Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Калягин «подавляет и возбуждает»
Любовь Лебедина
"Труд" ,
01.02.2007
Александр Александрович Калягин, бесспорно, сам себе режиссер. Режиссер своей судьбы, своей творческой биографии, Союза театральных деятелей России, который возглавляет. А теперь он еще и режиссер спектакля о… Сан Саныче Калягине, в котором, естественно, сам играет главную роль.В последнее время жизнь подсовывает мэтру одну подлянку за другой. То желтая пресса выясняет его интимные отношения с прекрасным полом, из-за чего приходится судиться, то пенсионеры жалуются президенту Путину, мол, оградите нас от этого «захватчика», решившего оттяпать себе Дом ветеранов сцены в Петербурге.Впрочем, этих малоприятных эпизодов нет в спектакле по пьесе Максима Курочкина «Подавлять и возбуждать», написанной на основе наблюдений за жизнью любимца публики. Зато есть другое — внутренние терзания большого актера, комплексующего по поводу собственного таланта, который может в любой момент угаснуть. Ведь это как лампочка, перегорела — и нет света. И жизнь — это театр. И не только потому, что все люди в ней актеры. Но еще и потому, что после каждого спектакля закрывается занавес, а другого спектакля может и не быть. Кому, как не Калягину, которого дважды увозили с инфарктом в больницу, знать об этом. Время от времени артист обращается к залу с монологами, содержащими животрепещущие вопросы отечественного искусства. Например, что делать с современным театром с его засильем голубых; с телевидением, где ему стыдно выступать, поскольку это «гомноящик». Также выясняется, что герой спектакля — ярый противник «сладких» интервью с вопросиками типа «где отдыхали», «что ели».Все вместе это напоминает исповедь Платонова из «Механического пианино». Только состарившегося и обзаведшегося круглым животиком. Герой пьесы предстает отнюдь не обаятельным и душевным, а издерганным, «затраханным» бесконечными просьбами человеком, не знающим, что делать с очередной хищницей, как забыть чистую любовь к дочери друга, сомневающимся, способен ли он еще оставаться искренним, если вокруг все играют. А ведь он не хочет играть, он хочет понять, как могли пропустить в XXI век подлецов, лизоблюдов, бездарей и так далее. Одним словом, сплошные нервы. Не жизнь, а скачки с препятствиями.Трудно сказать, что в пьесе Курочкина основано на подлинных словах и переживаниях Александра Калягина, а что — всего лишь художественный вымысел. Я, честно сказать, мало что поняла во всем этом сумбуре, чем-то отдаленно напоминающем прозу жизни известного артиста. Зачем так много пустых и банальных слов? К чему все эти навороты с неким загадочным другом, которого он ненавидит и который так и не появляется на сцене? И почему актеру, если следовать логике героя, надо обязательно «подавлять» и одновременно «возбуждать» себя? Сказали бы проще: господа артисты, займитесь аутотренингом и не употребляйте много спиртного. Вот, например, Александр Калягин если и выпьет, то одну рюмочку «Хенесси» для расширения сосудов.Словом, создается ощущение, что Калягин, с одной стороны, попытался открыть свою душу перед зрителями. Но с другой — сделал это так, чтобы никто ни о чем не догадался, не сделал никакого вывода, кроме разве того, что живется ему нелегко и он по-прежнему озабочен судьбой русского театра.