Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

31.10.2025 В театре "Et Cetera" Юрий Буторин поставил "Завтрак у предводителя" Ирина Виноградова , Театральный смотритель 31.10.2025 Театр Et Cetera выпустил премьеру по пьесе Тургенева "Завтрак у предводителя" ТАСС 08.10.2025 Женатым и замужним посвящается. Спектакль «Сцены из супружеской жизни» Наталия Алейнова , Театр To Go 02.10.2025 "Сцены из супружеской жизни": в Et Cetera поставили Бергмана Нина Дымченко , Российская газета 01.10.2025 «Сцены из супружеской жизни»: в гостях у самих себя Светлана Игнатова , Звезды Мегаполиса 18.09.2025 «Любовь — это испытание». Премьера спектакля «Сцены из супружеской жизни» в театре Et Cetera Культура Москвы 17.09.2025 Пережить катастрофу вместе Павел Романчев , Театрал 17.09.2025 Спектакль «Сцены из супружеской жизни»: адаптация Ингмара Бергмана на сцене театра «Et Cetera» Яна Ванорб , Мир 24 16.09.2025 В театре Et Cetera состоится премьера спектакля "Сцены из супружеской жизни" ТАСС 01.09.2025 «Циники», или Да чтоб вам жить в эпоху перемен! Екатерина Урзова , Звезды Мегаполиса 29.08.2025 «Мандат» в Et Cetera: энциклопедия жизни простых людей Светлана Игнатова , Звезды Мегаполиса 28.08.2025 Театр Александра Калягина откроет новый сезон: как это будет Российская газета 27.08.2025 Московский театр Et Cetera открывает 33-й сезон Агентство городских новостей: Москва 01.07.2025 Её позывной «Солнышко», его — «Герой» Марина Набатникова , Аргументы и Факты 24.06.2025 Кружевное воспитание Московская беседка 10.06.2025 Ода театру Светлана Гурина , сайт театра "Наш дом" 09.06.2025 «Большие гастроли»: Московский театр «Et Cetera» приехал в Озерск Росатомкультура.рф 18.04.2025 Тайна яблоневого сада Московская беседка 14.04.2025 Дорога в облака Московская беседка 28.01.2025 В Et Сetera покажут «Старосветских помещиков» Софья Малинникова , Театрал 26.01.2025 Театр «Et Cetera» откроет поющие двери Театральный журнал 26.01.2025 Спектакль «Закрытая комната»: затянувшееся путешествие в поисках ключа Наталья Романова , Звезды мегаполиса 16.01.2025 Настоящий страх ненастоящих людей Московская беседка 13.01.2025 "Et Cetera" приглашает в закрытую комнату Мария Новикова , Театрал 04.01.2025 Где тонко, там и рвется... Московская беседка
Пресса

В театре "Et Cetera" Юрий Буторин поставил "Завтрак у предводителя"

Ирина Виноградова
Театральный смотритель , 31.10.2025
В Эфросовском зале театра Et Cetera Юрий Буторин поставил "Завтрак у предводителя", способный, кажется, удовлетворить множеству противоречивых требований. Это однозначно "классика", да ещё "с декорациями и костюмами" (мне часто кажется, что это самый сложный и невыполнимый запрос), но при этом представленная современно, изобретательно, смешно. Без тяжеловесности и стремления сделать по-старому, "как задумывал автор".

Текст Тургенева (в котором и Гоголь из прошлого проглядывает, и "Предложение" Чехова из будущего) произносится в сегодняшнем темпе, но позволяет себя услышать. Дополнения к нему точечные, но яркие. Так, например, в начале самый молодой предводитель в истории произносит с библиотечной скамеечки вступительную в должность "тронную речь", в которой обещает за отведённый ему срок решить все задачи муниципалитета, включая содержание в должном порядке, по-современному выражаясь, ливнёвки, а в преддверии перевыборов, уже сытый и заматеревший, получивший парадный портрет на фоне благодарной дворянской толпы на заднем плане (хотя и в начале это был совсем не романтический герой на службе обществу), берётся и за решение последней нерешённой задачи – старой дрязги по справедливому разделу имущества.

В этом спектакле не только произносится текст (его можно и прочитать, хотя сильно быстрее не получится), но и много придумано такого, что само на ум не придёт. При этом даже, казалось бы, "дежурные" шутки (выпрашивание слугой денег с оценкой их суммы, чтобы в итоге ответить "А господь их знает!" или реакция приличного общества на кучера, снявшего сапоги) не выглядят вторичными и неуместными, а скорее умиляют своей предсказуемостью. Что уж говорить о приезде Беспандина, которому только упоминаемое в пьесе седло премерзкое, фалейторское устроило серьёзный казус со штанами, или фееричном эпическом сражении с участием всех действующих лиц и элементов декораций, от задника с пейзажем, на который нанесены чертежи с указанием размеров до массивных колонн, в попытке поделить-таки имущество, на поле битвы после которого приезжает опоздавший задержавшийся Пехтерьев, он же Пехтерёв: "Вы, я вижу, без меня начали, и хорошо сделали..." Даже если в пересказе звучит нелепо, в реальности гораздо увлекательнее и деталей интересных – множество.

Действующих лиц и исполнителей десять, и про каждого есть что вспомнить – став вроде бы "типичными представителями", они лица своего не утратили, и расположились по разным углам многоугольника, а не в диапазоне "от и до". Выделить, например "старого солдата" Антона Алупкина (Андрей Кондаков), твёрдого лицом и не только лицом, управляющего телом буквально вручную, не предполагающего тонкостей и нюансов, но тоже не выдерживающего – "Что, у вас в уезде все женщины таковы?"? Или дающего ответ "Бывают и хуже" Мирволина (Фёдор Урекин) – бедного помещика, привыкшего прогнуться-услужить-ублажить? А как же тогда забыть "виновницу торжества" Каурову (Ольга Белова), всем самодурам самодуру, как бы летящую и парящую, но, к сожалению, и телом, и разумом? Брата её Ферапонта, вроде бы более приземлённого, но от той же "ещё хуже" матери (Григорий Старостин)? А слуги, похожие на хозяев, как собаки – вечно пьяный Карп (Тимофей Дунаев), слишком трезвый хитрый Герасим (Данил Никитин) и другая ипостась хозяина - "художник" Вельвицкий (Владимир Урм)? Готового рассудить всех, но приходящего к сильным, Суслова (Иван Косичкин). Наконец, сильные мира сего – от молодого до раннего, но крайне амбициозного Балагалаева (Фёдор Бавтриков) до старого медведя-Собакевича, ещё далеко не сказавшего последнего дурного слова Пехтерьева (Алексей Осипов). Все прекрасны и по замыслу, и по воплощению.

Помимо всех прочих достоинств спектакля, кажется ничего более актуального давно не было. Переговоры, где все уже готовы прикинуться не то что барской усадьбой и садом, но даже пустошью или болотом, приходят один за другим самоназначенные мудрецы, привлекаются самые странные и сомнительные силы... Смешно. Чего только не привидится.

Источник: https://t.me/iv_smotr/730