Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
«Ничего себе местечко для кормления собак»: шок на ровном месте
Наталья Витвицкая
«Ваш Досуг» ,
01.10.2012
От этой премьеры слишком многого ждали — заранее назвали событием театрального сезона и, наверное, премии распределили между авторами: режиссером Робертом Стуруа, актером Александром Калягиным и мало кому известным драматургом Тарико Нуи. Но не сложилось. Слишком невнятной оказалась пьеса и вторичными — режиссерские приемы. И если бы не всесокрушающая харизма худрука Et Cetera, кроме как нелепой неудачей этот спектакль назвать было бы нельзя. К счастью, Калягин в роли Просперо из будущего в спектакле присутствовал, и смотреть на него было удовольствием. В «обязанности» его странного героя — всесильного старика-торговца оружием, входило не только развлечение чокнутых гостей: невесть откуда взявшихся парня-самоубицы и женщины (Наталья Благих), жаждущей мести, — но и регулярные презентации сентенций собственного производства. И пусть все его изречения на откровения никак не тянули, но зато как они были произнесены! Ровным счетом ничего не понимающая в сюжете публика довольно улыбалась, глядя на странного замшелого старика, возомнившего себя богом. Внешне герой также был странен — в мятых штанах, вязаной жилетке, черных очках кота Базилио и с тростью в тяжелой руке. А место его обитания и того странней: жуткий заброшенный кинотеатр на пустыре, старенькое пианино, редкие кресла, похожие на могилы, агрессивный свет фонарей, мусорные баки и грязь... Очевидно, что режиссер Стуруа повторил здесь свой собственный прием — разговор со зрителем посредством спектакля-притчи. В притче, как известно, сюжет играет второстепенную роль, как и характеры действующих лиц. Притча — это загадка с обязательной нравоучительной разгадкой в конце. Беда в том, что пьеса Тарико Нуи притчей стать не может по определению. Слишком мало в ней глубины и совершенно нет мудрости. Эдакая претензия на символичный, плотно нашпигованный афоризмами и аллегориями текст. Пустырь окружен стаей диких собак, парень-самоубийца откладывает пистолет и умоляет Старика сделать его своим псом...Объяснить хотя бы эти две нелепости можно как угодно. А можно никак не объяснять. Самое главное — отсутствие в этом тексте сверхзадачи, посыла. Что хотел сказать автор, а вслед за ним и режиссер? В программке предумосмотрительно напечатана «версия» последнего. Оказывается, спектакль — об апокалипсисе, который... уже наступил: «Мы думали, что XXI век будет какой-то идиллический, всё будет в порядке. И вдруг выяснилось, что нет. По-моему, этот век страшнее, чем страшный XX-й». Старик-Калягин, по всей видимости, торгует смертью, а мужчина и женщины — последние, кто еще не готов жить в мире, где все продается и покупается. Банально, не правда ли? Впрочем, повторюсь, этот спектакль длительностью час с небольшим можно «расцветить» любой философией: настолько аморфной и безжизненной кажется драматургическая «масса». И настолько удивительны мысли великого режиссера: Стуруа явно увидел в тексте больше, чем там есть на самом деле.