. Владеет ею Владимир Симонов, тоже «вахтанговец», хотя и работавший успешно, в частности во МХАТе, а в театре Калягина сыгравший дядю Ваню. В мольеровском спектакле Симонов играет мольеровскую роль — Сганареля, лекаря и плута поневоле.
На Симонове держится спектакль. Оказывается, одного такого актера достаточно, чтобы возник театр клоунады. В актерском аппарате Симонова задействованы все средства: речевая характерность, мимика, пластика. Пластический ряд спектакля вообще выстроен с редкой тщательностью и стилизован достаточно тонко и изящно, в чем несомненная заслуга балетмейстера — молодой, но явно одаренной Вероники Лебединской. Но Владимир Симонов не ограничивается точным выполнением внешнего рисунка. Он каким-то труднопостижимым образом ухитряется сохранить свою индивидуальность даже под черной мантией и под париком, накладным носом и черными очками — практически под маской, когда «работает» все тело, а видны одни по-стариковски изломанные руки.
В этом стиле играл в «Принцессе Турандот» другой замечательный вахтанговец — Юрий Яковлев. Как можно так играть, чтобы под маской был виден живой человек? Из таких загадок и состоит искусство. Новый театр ищет свой путь. Есть проблемы, есть ошибки, но есть огромный потенциал. И главное богатство театра Александра Калягина — актеры, среди которых — и опытнейший, эфросовской «закваски», Анатолий Грачев (Жеронт), и молодые — неврастенично-взрывчатая Татьяна Веселова (Люсинда) и обладающая всеми данными супергероини Екатерина Редникова (кормилица Жаклина).
У театра есть будущее. Ждем новоселья.