Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

О чем волнуются подруги?: "Всё о женщинах" в театре Et Cetera

Зоя Апостольская
Российская газета , 13.11.2015
В театре Еt Сеterа - первая "стипендиальная" премьера. Три года назад Александр Калягин учредил премию имени Анатолия Эфроса - ее присуждают лучшим студентам ГИТИСа. Тем, кто получает ее трижды, дают возможность поставить спектакль в Эфросовском зале Еt Сеterа. Первый счастливчик уже есть - это Виктория Печерникова, выпускница мастерской Олега Кудряшова.

Подумывать о пьесе она начала еще два года назад, на всякий случай. К моменту, когда появилась возможность ставить спектакль, режиссер уже и актрис выбрала, и литературный материал. Взялась за комедию "Всё о женщинах" хорватского драматурга Миро Гаврана. В самом названии заложена доля кокетства - автор даже не думает претендовать на научную глубину исследования темы, он просто дает зарисовки, сценки из жизни.

Виктория Печерникова текст доработала... ну, не напильником, конечно, а пилкой для ногтей: сократила объем, добавила персонажей. Все новеллы связала красиво, "с накидом" - героини друг другу или родственники, или соседи, причем неочевидные и необязательные. Как в жизни. Все крепко связаны одной нитью - и никто не может договориться. Ни с кем. Никак. В детском саду девочки воюют из-за Бари и мам, в доме престарелых - из-за ухажеров и конфет. Сестры бьются из-за мужчины, подруги - из-за подруги.

У каждой актрисы здесь, как у настоящей женщины, по две, а то и по три роли. Маски меняют быстро - из новеллы в новеллу они вытаскивают себя буквально за волосы. Новый парик, и вот она - новая внешность, новая сущность. За собой, кстати, все героини убирают сами: уносят реквизит, двигают мебель, накрывают на стол. Быстро, незаметно, очень по-женски.

В программке этого спектакля вообще мужчин раз-два и обчелся. В дамском клубе и художник-сценограф, и композитор, и хореограф. А когда в пьесе только девушки, то стоит заранее поискать пятый угол. И он есть. Пространство спектакля выстроено просто и работает очень эффективно - часть сцены таранит зрительный зал, физически рушит "четвертую стену". Хотя здесь и третьей-то нет - у комнаты-подиума всего две стены, и они расположены под углом 90 градусов к публике. Получаются три зоны - одна "домашняя", в центре, и две внешние, по краям. На окраинах - территория заведений, здесь детский сад, дом престарелых, кафе и кладбище. Там происходит все, из-за чего потом непременно что-нибудь случается. Последствия разыгрываются уже в центре, в квартирной зоне. Жизнь социальная наглядно отражается в жизни личной. Жанр у спектакля, по определению его создателей, сложноподчиненный: "хроника повседневности одного московского двора времен секретной корейской войны".

О чем говорят женщины? О том, кто во что одет на похоронах. О том, как можно увести мужчину у сестры. О том, что такое женская дружба. О том, придет ли мама на утренник. И том, дадут ли булочку, если отказаться от выступления в доме престарелых. Эти девчонки сделаны из тапочек с мехом и украденных конфет, из косметики и протекающей сантехники, из отпусков и кафе... Они оттягивают уголки век, чтобы лучше разглядеть чек. Они разговаривают в кафе, уткнувшись в телефон, чтобы выказать презрение к собеседнице. Они пытаются помирить дочерей, сталкивая их лбами. Они воюют за место погибшей заклятой подруги.

При этом всё объяснимо. Всё понятно. Всё о женщинах.

У того же Миро Гаврана, кстати, есть зеркальная пьеса - "Всё о мужчинах". Тоже без претензии на полноту. Тоже калейдоскоп. Может, если свести их на сцене вместе, получится бинокль?