04.12.2025
«Карикатура — это осмысление мира». В московском театре «Et Cetera» открылась выставка известного художника Владимира Мочалова
Елена Гридчина ,
МИР 24
10.11.2025
Спаси и раздели: в пьесе "Завтрак у предводителя" спорят об имуществе
газета "Метро"
03.11.2025
Театр «Et Cetera» представил премьеру спектакля «Завтрак у предводителя»
Театр To Go
03.11.2025
Сцены из уездной жизни. Премьера спектакля «Завтрак у предводителя» в Московском театре Et Cetera
Mos.ru / Культура
31.10.2025
В театре "Et Cetera" Юрий Буторин поставил "Завтрак у предводителя"
Ирина Виноградова ,
Театральный смотритель
31.10.2025
Театр Et Cetera выпустил премьеру по пьесе Тургенева "Завтрак у предводителя"
ТАСС
30.10.2025
Спектакль "Завтрак у предводителя" по комедии И.С. Тургенева в Театре Et Cetera
Ксения Ильясова ,
Культурный дайджест
08.10.2025
Женатым и замужним посвящается. Спектакль «Сцены из супружеской жизни»
Наталия Алейнова ,
Театр To Go
02.10.2025
"Сцены из супружеской жизни": в Et Cetera поставили Бергмана
Нина Дымченко ,
Российская газета
01.10.2025
«Сцены из супружеской жизни»: в гостях у самих себя
Светлана Игнатова ,
Звезды Мегаполиса
18.09.2025
«Любовь — это испытание». Премьера спектакля «Сцены из супружеской жизни» в театре Et Cetera
Культура Москвы
17.09.2025
Пережить катастрофу вместе
Павел Романчев ,
Театрал
17.09.2025
Спектакль «Сцены из супружеской жизни»: адаптация Ингмара Бергмана на сцене театра «Et Cetera»
Яна Ванорб ,
Мир 24
16.09.2025
В театре Et Cetera состоится премьера спектакля "Сцены из супружеской жизни"
ТАСС
01.09.2025
«Циники», или Да чтоб вам жить в эпоху перемен!
Екатерина Урзова ,
Звезды Мегаполиса
29.08.2025
«Мандат» в Et Cetera: энциклопедия жизни простых людей
Светлана Игнатова ,
Звезды Мегаполиса
28.08.2025
Театр Александра Калягина откроет новый сезон: как это будет
Российская газета
27.08.2025
Московский театр Et Cetera открывает 33-й сезон
Агентство городских новостей: Москва
01.07.2025
Её позывной «Солнышко», его — «Герой»
Марина Набатникова ,
Аргументы и Факты
24.06.2025
Кружевное воспитание
Московская беседка
10.06.2025
Ода театру
Светлана Гурина ,
сайт театра "Наш дом"
09.06.2025
«Большие гастроли»: Московский театр «Et Cetera» приехал в Озерск
Росатомкультура.рф
18.04.2025
Тайна яблоневого сада
Московская беседка
14.04.2025
Дорога в облака
Московская беседка
28.01.2025
В Et Сetera покажут «Старосветских помещиков»
Софья Малинникова ,
Театрал
26.01.2025
Театр «Et Cetera» откроет поющие двери
Театральный журнал
26.01.2025
Спектакль «Закрытая комната»: затянувшееся путешествие в поисках ключа
Наталья Романова ,
Звезды мегаполиса
16.01.2025
Настоящий страх ненастоящих людей
Московская беседка
13.01.2025
"Et Cetera" приглашает в закрытую комнату
Мария Новикова ,
Театрал
04.01.2025
Где тонко, там и рвется...
Московская беседка
Пресса
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Воспитание чувств
Александр Калягин
"Российская газета" Федеральный выпуск №5017 (193) ,
13.10.2009
Искусство развивается всегда, независимо от того, кто правит миром. Искусство вечно, потому что тяга к творчеству неистребима. От правителей зависит не сам факт искусства, а возможность приобщения к нему большинства.
Уже не первое десятилетие мы живем в новой стране, и, как ни странно, все это время мы живем в ожидании новых преобразований, каких-то глобальных перемен, которые на самом деле мало что в нашей жизни меняют. Мы пережили так называемую революцию 90-х, дефолты, смены руководства и стратегий развития, и вот, когда наступило какое-то равновесие в жизни, когда определился вектор движения, грянул кризис. И вновь сумятица в мыслях, страх перед будущим и ощущение своей беспомощности. Что будет с нами? Что будет с Россией?И президент страны нам ответил - "Россия, вперед!".
В его обращении, которое я прочитал очень внимательно, все выверено, я бы даже сказал, с безукоризненной логикой математика. Дмитрий Анатольевич приглашает всех, кому есть что сказать, принять участие в дискуссии. Но все, что он сам сказал, кажется настолько бесспорным и очевидным, что вроде и дискуссия не нужна. Но где-то внутри, на уровне подсознания, признаюсь, сама эта "бесспорность" смущает, и я думаю, что есть какой-то изъян в этой правильности "алгебры".
У Василия Васильевича Розанова в размышлениях "Возле "русской идеи"..." есть абзац о влиянии русской литературы на Запад: "Он (Запад. - Авт.) преклонялся вовсе не перед художеством русских писателей, довольно неуловимым в переводе, но перед новым нравственным миропорядком, какой открывался просто картинами русской жизни и характерами русских людей".
Что это за такая категория - "нравственный миропорядок"? Что я имею в виду, цитируя великого русского мыслителя? Есть ценности материального порядка, которые обеспечивают цивилизованные условия жизни. Это богатство, деньги, социальное положение, успех, высокий уровень жизни, социальный статус. А есть ценности морали и религии, они существуют в противовес первым и определяют особый нравственный уклад жизни, человеческих отношений, идей и идеалов нации.
Мне кажется, именно сейчас важно говорить о "нравственном миропорядке" России, будущем России, без которого нет понимания ни сути нашего движения, ни места нашей страны в мире. В статье названы "пять приоритетов технологического развития", предложены "конкретные направления модернизации политической системы, меры по укреплению судебной власти, противодействию коррупции", определены "запущенные социальные недуги", от которых необходимо освобождаться. Сказано, кажется, все, но это "все" означает движение к России более цивилизованной, но не более культурной. Об этом заявляется открыто: "...переход страны на следующую более высокую ступень цивилизации возможен". Но одолеть "более высокую ступень цивилизации", я уверен, недостаточно.
Иван Александрович Ильин совершенно справедливо предлагал различать понятия культура и цивилизация. А о культуре как о явлении духовного порядка в статье "Россия, вперед!" нет ни слова - упоминаются только правовая культура, политическая культура...
"В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами...", - обещает президент. Но наука и опыт других стран свидетельствуют о том, что невозможно создать "интеллектуальные ресурсы", игнорируя необходимость поддержки культуры. Сначала экономический рост, а уж потом условия для развития культуры - сохранение этой существующей сегодня установки грозит оставить Россию в сырьевой экономике.
Д.А. Медведев пишет в своей статье: "Инновационная экономика возникнет, конечно, не сразу. Она часть культуры, основанной на гуманистических ценностях". И надо было бы сразу дописать: государство будет поддер живать культуру, выведет ее в приоритеты наравне с экономическим ростом, и по-другому невозможно. Откуда в культурно отсталом обществе взяться этим "гуманистическим ценностям"? А если быть честными, мы уже их потеряли и продолжаем терять.
В нашем обществе идет трагическое искажение нравственных ориентиров. И я не знаю, может быть, есть другие способы, как с этим бороться, но я знаю только один - создать культурную среду уже в детстве. Конечно, в школах нужны компьютеры, но не менее нужны живые уроки литературы (только в двух старших классах за последние тридцать лет количество часов на литературу уменьшилось чуть ли не вдвое), той самой нравственной русской литературы. И нужно подлинное ее знание, а не в урезанной адаптации, не в форме случайно подобранных тестов.
В статье речь идет об "улучшении качества жизни ради освобождения человека от бедности, болезней, страха и несправедливости". Но мне кажется, в этом перечислении пропущена существенная строчка: ради приобщения к культуре, к ее высшим ценностям. Разве эта возможность для человека менее важна, чем возможность достатка в еде, одежде, в лишних квадратных метрах?
Раскрыть творческий потенциал каждой личности возможно только одним способом - воспитанием, и обязательно воспитанием искусством. Воспитанием посредством литературы и музыки, живописи и театра. Уже давно японцы вывели закон: творческая личность рождается в соприкосновении с творчеством, участвуя в творческом процессе. Общеизвестно, что из детей, которые учатся музыке, посещают театральные и художественные студии, вырастают инициативные творческие люди, активно и успешно потом работающие в самых разных областях. И обеспечить доступность таких занятий - это тоже входит в понятие "качество жизни". Как и возможность водить ребенка в театр, а сегодня наши дети имеют возможность посещать свой, детский театр исключительно в крупных городах, а есть масса сел и городов, где театров нет вообще, и гастроли почти полностью прекращены.
Хочу привести некоторые данные последних исследований: уровень литературного развития мальчиков-подростков ухудшился с 1990 г. в 5 раз, девочек - в 4 раза. Чтение газет, журналов, книг за последние 15 лет уменьшилось в 2,5 раза. Полноценно приобщенными к искусству мы можем сегодня назвать 26% школьников в крупных городах, 12% - в городах небольших и 6% - в селах. За рыночные реформы мы расплатились культурной деградацией, думаю, что это очевидно уже всем.
Хочу сразу оговориться - я выступаю не против рыночных реформ, но я категорически против разрушения культурных ценностей, культурных традиций, унаследованных нами за всю историю российского государства. Не рынок сам по себе мешает развиваться культуре, а отсутствие условий для ее развития. И я имею в виду не только финансирование в необходимом объеме, это важный фактор, но не единственный.
Известно, что в США, например, только 5-6 процентов составляют долю государственного участия в финансировании культуры. Все остальное - фонды. Но, чтобы они возникли и работали, необходима сформулированная позиция государства по отношению к культуре, нужна подготовленная почва, на которой взойдут эти ростки общественной поддержки культуры и искусства. Я уже говорил и продолжаю настаивать: необходимо разрабатывать государственную политику в области культуры и искусства. А что мы имеем сегодня?
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности место культуры в самом конце, следом по списку идут прачечные, услуги астрологов и ритуальные услуги. И если культура у нас отнесена к сфере услуг, то понятно, что процесс уничтожения самой идеи русского искусства неминуем. И я опять же настаиваю: надо выкорчевывать эти представления, навязанные недальновидными чиновниками, о том, что место культуры в рынке услуг.
"В строе русской души есть противление тому творчеству, которое создает дурно-бесконечную, буржуазно-серединную культуру, есть жажда творчества, которое создает новую жизнь и иной мир", писал Николай Бердяев. И дальше его еще одна потрясающая фраза: "Но на почве буржуазной культуры Россия никогда не будет талантлива". А в последние годы мы двигаемся именно к "буржуазно-серединной культуре" развлечений, лишенной смысла и содержания.
Я говорил и буду говорить: инвестиции в культуру - это инвестиции в человека, а значит и в "экономическую модернизацию", и в "инновационную экономику", и в "информационные технологии", и т.д. - во все те нужные направления, о которых так правильно говорил президент России.
Я очень надеюсь быть услышанным и надеюсь, что уже в Послании президента Федеральному Собранию будут обозначены и роль культуры, и ее место в перспективном плане развития нашей страны.
Уже не первое десятилетие мы живем в новой стране, и, как ни странно, все это время мы живем в ожидании новых преобразований, каких-то глобальных перемен, которые на самом деле мало что в нашей жизни меняют. Мы пережили так называемую революцию 90-х, дефолты, смены руководства и стратегий развития, и вот, когда наступило какое-то равновесие в жизни, когда определился вектор движения, грянул кризис. И вновь сумятица в мыслях, страх перед будущим и ощущение своей беспомощности. Что будет с нами? Что будет с Россией?И президент страны нам ответил - "Россия, вперед!".
В его обращении, которое я прочитал очень внимательно, все выверено, я бы даже сказал, с безукоризненной логикой математика. Дмитрий Анатольевич приглашает всех, кому есть что сказать, принять участие в дискуссии. Но все, что он сам сказал, кажется настолько бесспорным и очевидным, что вроде и дискуссия не нужна. Но где-то внутри, на уровне подсознания, признаюсь, сама эта "бесспорность" смущает, и я думаю, что есть какой-то изъян в этой правильности "алгебры".
У Василия Васильевича Розанова в размышлениях "Возле "русской идеи"..." есть абзац о влиянии русской литературы на Запад: "Он (Запад. - Авт.) преклонялся вовсе не перед художеством русских писателей, довольно неуловимым в переводе, но перед новым нравственным миропорядком, какой открывался просто картинами русской жизни и характерами русских людей".
Что это за такая категория - "нравственный миропорядок"? Что я имею в виду, цитируя великого русского мыслителя? Есть ценности материального порядка, которые обеспечивают цивилизованные условия жизни. Это богатство, деньги, социальное положение, успех, высокий уровень жизни, социальный статус. А есть ценности морали и религии, они существуют в противовес первым и определяют особый нравственный уклад жизни, человеческих отношений, идей и идеалов нации.
Мне кажется, именно сейчас важно говорить о "нравственном миропорядке" России, будущем России, без которого нет понимания ни сути нашего движения, ни места нашей страны в мире. В статье названы "пять приоритетов технологического развития", предложены "конкретные направления модернизации политической системы, меры по укреплению судебной власти, противодействию коррупции", определены "запущенные социальные недуги", от которых необходимо освобождаться. Сказано, кажется, все, но это "все" означает движение к России более цивилизованной, но не более культурной. Об этом заявляется открыто: "...переход страны на следующую более высокую ступень цивилизации возможен". Но одолеть "более высокую ступень цивилизации", я уверен, недостаточно.
Иван Александрович Ильин совершенно справедливо предлагал различать понятия культура и цивилизация. А о культуре как о явлении духовного порядка в статье "Россия, вперед!" нет ни слова - упоминаются только правовая культура, политическая культура...
"В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами...", - обещает президент. Но наука и опыт других стран свидетельствуют о том, что невозможно создать "интеллектуальные ресурсы", игнорируя необходимость поддержки культуры. Сначала экономический рост, а уж потом условия для развития культуры - сохранение этой существующей сегодня установки грозит оставить Россию в сырьевой экономике.
Д.А. Медведев пишет в своей статье: "Инновационная экономика возникнет, конечно, не сразу. Она часть культуры, основанной на гуманистических ценностях". И надо было бы сразу дописать: государство будет поддер живать культуру, выведет ее в приоритеты наравне с экономическим ростом, и по-другому невозможно. Откуда в культурно отсталом обществе взяться этим "гуманистическим ценностям"? А если быть честными, мы уже их потеряли и продолжаем терять.
В нашем обществе идет трагическое искажение нравственных ориентиров. И я не знаю, может быть, есть другие способы, как с этим бороться, но я знаю только один - создать культурную среду уже в детстве. Конечно, в школах нужны компьютеры, но не менее нужны живые уроки литературы (только в двух старших классах за последние тридцать лет количество часов на литературу уменьшилось чуть ли не вдвое), той самой нравственной русской литературы. И нужно подлинное ее знание, а не в урезанной адаптации, не в форме случайно подобранных тестов.
В статье речь идет об "улучшении качества жизни ради освобождения человека от бедности, болезней, страха и несправедливости". Но мне кажется, в этом перечислении пропущена существенная строчка: ради приобщения к культуре, к ее высшим ценностям. Разве эта возможность для человека менее важна, чем возможность достатка в еде, одежде, в лишних квадратных метрах?
Раскрыть творческий потенциал каждой личности возможно только одним способом - воспитанием, и обязательно воспитанием искусством. Воспитанием посредством литературы и музыки, живописи и театра. Уже давно японцы вывели закон: творческая личность рождается в соприкосновении с творчеством, участвуя в творческом процессе. Общеизвестно, что из детей, которые учатся музыке, посещают театральные и художественные студии, вырастают инициативные творческие люди, активно и успешно потом работающие в самых разных областях. И обеспечить доступность таких занятий - это тоже входит в понятие "качество жизни". Как и возможность водить ребенка в театр, а сегодня наши дети имеют возможность посещать свой, детский театр исключительно в крупных городах, а есть масса сел и городов, где театров нет вообще, и гастроли почти полностью прекращены.
Хочу привести некоторые данные последних исследований: уровень литературного развития мальчиков-подростков ухудшился с 1990 г. в 5 раз, девочек - в 4 раза. Чтение газет, журналов, книг за последние 15 лет уменьшилось в 2,5 раза. Полноценно приобщенными к искусству мы можем сегодня назвать 26% школьников в крупных городах, 12% - в городах небольших и 6% - в селах. За рыночные реформы мы расплатились культурной деградацией, думаю, что это очевидно уже всем.
Хочу сразу оговориться - я выступаю не против рыночных реформ, но я категорически против разрушения культурных ценностей, культурных традиций, унаследованных нами за всю историю российского государства. Не рынок сам по себе мешает развиваться культуре, а отсутствие условий для ее развития. И я имею в виду не только финансирование в необходимом объеме, это важный фактор, но не единственный.
Известно, что в США, например, только 5-6 процентов составляют долю государственного участия в финансировании культуры. Все остальное - фонды. Но, чтобы они возникли и работали, необходима сформулированная позиция государства по отношению к культуре, нужна подготовленная почва, на которой взойдут эти ростки общественной поддержки культуры и искусства. Я уже говорил и продолжаю настаивать: необходимо разрабатывать государственную политику в области культуры и искусства. А что мы имеем сегодня?
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности место культуры в самом конце, следом по списку идут прачечные, услуги астрологов и ритуальные услуги. И если культура у нас отнесена к сфере услуг, то понятно, что процесс уничтожения самой идеи русского искусства неминуем. И я опять же настаиваю: надо выкорчевывать эти представления, навязанные недальновидными чиновниками, о том, что место культуры в рынке услуг.
"В строе русской души есть противление тому творчеству, которое создает дурно-бесконечную, буржуазно-серединную культуру, есть жажда творчества, которое создает новую жизнь и иной мир", писал Николай Бердяев. И дальше его еще одна потрясающая фраза: "Но на почве буржуазной культуры Россия никогда не будет талантлива". А в последние годы мы двигаемся именно к "буржуазно-серединной культуре" развлечений, лишенной смысла и содержания.
Я говорил и буду говорить: инвестиции в культуру - это инвестиции в человека, а значит и в "экономическую модернизацию", и в "инновационную экономику", и в "информационные технологии", и т.д. - во все те нужные направления, о которых так правильно говорил президент России.
Я очень надеюсь быть услышанным и надеюсь, что уже в Послании президента Федеральному Собранию будут обозначены и роль культуры, и ее место в перспективном плане развития нашей страны.


