04.12.2025
«Карикатура — это осмысление мира». В московском театре «Et Cetera» открылась выставка известного художника Владимира Мочалова
Елена Гридчина ,
МИР 24
10.11.2025
Спаси и раздели: в пьесе "Завтрак у предводителя" спорят об имуществе
газета "Метро"
03.11.2025
Театр «Et Cetera» представил премьеру спектакля «Завтрак у предводителя»
Театр To Go
03.11.2025
Сцены из уездной жизни. Премьера спектакля «Завтрак у предводителя» в Московском театре Et Cetera
Mos.ru / Культура
31.10.2025
В театре "Et Cetera" Юрий Буторин поставил "Завтрак у предводителя"
Ирина Виноградова ,
Театральный смотритель
31.10.2025
Театр Et Cetera выпустил премьеру по пьесе Тургенева "Завтрак у предводителя"
ТАСС
30.10.2025
Спектакль "Завтрак у предводителя" по комедии И.С. Тургенева в Театре Et Cetera
Ксения Ильясова ,
Культурный дайджест
08.10.2025
Женатым и замужним посвящается. Спектакль «Сцены из супружеской жизни»
Наталия Алейнова ,
Театр To Go
02.10.2025
"Сцены из супружеской жизни": в Et Cetera поставили Бергмана
Нина Дымченко ,
Российская газета
01.10.2025
«Сцены из супружеской жизни»: в гостях у самих себя
Светлана Игнатова ,
Звезды Мегаполиса
18.09.2025
«Любовь — это испытание». Премьера спектакля «Сцены из супружеской жизни» в театре Et Cetera
Культура Москвы
17.09.2025
Пережить катастрофу вместе
Павел Романчев ,
Театрал
17.09.2025
Спектакль «Сцены из супружеской жизни»: адаптация Ингмара Бергмана на сцене театра «Et Cetera»
Яна Ванорб ,
Мир 24
16.09.2025
В театре Et Cetera состоится премьера спектакля "Сцены из супружеской жизни"
ТАСС
01.09.2025
«Циники», или Да чтоб вам жить в эпоху перемен!
Екатерина Урзова ,
Звезды Мегаполиса
29.08.2025
«Мандат» в Et Cetera: энциклопедия жизни простых людей
Светлана Игнатова ,
Звезды Мегаполиса
28.08.2025
Театр Александра Калягина откроет новый сезон: как это будет
Российская газета
27.08.2025
Московский театр Et Cetera открывает 33-й сезон
Агентство городских новостей: Москва
01.07.2025
Её позывной «Солнышко», его — «Герой»
Марина Набатникова ,
Аргументы и Факты
24.06.2025
Кружевное воспитание
Московская беседка
10.06.2025
Ода театру
Светлана Гурина ,
сайт театра "Наш дом"
09.06.2025
«Большие гастроли»: Московский театр «Et Cetera» приехал в Озерск
Росатомкультура.рф
18.04.2025
Тайна яблоневого сада
Московская беседка
14.04.2025
Дорога в облака
Московская беседка
28.01.2025
В Et Сetera покажут «Старосветских помещиков»
Софья Малинникова ,
Театрал
26.01.2025
Театр «Et Cetera» откроет поющие двери
Театральный журнал
26.01.2025
Спектакль «Закрытая комната»: затянувшееся путешествие в поисках ключа
Наталья Романова ,
Звезды мегаполиса
16.01.2025
Настоящий страх ненастоящих людей
Московская беседка
13.01.2025
"Et Cetera" приглашает в закрытую комнату
Мария Новикова ,
Театрал
04.01.2025
Где тонко, там и рвется...
Московская беседка
Пресса
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
«Бывает же и что-то хорошее на свете»: актеры Et Cetera и поэты коронавирусной эпохи
Сергей Гейченко
ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ ,
20.12.2021
Вечер «Поэзия. XXI век», прошедший уже в третий раз в театре Et Cetera, продемонстрировал: авторы проекта, Ольга Матвеева и "Культурная инициатива", создала очень жизнеспособный формат
Вечер «Поэзия. XXI век», прошедший уже в третий раз в театре Et Cetera в четверг, 16 декабря, был долгожданным, можно сказать – обречённым на успех. Авторы проекта, Ольга Матвеева и "Культурная инициатива", создали очень жизнеспособный формат. Подзаголовок «Коронавремя» предполагает, что новый режим жизни может продолжаться долго, чуть ли не целое поколение, и тут придётся делать ставку на сопоставления и драматическое прочтение современной поэзии.
Впрочем, поэты и актёры были рассажены по сцене с ещё бòльшими промежутками, чем зрители — по залу. За отдельными столиками, на отдельных стульях и просто на ступеньках асимметрично сидели поэты Николай Александров, Анна Аркатова, Дмитрий Веденяпин, Дмитрий Воденников, Алексей Кубрик, Вячеслав Куприянов, Мария Малиновская, Виталий Пуханов, Данил Файзов и Юрий Цветков — авторы очень непохожие, из разных поколений, но отчасти и родственные. На экране появлялись записи чтения Анатолия Наймана, Юрия Кублановского, Ольги Седаковой и Виктора Коваля, ушедшего в этом году. На той же сцене, напоминая аккуратную стаю, расположились актёры Татьяна Владимирова, Мария Скосырева, Наталия Житкова, Елизавета Рыжих, Анна Дианова, Наталья Баландина, Евгений Шевченко, Евгений Тихомиров, Егор Гордиенко и Кирилл Лоскутов. Они, словно адепты «Бене Гессерит» (главная религиозная и политическая сила во вселенной Дюны Фрэнка Герберта. – Ред.), были расслабленно-напряжены, внимательны и пластичны, собирая непохожих друг на друга поэтов в единый каркас.
Иногда говорят, что авторское чтение лучшее, иногда — что хорошо донести авторские смыслы может только хорошее актёрское чтение, но дело, скорее, в метасообщении, которое транслирует всем своим обликом декламирующий сочинитель и актёр — оно будет отличаться, но профессионал для простого слушателя удобнее, понятнее и ближе, ведь его голос и интонации более ожидаемы. В зале, похоже, сидели в основном сочинители, уже погружённые в контекст литературной жизни, поэтому выступающим особенно важно было избегать очевидных ходов, впрочем, авторам слушатели всегда готовы простить больше.
С чего начать вечер поэзии XXI века? С понятного — текстов Алексея Кубрика, растущих на традициях прошлого века, частично их преодолевающих, полных приятных деталей из детства, не слишком часто отказывающихся от рифмы. Исполнение тоже должно быть понятным, даже классическим — поэтому открывала вечер народная артистка РФ Татьяна Владимирова.
Стихи Анатолия Наймана читала заслуженная артистка РФ Мария Скосырева, а сам он появлялся в записи на экране, и тут особенно проявилось важное преимущество авторов над исполнителями: авторы могли комментировать свои тексты, да и вообще были свободнее вербально (а актёры — пластически).
Стихи Анны Аркатовой, которая и сама была немного похожа на актрису, опять же завоёвывают зрителя деталями, к которыми прибавляется нарративность и интонации с «женскими» коннотациями. Это давало интерпретационную свободу Наталье Житковой.
Тексты Николая Александрова исполнялись Анной Диановой и Евгением Тихомировым, но особенно убедительно раскрывались в авторском прочтении.
Данил Файзов и Юрий Цветков, соорганизаторы вечера со стороны литсообщества, звучали очень по-разному в исполнении Егора Гордиенко и самих себя. Похожие по соотношению экзистенциального и социального, структурно разные поэты были противоположны и в том, как перемещались по сцене, и в том, как подбирали интонации и комментарии.
Стихи Виталия Пуханова читал Евгений Шевченко, актёр максимально не похожий на автора, и это давало прочтению дополнительную коммуникативную глубину, как, например, прослушивание музыки на другом оборудовании и в других условиях в стилистическом отношении даёт двойное дно. То же самое можно сказать и об исполнении текстов Юрия Кублановского Егором Гордиенко и Евгением Шевченко, и о чтении Натальей Баландиной стихов Марии Малиновской, чья поэтика казалась на фоне коллег очищенной от приёмов, инерций и достижений советской эпохи.
Но одной из главных удач оказался «Театр моды имени Нины Риччи» покойного Виктора Коваля, вновь прочитанный Кириллом Лоскутовым. Прочтение удивительно точно совпадало с авторским (в конце «сета» на архивной видеозаписи 1990 года Коваль читал другой текст очень похожим образом, с ритмической игрой и особым проговариванием рефренов), хотя актёр признавался, что в определённый момент специально перестал смотреть выступления Виктора Коваля, чтобы не сбиваться и оставить себе свободу от копирования.
Анна Дианова читала стихи Вячеслава Куприянова отчётливее, чем автор, который, к тому же, был помещён в самую глубь сцены, но языковая игра в некоторых текстах, сопоставленная тут с экспериментами Коваля, всё равно дошла до слушателя.
Ольга Седакова появлялась опять же на экране, и её сдержанное чтение полностью гармонировало со сдержанным чтением Марии Скосаревой и Татьяны Владимировой.
А вот выступление Дмитрия Воденникова и Елизаветы Рыжих было полно импровизации и неожиданных мизансцен. Автор слишком рано пошёл вперёд читать свою часть, Елизавета остановила его, усадила рядом с собой, они читали по 1-2 строчки по очереди, получился диалог, уже отчасти заложенный в тексте Воденникова и идеально подводящий к монологической части его выступления. В этом эпизоде была видна удивительная подвижность структуры концерта, его «подвижный скелет», как позже говорил сам Воденников.
Закрывали вечер стихи Дмитрия Веденяпина. Его сдержанные интонации, которые обычно позволяют следить за не самым простым и суггестивным синтаксисом текста, были «подслащены» в чтении Евгения Тихомирова, что позволяло только лучше понимать акценты самого текста, схватить основные коннотации, вспомнить, что тут, как и во всех остальных текстах вечера, сообщается то, что нельзя сказать никаким другим образом. И подготовиться к напутственной последней строчке вечера: «…В общем, бывает же и что-то хорошее на свете».
Вечер «Поэзия. XXI век», прошедший уже в третий раз в театре Et Cetera в четверг, 16 декабря, был долгожданным, можно сказать – обречённым на успех. Авторы проекта, Ольга Матвеева и "Культурная инициатива", создали очень жизнеспособный формат. Подзаголовок «Коронавремя» предполагает, что новый режим жизни может продолжаться долго, чуть ли не целое поколение, и тут придётся делать ставку на сопоставления и драматическое прочтение современной поэзии.
Впрочем, поэты и актёры были рассажены по сцене с ещё бòльшими промежутками, чем зрители — по залу. За отдельными столиками, на отдельных стульях и просто на ступеньках асимметрично сидели поэты Николай Александров, Анна Аркатова, Дмитрий Веденяпин, Дмитрий Воденников, Алексей Кубрик, Вячеслав Куприянов, Мария Малиновская, Виталий Пуханов, Данил Файзов и Юрий Цветков — авторы очень непохожие, из разных поколений, но отчасти и родственные. На экране появлялись записи чтения Анатолия Наймана, Юрия Кублановского, Ольги Седаковой и Виктора Коваля, ушедшего в этом году. На той же сцене, напоминая аккуратную стаю, расположились актёры Татьяна Владимирова, Мария Скосырева, Наталия Житкова, Елизавета Рыжих, Анна Дианова, Наталья Баландина, Евгений Шевченко, Евгений Тихомиров, Егор Гордиенко и Кирилл Лоскутов. Они, словно адепты «Бене Гессерит» (главная религиозная и политическая сила во вселенной Дюны Фрэнка Герберта. – Ред.), были расслабленно-напряжены, внимательны и пластичны, собирая непохожих друг на друга поэтов в единый каркас.
Иногда говорят, что авторское чтение лучшее, иногда — что хорошо донести авторские смыслы может только хорошее актёрское чтение, но дело, скорее, в метасообщении, которое транслирует всем своим обликом декламирующий сочинитель и актёр — оно будет отличаться, но профессионал для простого слушателя удобнее, понятнее и ближе, ведь его голос и интонации более ожидаемы. В зале, похоже, сидели в основном сочинители, уже погружённые в контекст литературной жизни, поэтому выступающим особенно важно было избегать очевидных ходов, впрочем, авторам слушатели всегда готовы простить больше.
С чего начать вечер поэзии XXI века? С понятного — текстов Алексея Кубрика, растущих на традициях прошлого века, частично их преодолевающих, полных приятных деталей из детства, не слишком часто отказывающихся от рифмы. Исполнение тоже должно быть понятным, даже классическим — поэтому открывала вечер народная артистка РФ Татьяна Владимирова.
Стихи Анатолия Наймана читала заслуженная артистка РФ Мария Скосырева, а сам он появлялся в записи на экране, и тут особенно проявилось важное преимущество авторов над исполнителями: авторы могли комментировать свои тексты, да и вообще были свободнее вербально (а актёры — пластически).
Стихи Анны Аркатовой, которая и сама была немного похожа на актрису, опять же завоёвывают зрителя деталями, к которыми прибавляется нарративность и интонации с «женскими» коннотациями. Это давало интерпретационную свободу Наталье Житковой.
Тексты Николая Александрова исполнялись Анной Диановой и Евгением Тихомировым, но особенно убедительно раскрывались в авторском прочтении.
Данил Файзов и Юрий Цветков, соорганизаторы вечера со стороны литсообщества, звучали очень по-разному в исполнении Егора Гордиенко и самих себя. Похожие по соотношению экзистенциального и социального, структурно разные поэты были противоположны и в том, как перемещались по сцене, и в том, как подбирали интонации и комментарии.
Стихи Виталия Пуханова читал Евгений Шевченко, актёр максимально не похожий на автора, и это давало прочтению дополнительную коммуникативную глубину, как, например, прослушивание музыки на другом оборудовании и в других условиях в стилистическом отношении даёт двойное дно. То же самое можно сказать и об исполнении текстов Юрия Кублановского Егором Гордиенко и Евгением Шевченко, и о чтении Натальей Баландиной стихов Марии Малиновской, чья поэтика казалась на фоне коллег очищенной от приёмов, инерций и достижений советской эпохи.
Но одной из главных удач оказался «Театр моды имени Нины Риччи» покойного Виктора Коваля, вновь прочитанный Кириллом Лоскутовым. Прочтение удивительно точно совпадало с авторским (в конце «сета» на архивной видеозаписи 1990 года Коваль читал другой текст очень похожим образом, с ритмической игрой и особым проговариванием рефренов), хотя актёр признавался, что в определённый момент специально перестал смотреть выступления Виктора Коваля, чтобы не сбиваться и оставить себе свободу от копирования.
Анна Дианова читала стихи Вячеслава Куприянова отчётливее, чем автор, который, к тому же, был помещён в самую глубь сцены, но языковая игра в некоторых текстах, сопоставленная тут с экспериментами Коваля, всё равно дошла до слушателя.
Ольга Седакова появлялась опять же на экране, и её сдержанное чтение полностью гармонировало со сдержанным чтением Марии Скосаревой и Татьяны Владимировой.
А вот выступление Дмитрия Воденникова и Елизаветы Рыжих было полно импровизации и неожиданных мизансцен. Автор слишком рано пошёл вперёд читать свою часть, Елизавета остановила его, усадила рядом с собой, они читали по 1-2 строчки по очереди, получился диалог, уже отчасти заложенный в тексте Воденникова и идеально подводящий к монологической части его выступления. В этом эпизоде была видна удивительная подвижность структуры концерта, его «подвижный скелет», как позже говорил сам Воденников.
Закрывали вечер стихи Дмитрия Веденяпина. Его сдержанные интонации, которые обычно позволяют следить за не самым простым и суггестивным синтаксисом текста, были «подслащены» в чтении Евгения Тихомирова, что позволяло только лучше понимать акценты самого текста, схватить основные коннотации, вспомнить, что тут, как и во всех остальных текстах вечера, сообщается то, что нельзя сказать никаким другим образом. И подготовиться к напутственной последней строчке вечера: «…В общем, бывает же и что-то хорошее на свете».


