Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Эжен Скриб и герои его знаменитой пьесы в театре «Et Сeterа…»
Валерий Бегунов
интернет-портал "Реальная Россия"
Мирские хлопоты мельчают. Вода, выплеснутая в лицо оппоненту во время телеэфира или там же таскание друг друга за волосы – и говорят лишь об этом. Развелись или сошлись две третьестепенные «звездочки» второсортных сериалов – и только это повсеместно почитается великой новостью; да еще так, будто этим определяется воля Провидения… Фейк, запущенный онлайн хулиганом – и министерство внешних сношений Англии вынуждено опровергать очередную волну эмоций… А вот прежде!
Кстати, об Англии. Прежде вода была, если не мокрее, то весьма ядренее. И примерно в начале 18-го века вода, поднесенная английской королеве Анне Стюарт прекратила войну Англии и Франции, привела к смене правительства и фаворитов королевы, а заодно устроила личные судьбы, благополучие и двух юных возлюбленных, соединив их в счастливом браке. По крайней мере таков сюжетный выплеск знаменитого и неисчерпаемого «СТАКАНА ВОДЫ» Эжена Скриба – драматурга-водевилиста, сочинителя либретто опер и балетов, члена Французской Академии.
Как много театров заглядывали в этот скрибовский «Стакан воды»! И вот теперь роскошная премьерная постановка неувядаемой пьесы Э. Скриба (в переводе К. Фельдмана) в московском театре «Et ceterа…». Определение «роскошная» касается прежде всего декорации. Режиссер-постановщик Борис Морозов вместе со сценографом Анастасией Глебовой возводят на сцене обстановку Сент-Джеймского дворца. Конечно, это условный образ королевского дворца. Но производит сильное впечатление! Арки, гобелены, настенный декор… Эту роскошь поддерживает художник по костюмам Андрей Климов – офицерские мундиры, наряды придворных там, вельмож и дипломатических посланников блещут золотым шитьем и искрами украшений. Это сюжет о победе юных влюбленных над силами зла. Сюжет выстроен достаточно иронично и в то же время он несет в себе, я бы выразился так – нежный и тонкий мелодраматизм. Действо – при всем его роскошном облике и подчас водевильном строе - развивается по законам внутренней музыкальности. Она выявлена композитором спектакля Григорием Гоберником.,
Но это – визуальный манок постановки. А главное, что привлекает нас в любом спектакле – это рассказанный драматургом сюжет, режиссерская идея и ее воплощение и игра актеров. Напомню интригу. Идет война между Англией и Францией. Она губит тысячи жизней. Разоряет казну и страну. Но смысл продолжения военных действий только в амбициях вельмож-фаворитов: сохранить свою власть и влияние на королеву, подчинять жизнь государства своим прихотям и набивать мошну. И политическая жизнь с ее «подковерными» тайными интригами вдруг переплела жизни слабохарактерной королевы Анны, ее всесильной фаворитки герцогини Мальборо (жены такого же всесильного военачальника маршала герцога Мальборо) с жизнями и надеждами разорившегося политического журналиста сэра Генри Сент-Джона и двух юных, не имеющих средств к жизни, влюбленных - продавщицы ювелирной лавки (но по рождению – кузины герцогини Мальборо) Абигайль Черчиль и пылкого, честолюбивого, но «нищего дворянина» Мэшема.
По словам постановщика Бориса Морозова, когда его пригласили в «Et ceterа…» на постановку, то вместе с художественным руководителем театра Александром Калягиным они долго выбирали название. И в конце концов остановились именно на «Стакане воды» Эжена Скриба. Конечно, постановщика спектакля привлекала и своеобразная актуальность пьесы – звучащие в ней и созвучные с нашими днями (да и всегда созвучные с реальной жизнью!) мотивы – чем руководствуются сильные мира сего, правящие его судьбами? И кто правит и манипулируют сильными мира из-за их спин? Но пьеса «Стакан воды» - неувядаема и увлекательна для театров и зрителей разных стран уже много-много лет другим – как борются за свое счастье и удачу «обычные» люди? Как жаждут любви и обретают ее. Как преодолевают все перипетии и даже интриги и происки этих самых «сильных мира сего» - бессильных против высшей справедливости чувств и надежд чистых сердец и светлых душ.
Приключений и неожиданных поворотов событий сваливается на головы персонажей множество. Неожиданный и тайный покровитель Мэшема – и Межем вдруг становится поручиком гвардии при королевском дворе, а потом и капитаном и осыпан милостями, подарками и деньгами. Ненависть герцогини Мальборо к Абигайль – родство по крови отступает перед высокомерием богачки. Недоброжелатель и оскорбитель Мэшема. Внезапная дуэль, приносящая богатство и титул сэру Генри. Вынужденное, но несостоявшееся бегство Мэшема. Дружеский нерушимый союз между такими разными личностями, как вертопрах и газетный полемист, прожженный политик-оппозиционер сэр Генри и нежная, верная и чистая Абигайль и такой же верный жертвенно-любящий Мэшем. Тайное соперничество герцогини и королевы в чувстве к молодому офицеру. Королева Анна, жаждущая любви и против воли соединяющая руки Мэшема и Абигайль (но сохранившая взаимную дружбу и преданность с Абигайль) и из слабохарактерной игрушки в руках герцогини Мальборо превратившаяся в жесткую правительницу. А в итоге все расчеты и злодеев, и положительных героев опрокидываются по воле случайностей. Всё переворачивается вверх ногами. Или как раз становится с ног на голову? Мир заключен. Наши герои становятся фаворитами при дворе и обретают личное счастье и благополучие. Злодеи посрамлены, а сэр Генри торжествует. Мир с Францией заключен. Любовь и верность вознаграждены. Справедливость торжествует.
Все это увлекает и держит зрителя в напряжении. Но его внимание прежде всего обращено на то, как персонажи – особенно те, которым мы сопереживаем и принимаем их сторону - преодолевают все эти житейские выверты? Как проявляются их характеры и душа? Как закаляются они в своей стойкости, чистоте и верности?
Постановщик Борис Морозов строит действо на контрасте. Мир двора строго регламентирован и жестко «расчерчен». На приемах у королевы и аудиенциях у нее каждый передвигается по строго прямым линиям, пересекающимся под строго прямыми углами. Движение медленное, четкое и замедленное. Так движутся и придворные, и вельможи, и прислуга, и офицеры гвардии и даже французский посланник. И вот среди этой «расчерченности», поверх нее, сквозь нее, вопреки ей прорываются пылкие, свободные в своей естественности движения и жесты персонажей. Непосредственность и пылкость сердец, страстность душ и острота ума выражают себя именно в этой раскованной, легкой пластике движений. Азартный игрок, фанфарон, остроумец сэр Генри Сент-Джон – таким он сыгран Николаем Козаком. Броский жест политика. Изысканный поклон царедворца и вельможи. Демократизм истинного аристократа – все это есть в облике и поведении сэра Джона (Николай Козак приглашен на эту роль из Театра Армии – там он, кстати, уже играл царедворца – Бориса Годунова). Но в ключевые моменты отношений Абигайль и Мэшема и в критические извивы их судеб сэр Джон – Н. Козак способен быть чутким и нежным, верным и мудрым другом, ставящим интересы любви выше политических интриг. Слабая и сильная королева Анна (Наталия Житкова), одинокая и жаждущая понимания и верной дружбы - интонации ее голоса становятся нежными, мягкими и проникновенными в те минуты, когда на кону личная судьба дорогих ей людей. Жесткая и жестока, невыносимая в своей авторитарности и жажде власти герцогиня Мальборо – такой ее с самого начала играет Наталья Благих. Но и у герцогини могут сдавать нервы, и она срывается на крик… а в итоге, когда она терпит поражение и ее удаляют от двора, она сникает; и в эти минуты Н. Благих показывает герцогиню такой, что ее даже делается жалко – унижена сила и гордость.
Ну, и главные герои этой истории – юные Абигайль и Мэшем. Мешем (молодой артист Егор Гордиенко, в этой роли – его первый выход на сцену «Et ceterа…» ) – воплощение человеческого благородства, мужской верности и стойкости, рыцарской преданности. Егору Гордиенко веришь, что его Мэшем готов пожертвовать всеми благами мира ради счастья любимой. И этот Мэшем – не игрушка в руках сильных друзей и покровителей – сэра Генри, королевы (а потом на время и герцогини Мальборо). Он способен принимать и до конца выполнять собственные решения.
Другое дело, что и его судьба, как и сувдьбы всех персонажей пьесы «Стакан воды» складываются вопреки их планам, но по воле Случая – а случай несет в себе справедливость). Абигайль (Кристина Гагуа) – воплощение чистоты и верности в любви. Но… женская хитроумность ей не чужда. Она достойная спутница и подруга Мэшему. Но К. Гауа показывает и то, что ее Абигайль – вполне «по руке» как соратница сэра Генри в его планах, и достойная подруга королевы, в нужный момент берущая на себя бремя твердости и решительности в противостоянии герцогине Мальборо; и тогда Абигайль – достойная соперница и противница всесильной фаворитки.
Но не стоит искать прямые аналогии между сюжетом пьесы «Стакан воды» и ее героями - с реальными событиями и прототипами. В свое время Александр Дюма-отец подчинял реальную историю логике развития свои романов, сближая, переставляя и перекраивая реальные события и переменяя ради остроты и убедительности романной интриги биографии и возраста своих персонажей, носящих подлинные имена исторических фигур. Предшественник Дюма (кстати, как и он – француз) Эжен Скриб за сто лет до Дюма еще безаппеляционее и своевольнее обходился с историей. Реальным Абигайль Черчилль, Мэшему, королеве Анне было гораздо больше лет, чем им же в пьесе Скриба. Война между Францией и Англией за Испанское наследство имела иные подоплеки и мотивы, чем в пьесе. Сэр Генри Сент-Джон, политик, журналист, писатель, философ был женат, а его политические игры были мало чем отличимы от интриг герцогини Мальборо. При этом попервоначалу Абигайль и ее кузина герцогиня Мальборо были хорошими подругами. Но став фавориткой королевы Анны (гораздо более жесткой в жизни, чем в пьесе), реальная Абигайль отступилась от кузины и была весьма последовательна в преследовании интересов своего влияния и благополучия (как и ее муж – реальный Мэшем). Но это важно для ценителей исторической точности. А перед нами – прежде всего увлекательное драматургическое сочинение и театральная постановка на ее основе. Словом, не стоит искать прямые аналогии и намеки на нашу текущую реальную социальную жизнь: каковы нынешние «вельможи» и их амбиции?.. ради чего рвутся они стать «приближенными к властным верхам»?.. и кто и как правит в там за спинами правительств и интригует в своих интересах за кулисами событий?
Перед нами – не политический, не проблемно-социальный спектакль. Жанр пьесы «Стакан воды» совсем иной и лежит в иной плоскости. Напомню: Эжен Скриб – француз, подспудно им владела «генеральная идея»: прекратить бесконечные военные стычки Франции и Англии, мир – благо для родины Скриба. Он также – и прежде всего! – водевилист и комедиограф. Дипломатический, политический и любовный сюжет (каким бы трагическим или мелодраматическим он не был) Скриб разворачивает и развивает прежде всего водевильными приемами и средствами. Любая интрига тут сверххитроумна – но вовсе не по законам здравого житейского смысла. И при этом любая интрига, любой замысел, любое целенаправленное проявление амбиций срывается, переворачивается и оборачивается против себя же самым непредвиденным образом – по воле Случая. Случай правит миром и судьбами! «Положительный герой» «Стакана воды» сэр Генри Сент-Джон (ставший виконтом Болингброком, премьер-министром и богатейшим вельможей именно по прихоти случая) эту власть случая, упование на эту власть как раз и декларирует с самого начала. Реплика в сторону… тут вот что интересно: ведь реальный сэр Генри не только писатель и журналист, но и (напомню) философ. Быть может, Эжен Скриб в философских трудах и трактатах реального сэра Генри Болингброка нашел рассуждение о роли и взаимодействии Случайности и Закономерности в жизни. И это дало ему ключ и ход к построению фабулы «Стакана воды» и образа литературного сэра Генри? Как раз политические и даже любовные отношения реальных прототипов своих героев Скриба волнуют меньше всего. И к консерваторам, защищающим идею твердой государственно-монархической власти, и к либералам, потрясающим революционными лозунгами, иронист и комедиограф Скриб относился одинаково скептично и насмешливо. Его гораздо больше волновали перипетии личных человеческих судеб. И то, как Случай правит жизнями и событиями. Это ведь целая философия – рассматривать Случай, как проявление воли Провидения. Надмировые Высшие Силы являют свою правящую миром и непредугадываемую прихоть – и в этой прихоти реализуют идею воздаяния и справедливости! – именно через господство Случая.
Как раз такой взгляд на жизнь более всего понятен и привлекателен обычному человеческому сознанию. Хочешь насмешить богов – строй планы. Какими бы точными расчетами эти планы не подкреплялись, а что и почему происходит в жизни – не предугадаешь. Жизнь порой так насмешлива в своих парадоксальных изворотах… И этот житейский иронизм близок водевилисту Скрибу и выражен им в его драматургии – особенно ярко и последовательно в пьесе «Стакан воды». Поэтому театры во всем мире не забывают эту пьесу и находят в ней массу возможностей для увлекательных постановок, дающих пищу и уму, и сердцу самых широких зрительских аудиторий.
Так что зрителей спектакля Бориса Морозова «Стакан воды» в театре «Et ceterа…» ждет именно увлекательное, занимательное, яркое и роскошное зрелище. Есть чему улыбнуться и отчего порой будет замирать сердце. Оправдавшиеся ожидания сулят успех? Или, напротив, именно неоправдавшиеся ожидания ведут к успеху? Невероятные игры Случая, совпадения и несовпадения – к неудаче или, быть может, как раз к особой удаче? Попереживать с юными влюбленными и несчастной королевой и посочувствовать им. Насладиться торжеством благородства, позором и поражением зла. И пережить вместе с положительными героями счастливый финал и встречу с удачей и благополучием.
Источник:
http://rusnewsday.ru/index.php/kultura/item/8769-ezhen-skrib-i-geroi-ego-znamenitoj-pesy-v-teatre-et-cetera
Кстати, об Англии. Прежде вода была, если не мокрее, то весьма ядренее. И примерно в начале 18-го века вода, поднесенная английской королеве Анне Стюарт прекратила войну Англии и Франции, привела к смене правительства и фаворитов королевы, а заодно устроила личные судьбы, благополучие и двух юных возлюбленных, соединив их в счастливом браке. По крайней мере таков сюжетный выплеск знаменитого и неисчерпаемого «СТАКАНА ВОДЫ» Эжена Скриба – драматурга-водевилиста, сочинителя либретто опер и балетов, члена Французской Академии.
Как много театров заглядывали в этот скрибовский «Стакан воды»! И вот теперь роскошная премьерная постановка неувядаемой пьесы Э. Скриба (в переводе К. Фельдмана) в московском театре «Et ceterа…». Определение «роскошная» касается прежде всего декорации. Режиссер-постановщик Борис Морозов вместе со сценографом Анастасией Глебовой возводят на сцене обстановку Сент-Джеймского дворца. Конечно, это условный образ королевского дворца. Но производит сильное впечатление! Арки, гобелены, настенный декор… Эту роскошь поддерживает художник по костюмам Андрей Климов – офицерские мундиры, наряды придворных там, вельмож и дипломатических посланников блещут золотым шитьем и искрами украшений. Это сюжет о победе юных влюбленных над силами зла. Сюжет выстроен достаточно иронично и в то же время он несет в себе, я бы выразился так – нежный и тонкий мелодраматизм. Действо – при всем его роскошном облике и подчас водевильном строе - развивается по законам внутренней музыкальности. Она выявлена композитором спектакля Григорием Гоберником.,
Но это – визуальный манок постановки. А главное, что привлекает нас в любом спектакле – это рассказанный драматургом сюжет, режиссерская идея и ее воплощение и игра актеров. Напомню интригу. Идет война между Англией и Францией. Она губит тысячи жизней. Разоряет казну и страну. Но смысл продолжения военных действий только в амбициях вельмож-фаворитов: сохранить свою власть и влияние на королеву, подчинять жизнь государства своим прихотям и набивать мошну. И политическая жизнь с ее «подковерными» тайными интригами вдруг переплела жизни слабохарактерной королевы Анны, ее всесильной фаворитки герцогини Мальборо (жены такого же всесильного военачальника маршала герцога Мальборо) с жизнями и надеждами разорившегося политического журналиста сэра Генри Сент-Джона и двух юных, не имеющих средств к жизни, влюбленных - продавщицы ювелирной лавки (но по рождению – кузины герцогини Мальборо) Абигайль Черчиль и пылкого, честолюбивого, но «нищего дворянина» Мэшема.
По словам постановщика Бориса Морозова, когда его пригласили в «Et ceterа…» на постановку, то вместе с художественным руководителем театра Александром Калягиным они долго выбирали название. И в конце концов остановились именно на «Стакане воды» Эжена Скриба. Конечно, постановщика спектакля привлекала и своеобразная актуальность пьесы – звучащие в ней и созвучные с нашими днями (да и всегда созвучные с реальной жизнью!) мотивы – чем руководствуются сильные мира сего, правящие его судьбами? И кто правит и манипулируют сильными мира из-за их спин? Но пьеса «Стакан воды» - неувядаема и увлекательна для театров и зрителей разных стран уже много-много лет другим – как борются за свое счастье и удачу «обычные» люди? Как жаждут любви и обретают ее. Как преодолевают все перипетии и даже интриги и происки этих самых «сильных мира сего» - бессильных против высшей справедливости чувств и надежд чистых сердец и светлых душ.
Приключений и неожиданных поворотов событий сваливается на головы персонажей множество. Неожиданный и тайный покровитель Мэшема – и Межем вдруг становится поручиком гвардии при королевском дворе, а потом и капитаном и осыпан милостями, подарками и деньгами. Ненависть герцогини Мальборо к Абигайль – родство по крови отступает перед высокомерием богачки. Недоброжелатель и оскорбитель Мэшема. Внезапная дуэль, приносящая богатство и титул сэру Генри. Вынужденное, но несостоявшееся бегство Мэшема. Дружеский нерушимый союз между такими разными личностями, как вертопрах и газетный полемист, прожженный политик-оппозиционер сэр Генри и нежная, верная и чистая Абигайль и такой же верный жертвенно-любящий Мэшем. Тайное соперничество герцогини и королевы в чувстве к молодому офицеру. Королева Анна, жаждущая любви и против воли соединяющая руки Мэшема и Абигайль (но сохранившая взаимную дружбу и преданность с Абигайль) и из слабохарактерной игрушки в руках герцогини Мальборо превратившаяся в жесткую правительницу. А в итоге все расчеты и злодеев, и положительных героев опрокидываются по воле случайностей. Всё переворачивается вверх ногами. Или как раз становится с ног на голову? Мир заключен. Наши герои становятся фаворитами при дворе и обретают личное счастье и благополучие. Злодеи посрамлены, а сэр Генри торжествует. Мир с Францией заключен. Любовь и верность вознаграждены. Справедливость торжествует.
Все это увлекает и держит зрителя в напряжении. Но его внимание прежде всего обращено на то, как персонажи – особенно те, которым мы сопереживаем и принимаем их сторону - преодолевают все эти житейские выверты? Как проявляются их характеры и душа? Как закаляются они в своей стойкости, чистоте и верности?
Постановщик Борис Морозов строит действо на контрасте. Мир двора строго регламентирован и жестко «расчерчен». На приемах у королевы и аудиенциях у нее каждый передвигается по строго прямым линиям, пересекающимся под строго прямыми углами. Движение медленное, четкое и замедленное. Так движутся и придворные, и вельможи, и прислуга, и офицеры гвардии и даже французский посланник. И вот среди этой «расчерченности», поверх нее, сквозь нее, вопреки ей прорываются пылкие, свободные в своей естественности движения и жесты персонажей. Непосредственность и пылкость сердец, страстность душ и острота ума выражают себя именно в этой раскованной, легкой пластике движений. Азартный игрок, фанфарон, остроумец сэр Генри Сент-Джон – таким он сыгран Николаем Козаком. Броский жест политика. Изысканный поклон царедворца и вельможи. Демократизм истинного аристократа – все это есть в облике и поведении сэра Джона (Николай Козак приглашен на эту роль из Театра Армии – там он, кстати, уже играл царедворца – Бориса Годунова). Но в ключевые моменты отношений Абигайль и Мэшема и в критические извивы их судеб сэр Джон – Н. Козак способен быть чутким и нежным, верным и мудрым другом, ставящим интересы любви выше политических интриг. Слабая и сильная королева Анна (Наталия Житкова), одинокая и жаждущая понимания и верной дружбы - интонации ее голоса становятся нежными, мягкими и проникновенными в те минуты, когда на кону личная судьба дорогих ей людей. Жесткая и жестока, невыносимая в своей авторитарности и жажде власти герцогиня Мальборо – такой ее с самого начала играет Наталья Благих. Но и у герцогини могут сдавать нервы, и она срывается на крик… а в итоге, когда она терпит поражение и ее удаляют от двора, она сникает; и в эти минуты Н. Благих показывает герцогиню такой, что ее даже делается жалко – унижена сила и гордость.
Ну, и главные герои этой истории – юные Абигайль и Мэшем. Мешем (молодой артист Егор Гордиенко, в этой роли – его первый выход на сцену «Et ceterа…» ) – воплощение человеческого благородства, мужской верности и стойкости, рыцарской преданности. Егору Гордиенко веришь, что его Мэшем готов пожертвовать всеми благами мира ради счастья любимой. И этот Мэшем – не игрушка в руках сильных друзей и покровителей – сэра Генри, королевы (а потом на время и герцогини Мальборо). Он способен принимать и до конца выполнять собственные решения.
Другое дело, что и его судьба, как и сувдьбы всех персонажей пьесы «Стакан воды» складываются вопреки их планам, но по воле Случая – а случай несет в себе справедливость). Абигайль (Кристина Гагуа) – воплощение чистоты и верности в любви. Но… женская хитроумность ей не чужда. Она достойная спутница и подруга Мэшему. Но К. Гауа показывает и то, что ее Абигайль – вполне «по руке» как соратница сэра Генри в его планах, и достойная подруга королевы, в нужный момент берущая на себя бремя твердости и решительности в противостоянии герцогине Мальборо; и тогда Абигайль – достойная соперница и противница всесильной фаворитки.
Но не стоит искать прямые аналогии между сюжетом пьесы «Стакан воды» и ее героями - с реальными событиями и прототипами. В свое время Александр Дюма-отец подчинял реальную историю логике развития свои романов, сближая, переставляя и перекраивая реальные события и переменяя ради остроты и убедительности романной интриги биографии и возраста своих персонажей, носящих подлинные имена исторических фигур. Предшественник Дюма (кстати, как и он – француз) Эжен Скриб за сто лет до Дюма еще безаппеляционее и своевольнее обходился с историей. Реальным Абигайль Черчилль, Мэшему, королеве Анне было гораздо больше лет, чем им же в пьесе Скриба. Война между Францией и Англией за Испанское наследство имела иные подоплеки и мотивы, чем в пьесе. Сэр Генри Сент-Джон, политик, журналист, писатель, философ был женат, а его политические игры были мало чем отличимы от интриг герцогини Мальборо. При этом попервоначалу Абигайль и ее кузина герцогиня Мальборо были хорошими подругами. Но став фавориткой королевы Анны (гораздо более жесткой в жизни, чем в пьесе), реальная Абигайль отступилась от кузины и была весьма последовательна в преследовании интересов своего влияния и благополучия (как и ее муж – реальный Мэшем). Но это важно для ценителей исторической точности. А перед нами – прежде всего увлекательное драматургическое сочинение и театральная постановка на ее основе. Словом, не стоит искать прямые аналогии и намеки на нашу текущую реальную социальную жизнь: каковы нынешние «вельможи» и их амбиции?.. ради чего рвутся они стать «приближенными к властным верхам»?.. и кто и как правит в там за спинами правительств и интригует в своих интересах за кулисами событий?
Перед нами – не политический, не проблемно-социальный спектакль. Жанр пьесы «Стакан воды» совсем иной и лежит в иной плоскости. Напомню: Эжен Скриб – француз, подспудно им владела «генеральная идея»: прекратить бесконечные военные стычки Франции и Англии, мир – благо для родины Скриба. Он также – и прежде всего! – водевилист и комедиограф. Дипломатический, политический и любовный сюжет (каким бы трагическим или мелодраматическим он не был) Скриб разворачивает и развивает прежде всего водевильными приемами и средствами. Любая интрига тут сверххитроумна – но вовсе не по законам здравого житейского смысла. И при этом любая интрига, любой замысел, любое целенаправленное проявление амбиций срывается, переворачивается и оборачивается против себя же самым непредвиденным образом – по воле Случая. Случай правит миром и судьбами! «Положительный герой» «Стакана воды» сэр Генри Сент-Джон (ставший виконтом Болингброком, премьер-министром и богатейшим вельможей именно по прихоти случая) эту власть случая, упование на эту власть как раз и декларирует с самого начала. Реплика в сторону… тут вот что интересно: ведь реальный сэр Генри не только писатель и журналист, но и (напомню) философ. Быть может, Эжен Скриб в философских трудах и трактатах реального сэра Генри Болингброка нашел рассуждение о роли и взаимодействии Случайности и Закономерности в жизни. И это дало ему ключ и ход к построению фабулы «Стакана воды» и образа литературного сэра Генри? Как раз политические и даже любовные отношения реальных прототипов своих героев Скриба волнуют меньше всего. И к консерваторам, защищающим идею твердой государственно-монархической власти, и к либералам, потрясающим революционными лозунгами, иронист и комедиограф Скриб относился одинаково скептично и насмешливо. Его гораздо больше волновали перипетии личных человеческих судеб. И то, как Случай правит жизнями и событиями. Это ведь целая философия – рассматривать Случай, как проявление воли Провидения. Надмировые Высшие Силы являют свою правящую миром и непредугадываемую прихоть – и в этой прихоти реализуют идею воздаяния и справедливости! – именно через господство Случая.
Как раз такой взгляд на жизнь более всего понятен и привлекателен обычному человеческому сознанию. Хочешь насмешить богов – строй планы. Какими бы точными расчетами эти планы не подкреплялись, а что и почему происходит в жизни – не предугадаешь. Жизнь порой так насмешлива в своих парадоксальных изворотах… И этот житейский иронизм близок водевилисту Скрибу и выражен им в его драматургии – особенно ярко и последовательно в пьесе «Стакан воды». Поэтому театры во всем мире не забывают эту пьесу и находят в ней массу возможностей для увлекательных постановок, дающих пищу и уму, и сердцу самых широких зрительских аудиторий.
Так что зрителей спектакля Бориса Морозова «Стакан воды» в театре «Et ceterа…» ждет именно увлекательное, занимательное, яркое и роскошное зрелище. Есть чему улыбнуться и отчего порой будет замирать сердце. Оправдавшиеся ожидания сулят успех? Или, напротив, именно неоправдавшиеся ожидания ведут к успеху? Невероятные игры Случая, совпадения и несовпадения – к неудаче или, быть может, как раз к особой удаче? Попереживать с юными влюбленными и несчастной королевой и посочувствовать им. Насладиться торжеством благородства, позором и поражением зла. И пережить вместе с положительными героями счастливый финал и встречу с удачей и благополучием.
Источник:
http://rusnewsday.ru/index.php/kultura/item/8769-ezhen-skrib-i-geroi-ego-znamenitoj-pesy-v-teatre-et-cetera