Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
В чем ошибся Рей Брэдбери
Марина Давыдова
"Известия" ,
27.12.2007
Театр Et Cetera решил отметить свое пятнадцатилетие какой-нибудь хорошей постановкой и сделал для этого все возможное. Он позвал одного из самых умных и тонких наших режиссеров Адольфа Шапиро. Разрешил ему, в свою очередь, позвать отличных артистов — эстонца Эльмо Ньюганена и петербуржца Сергея Дрейдена. Не поскупился на высокотехнологичные декорации проживающего ныне во Франции Бориса Заборова. И мужественно предоставил свою сцену для спектакля-памфлета по роману фантаста Рея Брэдбери "451 градус по Фаренгейту".Минуте на пятнадцатой этого очень стильного (спасибо Борису Заборову) зрелища становится понятно, что Шапиро решил высказаться о наболевшем. Собрав в кулак гражданское мужество, он бросил обществу (а заодно и власти) облитый болью и горечью спектакль. Спроецировал страшноватую футурологию Брэдбери на нашу с вами действительность и не нашел не то что пяти — трех отличий. В обществе, придуманном Брэдбери, срывать цветы удовольствия можно, а думать и читать книжки нельзя. Люди в этом обществе забыли, как пахнут незабудки, зато гоняют на тачках по автобанам и смотрят в окно на бетонные джунгли. Теперь обернитесь вокруг. Много ли граждан сейчас думает и читает книжки? А удовольствия срывают все кому не лень. Упиваются реалити-шоу. Покупают пасту "Колгейт". Подсаживаются на газету "Твой день". Скопив деньжат, переключаются на журнал Vogue. Что вы делаете чаще: смотрите на звезды или стоите в пробке на Третьем кольце? То-то же...Музыку в современном обществе заказывает ленивый душой обыватель. Люди с высокими помыслами и тонкой душой вытеснены на обочину жизни. Если что и отличает нынешний сошедший с ума и катящийся в бездну мир от той реальности, которую описал Брэдбери, так это пожарные. В романе американского писателя дома давно уже стали несгораемыми, поэтому пожарные не тушат пожары, а сжигают книжки, если к ним поступает сигнал о наличии оных в доме. А вот у нас таких пожарных пока нет. И можно, конечно, махнуть на это рукой: ничего, скоро будут. Фигушки! Не будут. Не понадобятся.Брэдбери создавал свою антиутопию в 50-е годы (самое время расцвета американской технократии) по классическим лекалам. Придуманное им общество будущего — это, знамо дело, общество тоталитарное. Репрессивное. Жажда знаний и свободомыслие тут в буквальном смысле выжигаются огнем. Спектакль Шапиро исполнен пафоса, и это, как и у Брэдбери, антитоталитарный пафос. (Поверив в него, прекрасный артист Эльмо Ньюганен, исполняющий роль обратившегося пожарного Монтэга, вдруг впал на сцене в нехорошую крикливость.) Но парадокс в том, что общество бесконечного и бездумного потребления взрастает как раз не на тоталитарной, а на самой что ни на есть демократической почве. Самое страшное в стремительно глянцевеющей действительности — не насильственный, а совершенно добровольный отказ от умственных усилий и от работы души. Ни Буш-младший, ни Путин не закрывали библиотеки и книжные магазины. Не призывали телевизионщиков снимать идиотские мыльные оперы, не рекомендовали артистам сниматься в них, а гражданам — тратить на них свой досуг. Разве кто-то мешает обывателю смотреть не голливудскую дребедень, а артхаусное кино? Никто! Консьюмеризм и масскульт — это добровольное рабство. И они побеждают там, где — согласно главному завету демократии — правит большинство. Тоталитарные режимы устроены принципиально иначе. Они насаждают культуру и идеалы. Они сжигают (или запрещают) некоторую часть книжек, но любовь к другим прививают с детства. Читайте, падлы, "Песнь о нибелунгах". Учите, гниды, историю Древнего Рима. Слушайте Глинку, декламируйте Некрасова. Кто там считает, что Пушкин — не наше все? Петро-о-ов?! Ну ничего, мы его научим Пушкина любить. В демократическом обществе на место идеалов (плохих ли, хороших — неважно) заступает всесильный рейтинг. И если против тоталитарных идеалов можно бороться с помощью демократических идеалов, то борьба против рейтинга — это как раз борьба с демократическими идеалами. Сложная сия диалектика явно не ночевала в увлекательном романе Брэдбери. И уж тем более ее нет в очень искреннем спектакле Адольфа Шапиро. Его эстетика — это архаичная эстетика среднестатистического гражданственного спектакля сорокалетней давности. Его гражданственность — это гражданственность истинного шестидесятника, свято верящего в то, что спастись от гламура и масскульта можно так, как спасались когда-то от "совка", — взявшись за руки у костра, спев под гитару и почитав вслух слабое юношеское стихотворение Бродского "Пилигримы", которое сам автор, к слову сказать, упорно изымал из собрания своих сочинений. Пытаешься представить себе современных интеллектуалов у этого костра и ясно понимаешь: пилигримы — не мы, мы — не пилигримы. В борьбе масскульта и КСП за явным преимуществом, увы, победит масскульт.