Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Советское совершенное

Наталья Витвицкая
VashDosug.RU , 09.06.2014

Постановки по текстам советских классиков — тренд сезона. Пьесы Володина, Арбузова, Розова идут на сценах ведущих московских театров — МХТ, Театра им. Пушкина, Табакерке, «Мастерской Фоменко». На днях к этому списку добавился театр Et Cetera. Премьера состоялась в небольшом Эфросовском зале. Судя по ажиотажу вокруг нее (на спектакль невозможно достать билет!), для «Старшей сестры» режиссера Владимира Скворцова больше подошла бы Основная сцена.


Пьесу Александра Володина «Старшая сестра» в театре ставят гораздо реже, чем «Пять вечеров» или «С любимыми не расставайтесь». Режиссеры утверждают, что «переплюнуть» эталонный фильм Георгия Натансона с Татьяной Дорониной в главной роли невозможно и не нужно. Владимир Скворцов, один из ведущих актеров (а теперь и режиссер) театра Et Cetera, все же решился на такой режиссерский поступок, выступив еще и соавтором музыкального оформления (основа «саундтрека» — песня Moon river из еще одного культового фильма «Завтрак у Тиффани»). Советское время в его спектакле изображено идеалистически. Детально воссозданы 60−70-е — мебель тех лет, театральные афиши, духи «Красная Москва», пластмассовые фигурки Деда Мороза и Снегурочки, пионерские галстуки и кружевные салфетки на столе… Ко всему этому авторы явно относятся с большой теплотой. Как, собственно, и к володинским героиням.


Жизнь двух сестер-сирот в спектакле как на ладони. Об их конфликтах, сомнениях и мечтах знают соседи, друзья, коллеги, весь двор и даже райком. Их дом как театральные подмостки, о которых так грезят и младшая сестра Лида (заметная работа недавней выпускницы Екатерины Егоровой), и старшая Надя (несомненная удача Марии Скворцовой). Монолог Белинского «Любите ли вы театр?» она читает не для приемной комиссии (как у Володина в пьесе), она обращается прямо к публике. Забывая слова, просит помочь ей. Так Скворцов еще больше провоцирует зрителя: страна была как семья, а люди как братья. Давайте ностальгировать вместе!


Старшая сестра в этом спектакле — очень простая, родная, своя. Никаких эффектных жестов или надрывных интонаций (играя в постановках по володинским пьесам, актрисы легко скатываются в мелодраму). Она поступает так, как считает правильным, — жертвует своим счастьем ради младшей Лиды. Не идет учиться в театральный вуз, чтобы Лида смогла закончить школу. И запрещает ей выйти замуж за любимого человека. Потом признается, что совершила ошибку, — младшая сестра остается одна, а она сама по-прежнему мечтает о театре.


Открытое любование советским идеалом человека, возможно, кому-то придется не по вкусу. Но это, пожалуй, единственное, что можно ставить в вину режиссеру. Спектакль — абсолютная классика. Он подробно продуман, отлично сыгран и — что самое главное — у него внятный (хотя и несколько сомнительный) посыл: в те годы, несмотря ни на что, люди были честнее, открытее, простодушнее. Умели любить, дружить и жертвовать.