Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Счастливый конец опасной истории
Анна Чепурнова
«Вечерняя Москва» ,
11.12.2013
В апреле следующего года весь мир празднует 450-летие со дня рожденияУильяма Шекспира. Московские театры загодя готовятся к этой дате. В этомсезоне уже вышли два спектакля «Отелло» (в Вахтанговском театре и в«Сатириконе»), «Укрощение строптивой» в Государственном Театре Наций, «Мера замеру» в Театре имени Пушкина.Не мог оставить без внимания этот юбилей и главный режиссер московского театраEt Cetera Роберт Стуруа. Ведь его во всем мире по праву считают одним изсамых интересных интерпретаторов великого английского драматурга. ПьесыШекспира он ставил многократно в нашей стране и за рубежом. А его спектакль«Гамлет» на сцене лондонского театра «Риверсайд Стьюдиоз» в 1992 году даже былвнесен Международным Шекспировским обществом в десятку лучших мировыхпостановок этой трагедии за полвека.Ранняя пьеса Шекспира «Комедия ошибок», пожалуй, видит сцену реже, чеммногие другие произведения этого автора. Однако Роберт Стуруа в 1992 годууже ставил по ней спектакль в Финляндии. Он, по словам режиссера, былчрезвычайно удачен, но в этом сезоне в Москве Стуруа не повторил свою прошлуюпостановку, но интерпретировал пьесу по-новому.Актерский ансамбль в нынешнем спектакле получился на редкость слаженным.Игра актеров доставляет удовольствие. В особенности это касается ВладимираСкворцова, исполнившего роли двух главных героев-близнецов. Один у неговышел поэтом, другой – прагматиком. Более романтичный брат на сцене испытываетпотрясающую гамму чувств - одновременно и упоение жизнью, и страх перед нею. Изего уст звучит начало монолога Гамлета – актер произносит его по-немецки. Вдругой сцене герой Скворцова напоминает Отелло - в порыве страсти он бросаетсяна девушку, в которую влюбился, с табуреткой в руках. А она, в свою очередь,говорит, что близка к безумию, и невольно вызывает мысль об Офелии.Эти режиссерские находки, отсылающие нас к трагедиям Шекспира, отнюдь неслучайны. Для Стуруа «Комедия ошибок» - это пьеса, дающая повод не толькопосмеяться, но и поговорить на очень серьезные и отнюдь не забавные темы.Например, о том, как причудливо Судьба играет жизнью человека. И как страхслужит причиной того, что люди теряют разум, и не могут разобраться в том, чтопроисходит с ними в реальности.Роберт Стуруа создал для спектакля свою сценическую редакцию пьесыШекспира, впрочем, максимально приближенную к оригиналу. Место действия пьесы вспектакле сохранено – этогород Эфес. Но одеты герои по европейской моде 30-х годов прошлого века. Амногое из происходящего на сцене и вовсе воспринимается как события из нынешнейжизни. Особенно любовная часть сюжета, в которой состоятельный муж, имеяжену-красавицу, не считает зазорным «сходить налево». А супруга (прекраснаяработа Ольги Котельниковой), в свою очередь, скучает, носит роскошные платьяи с большим удовольствием закатывает сцены ревности.Да иполитические реалии не кажутся нам чем-то жутко далеким, нечто подобноепериодически повторяется в истории. Два города враждуют, один брат отправляетсяискать другого в «стан неприятеля», и боится там своей собственной тени, потомучто находится в этом месте, так сказать, нелегально. А для их отца поискивзрослых детей и вовсе едва-едва не заканчиваются смертной казнью. И толькосчастливое стечение обстоятельств избавляет родителя от гибели, а одного изсыновей – от диагноза «безумие». По мнению Роберта Стуруа, Шекспир в своейпьесе говорит нам, что все же судьба не так зла. И никогда не надо терятьнадежду на чудо, которое может свершиться в самые роковые минуты и подаритьопаснейшей истории развязку, зовущуюся в современном мире «хэппи эндом».