Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
"Утиная охота": Жизнь, в сущности, проиграна"
Алексей Филиппов
"КиноТеатр" ,
18.09.2015
В театре Et Cetera состоялась премьера «Утиной охоты» - саундрамы по пьесе Александра Вампилова в постановке Владимира Панкова, самобытной и очень точной в соотнесении дня нынешнего с «длинными семидесятыми».
В левом углу сцены Саяпин (Григорий Старостин) и Кузаков (Павел Акимкин) толкают забуксовавший в болоте красный «Запорожец» с сидящим внутри Кушаком (Сергей Тонгур), Вера (Наталья Благих) и Валерия (Марина Чуракова) стенают по погибшему «алику из аликов» Виктору Зилову ( Антон Пахомов), который лежит тут же - в гробу на авансцене, с перевязанной головой, под пристальным и заботливым наблюдением трех старух (Людмила Дмитриева, Татьяна Владимирова и Елизавета Рыжих), перекрякивающихся между собой при помощи утиных манков. Правее, у чертежного мольберта собралась группа мужчин в пиджаках, с вышитыми на спинах утками - коллеги, селезни, просто прохожие в жизни Зилова, который, как известно, любил женщин и выпить, а для души - охоту. «Покойный» приходит в себя, читает прощальные слова на венке и тянется к телефону, чтобы вспомнить, а что же было вчера, а что же было все эти дни - от обретения квартиры до тотального одиночества, от новой любви до розыгрыша черного юмора - с венком, со слухами о его смерти. А случилось, вероятно, духовное банкротство, от которого «в груди, как в печной трубе, воет ветер».
Вампиловская пьеса начинается практически с финала, когда Зилов восстанавливает хронику нескольких дней и вечеров, в которые он получил выбитую Кушаком квартиру, где они с женой Галиной (Анжела Белянская) должны были зажить прекрасно и практически с нуля, когда встретил Ирину (Сэсэг Хапсасова), девочку-одуванчик, которая приехала поступать и осветила своей наивностью жизнь, мутную, как толстое дно бутылки, когда он жил в ожидании сентября - сезона охоты, объединяющего его, Зилова, с несговорчивым официантом Димой (Амаду Мамадаков), королем салатов, шашлыков и всего того, что можно выпить в «Незабудке».
Раскручивание сюжета с конца напоминает экзистенциальный детектив (ключевое слово - экзистенциальный), но режиссер Владимир Панков идет еще дальше, придавая происходящему на сцене практически мифическое измерение. Трио старух, незримо сопровождающее Зилова, подобно мойрам напоминают о том, что «жизнь, в сущности, проиграна», а ближе к финалу оказываются парафразом трех любимых женщин, выполняющих в жизни героя трудно сочетаемые функции, - заботливой жены, страстной любовницы и чистой девочки. Вдобавок идет непрекращающийся дождь, отголосок того, что лил 40 дней и 40 ночей, - и единственной тварью, которая осталась без пары в этом торжестве конформизма и уюта, оказывается как раз Зилов, тяготящийся всего и всех.
В блестящем исполнении бритоголового Антона Пахомова он лишен той высокой утомленности, какую в Зилове обнаруживали и Олег Даль, и Константин Хабенский в спектакле МХТ, и Евгений Цыганов в современном прочтении пьесы Александром Прошкиным. Зилову Пахомова тошно, он немного юродивый, на два пальца честный и святой, а глаза у него горят черными угольками - и, возможно, именно это сочетание неидеального и мятущегося поможет ему пережить в квартире-ковчеге и смерть, и ненужные проекты, и общество «честных людей».
Мир вокруг Зилова у Панкова очень плотный, как трясина: через окна на сцену с двух сторон проникают работники и работницы, льется музыка - от мелодий в духе саундтреков к трагикомедиям Кустурицы до «Печали» Цоя в исполнении слепого гитариста (Грант Каграманян), который попал сюда из первой версии пьесы, когда Зилов еще был Рябовым, - воспоминания героев вспыхивают в глубине сцены, а драматичные диалоги эхом повторяются в исполнении «хора». Какофония жизни, просматриваемая будто бы сквозь дыру в голове героя.
В «Утиную охоту», длящуюся на сцене Et cetera четыре часа, укладывается и сюжет пьесы, и музыкальные вставки, и пластические этюды, не продвигающие сюжет, но расширяющие ситуацию, более полно раскрывающие действие социальных механизмов (например, бумажно-телефонной работы в Бюро технической информации). Постановка пестрая и хулиганская, адаптирующая вампиловский текст к современности не через перенос сюжета в наши дни, что категорически не удалось Прошкину в «Райских кущах», а через актуальную эстетику: новая «Утиная охота» визуально даже не «Отпуск в сентябре», а, скорее, сериал «Оттепель». Но и это время довольно условно: не случайно отрывок из жизни Зилова при желании можно закольцевать - так же, как сейчас идет на круг интерес к пьесе Вампилова: через пятьдесят лет после написания он снова оказался на волне режиссерского и зрительского внимания, наступившего после очередной так называемой «оттепели» (и сам этот факт работает на текст лучше, чем любая адаптация к сегодняшним реалиям).
В левом углу сцены Саяпин (Григорий Старостин) и Кузаков (Павел Акимкин) толкают забуксовавший в болоте красный «Запорожец» с сидящим внутри Кушаком (Сергей Тонгур), Вера (Наталья Благих) и Валерия (Марина Чуракова) стенают по погибшему «алику из аликов» Виктору Зилову ( Антон Пахомов), который лежит тут же - в гробу на авансцене, с перевязанной головой, под пристальным и заботливым наблюдением трех старух (Людмила Дмитриева, Татьяна Владимирова и Елизавета Рыжих), перекрякивающихся между собой при помощи утиных манков. Правее, у чертежного мольберта собралась группа мужчин в пиджаках, с вышитыми на спинах утками - коллеги, селезни, просто прохожие в жизни Зилова, который, как известно, любил женщин и выпить, а для души - охоту. «Покойный» приходит в себя, читает прощальные слова на венке и тянется к телефону, чтобы вспомнить, а что же было вчера, а что же было все эти дни - от обретения квартиры до тотального одиночества, от новой любви до розыгрыша черного юмора - с венком, со слухами о его смерти. А случилось, вероятно, духовное банкротство, от которого «в груди, как в печной трубе, воет ветер».
Вампиловская пьеса начинается практически с финала, когда Зилов восстанавливает хронику нескольких дней и вечеров, в которые он получил выбитую Кушаком квартиру, где они с женой Галиной (Анжела Белянская) должны были зажить прекрасно и практически с нуля, когда встретил Ирину (Сэсэг Хапсасова), девочку-одуванчик, которая приехала поступать и осветила своей наивностью жизнь, мутную, как толстое дно бутылки, когда он жил в ожидании сентября - сезона охоты, объединяющего его, Зилова, с несговорчивым официантом Димой (Амаду Мамадаков), королем салатов, шашлыков и всего того, что можно выпить в «Незабудке».
Раскручивание сюжета с конца напоминает экзистенциальный детектив (ключевое слово - экзистенциальный), но режиссер Владимир Панков идет еще дальше, придавая происходящему на сцене практически мифическое измерение. Трио старух, незримо сопровождающее Зилова, подобно мойрам напоминают о том, что «жизнь, в сущности, проиграна», а ближе к финалу оказываются парафразом трех любимых женщин, выполняющих в жизни героя трудно сочетаемые функции, - заботливой жены, страстной любовницы и чистой девочки. Вдобавок идет непрекращающийся дождь, отголосок того, что лил 40 дней и 40 ночей, - и единственной тварью, которая осталась без пары в этом торжестве конформизма и уюта, оказывается как раз Зилов, тяготящийся всего и всех.
В блестящем исполнении бритоголового Антона Пахомова он лишен той высокой утомленности, какую в Зилове обнаруживали и Олег Даль, и Константин Хабенский в спектакле МХТ, и Евгений Цыганов в современном прочтении пьесы Александром Прошкиным. Зилову Пахомова тошно, он немного юродивый, на два пальца честный и святой, а глаза у него горят черными угольками - и, возможно, именно это сочетание неидеального и мятущегося поможет ему пережить в квартире-ковчеге и смерть, и ненужные проекты, и общество «честных людей».
Мир вокруг Зилова у Панкова очень плотный, как трясина: через окна на сцену с двух сторон проникают работники и работницы, льется музыка - от мелодий в духе саундтреков к трагикомедиям Кустурицы до «Печали» Цоя в исполнении слепого гитариста (Грант Каграманян), который попал сюда из первой версии пьесы, когда Зилов еще был Рябовым, - воспоминания героев вспыхивают в глубине сцены, а драматичные диалоги эхом повторяются в исполнении «хора». Какофония жизни, просматриваемая будто бы сквозь дыру в голове героя.
В «Утиную охоту», длящуюся на сцене Et cetera четыре часа, укладывается и сюжет пьесы, и музыкальные вставки, и пластические этюды, не продвигающие сюжет, но расширяющие ситуацию, более полно раскрывающие действие социальных механизмов (например, бумажно-телефонной работы в Бюро технической информации). Постановка пестрая и хулиганская, адаптирующая вампиловский текст к современности не через перенос сюжета в наши дни, что категорически не удалось Прошкину в «Райских кущах», а через актуальную эстетику: новая «Утиная охота» визуально даже не «Отпуск в сентябре», а, скорее, сериал «Оттепель». Но и это время довольно условно: не случайно отрывок из жизни Зилова при желании можно закольцевать - так же, как сейчас идет на круг интерес к пьесе Вампилова: через пятьдесят лет после написания он снова оказался на волне режиссерского и зрительского внимания, наступившего после очередной так называемой «оттепели» (и сам этот факт работает на текст лучше, чем любая адаптация к сегодняшним реалиям).