Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Вперед в 60-е

Иван Шипнигов
«Вечерняя Москва» , 28.05.2014

29 мая в театре «Et Cetera» состоится премьера спектакля «Старшая сестра» по пьесе Александра Володина. Корреспонденту «Вечерней Москвы» удалось побывать на предпремьерном показе и узнать, что пьесу Володина можно ставить словно впервые.

Пьеса выдающегося драматурга и сценариста, полное название которой «Моя старшая сестра», ставилась неоднократно. Спектакли по ней шли в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова и «Современнике» под руководством Олега Ефремова. Несмотря на успех постановки другой пьесы Володина «Назначение», главную роль в которой сыграл сам создатель «Современника», отношения между драматургом театрами разладились, и Володин посвятил себя созданию киносценариев. Товстоногов писал в своей книге «О профессии режиссера»: «Вместо того, чтобы способствовать совершенствованию Володина как драматурга, мы сделали все, чтобы он просто ушел из театра».

Как бы там ни было, талант Александра Володина полностью реализовался в кино. Фильм Георгия Натансона «Старшая сестра», снятый в 1966 году, стал громким событием культурной жизни 60-х и до сих пор любим многими зрителями. Этот фильм часто называют экранизацией пьесы, но внутри картины создано оригинальное художественное пространство. Драматический сюжет Володина рассказали талантливейшие советские актеры: Татьяна Доронина, Леонид Куравлев, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили.

И вот, после такой внушительной истории постановок и экранизаций, в московском театре Et Cetera под руководством Александра Калягина создан новый спектакль по известной пьесе.

Режиссер «Старшей сестры» Владимир Скворцов говорит, что изначально хотел ставить пьесу так, будто раньше она вовсе не шла на сцене, и что ему не хотелось бы сравнений с постановками театра имени Товстоногова, «Современника» и фильмом Натансона.

«Если вспомнить историю постановок Чехова, то можно вообще не браться за его пьесы, — говорит Владимир Скворцов. — Конечно, мы не можем избежать параллельно с фильмом, с Татьяной Дорониной, но все-таки это наше видение этой истории, и сравнения неуместны».

В спектакле сделана попытка передать дух 60-х годов, в которых по сюжету пьесы происходят события. Но, по словам режиссера, он не хотел «взгляда под микроскопом». Несмотря на точность в передаче бытовых мелочей, ему хотелось бы, чтобы зритель увидел его постановку классической пьесы Володина из современности, из 2014 года.

Именно так, пожалуй, и получится. Спектакль, почти буквально соответствующий тексту пьесы и пропиваемый духом 60-х годов, получился очень актуальным — как бы ни было избито это выражение. Например, в потрясающей сцене неестественного знакомства Нади с Володей, которого привел Ухов. Неловкость эта сыграна так сильно, что становится даже немного жаль актеров Марию Скосыреву и Алексея Осипова.

— Что за дичайший способ знакомства!

— А где с тобой еще знакомиться — на стройке?

Стройку можно заменить на офис, но проблемы и переживания людей останутся теми же самыми.