Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Ошибочка вышла
Анна Чужкова
Газета «Культура» ,
19.12.2013
Режиссер за свою карьеру поставил шестнадцатьспектаклей по Шекспиру. Не поставить семнадцатый— к юбилею великогобарда — было бы странно. Поставив три года назад в Et Cetera последнюю пьесуШекспира — «Бурю», он возвращается к одной из первых — беззаботной,радостной, на удивление простой.«Комедия ошибок» родилась из плавтовских«Менехмов». Шекспир добавил к сюжету калейдоскопической симметрии, получилосьеще менее правдоподобно и еще более смешно. В семье купца Эгеона (ВячеславЗахаров) родились двойняшки. У бедняков по соседству на свет тоже появилисьблизнецы. Нищие мальчики стали слугами купеческих детей. Однажды в путешествииих застала буря. После кораблекрушения семью разбросало по свету. Теперь двепары близнецов бродят по миру, ищут друг друга и родителей, а случайноочутившись в одном городе, вводят всех в заблуждение.Обоих купеческих отпрысков играет ВладимирСкворцов(*). Даже удивительно, почему Антифолоса Эфесского принимают заСиракузского и наоборот — настолько удачно перевоплощается актер. Правда, востальном постановка натуральностью не страдает.Здесь властвует счастливый случай, превращая жизнь вкарнавал. За это слово Стуруа ухватился вновь, превратив спектакль вбезудержный фарс. Говоря о почерке режиссера, часто употребляют слово клоунада,но вместе с прилагательным «грустная». На этот раз обошлось без привкуса тоски.Здесь задействован почти такой же актерский состав,как в «Буре». Кстати, и место действия — красно-золотые стены Эфеса,забрызганные краской— напоминает тот спектакль, правда ярко расцвеченный.Только волшебнику Просперо — Александру Калягину — места в комедии ненашлось. Надо сказать, и привычной туманной образности в спектакле сталозначительно меньше. Притчевость языка Стуруа среди ярких комедийных красок,положенных крупными мазками, стала незаметной. Здесь все на повышенных тонах,без оттенков и намеков. Когда признаются в любви — кричат, когда сообщаюттайну— тоже кричат. Картинно падают в обморок, ходят танцующей походкой,патетично вскидывают руки, пучат глаза и широко разевают от удивления рты. Имузыка начинает играть обязательно в момент поцелуя. А вот привычной загадкиСтуруа среди этой избыточной театральности не видно.Все выглядит картонным, как в игрушечном домике, агерои напоминают заводных кукол. Режиссер постоянно пытается выйти за рамкиспектакля. Вот невесть откуда взявшийся на сцене мальчишка (ЕкатеринаЕгорова) объявляет первый акт или прерывает действие, заставляя актеровзаново проиграть сцену. А потом, переодевшись в администратора, и вовсеобъявляет, мол «кина не будет, электричество кончилось»: не работают низанавес, ни освещение, театр закрывается. Но вычурность, раздражающаянеестественность происходящего на сцене не позволяют втянуться в действиенастолько, чтобы удивиться таким виражам. Зато в финале брови сами ползутвверх, когда счастливую развязку иллюстрирует старомодная общая песня, как изновогоднего шоу, и почему-то о вечном спасении.