Пресса
5:00
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Тетушка раскрыла тайну
Эдуард Графов
"Век" ,
04.02.2000
Известная мысль: «Для детей надо творить, как и для взрослых, но лучше»! Интересно, чем так уж мы хуже их? Тоже имеем право на приличное искусство. Но то, что для детей творить вольнее, если угодно, вольготнее, это несомненно.На спектакль-сказку «Тайна тетушки Мэлкин» в театре Александра Калягина я попал по семейным обстоятельствам, в качестве, так сказать, «внучатого зрителя». И сразу все понял — очень интересно! Понял еще до того, как на распахнутой сцене появились актеры.Любопытный случай, когда декорации диктуют не только облик спектакля. Своей находчивостью художник как бы предлагает мизансцены, то есть движение сюжета. Актерам есть куда деться — куда идти, где лукаво спрятаться. То есть где жить! А значит, и как жить.В спектаклях-сказках, кроме королевского трона и шикарных пологов, актерам обычно мало чего выпадает для существования. Тут же целый дворец нам явился, на его крыше вполне годится шалить. Даже привидению живется со всеми удобствами. И какие-то очень главные для течения времени огромные часы… Как говорят верящие во все дети: нарисуем, будем жить! Что и сделал художник Виктор Дургин. Прелестны и костюмы. За что детям надо благодарить художников Аллу Чернову и Оксану Винарчук.Все это не могло, конечно, возникнуть вне воли режиссера Алексея Серова. Он еще придумал и очаровательное «закулисье». Сбоку от сцены расположился огромный экран, и действие происходит как бы в «дополнительном» театре теней. Так не просто расширено пространство сцены, но расширено само действие. И согрето прелестным комизмом.Весел спектакль, конечно, и благодаря тексту. Поставлен он по пьесе Алана А. Милна, который подарил нам Винни-Пуха и его друзей. Но тут есть некоторый нюанс. Ну кто сомневается в том, что, например, обожаемый Винни-Пух «оживлен» для нас Борисом Заходером с полным правом на соавторство! А вы почитайте сказки Андерсена в прямом переводе. В них прекрасен классический замысел, но до чего же они длинные и, простите, нудные. Вот и не скажи спасибо Евгению Шварцу или Григорию Горину. Они не всего лишь «осовременивают» классиков, они дают их творению новую жизнь. Да и, скажем прямо, насыщают их своим изысканным и склонным к сатире юмором. В данном случае почтеннейшему Алану А. Милну помогла В. Ряполова.Актеры играют весело, свободно, с очевидным наслаждением. Не знаю, импровизируют ли они на сцене, но на репетициях спектакля импровизировали вне сомнений. Слышно же, что многие реплики возникали по ходу создания представления, они явно не «милновские». Актеры их привнесли из нынешней жизни, из нынешнего фольклора, и звучат они у них очаровательно «от себя». Получилось счастливое соавторство.Отменный спектакль, красивый, как старинная гравюра. Позволю себе перефразировать: для взрослых надо творить, как и для детей, но не хуже.