Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Как во времена Мольера

Наталия Балашова
"Московская правда" , 20.02.1996
Новый Арбат, 11, — таков отныне адрес Театра “Et Сetera”, руководимого Александром Калягиным. И хотя бывший конференц-зал бывшего правительственного учреждения еще не очень соответствует настоящему театральному помещению (отсутствуют гардероб, буфет, не оборудовано фойе, уже не говоря о том, что у театра нет отдельного входа и зрители идут на спектакль в общей толпе посетителей многочисленных контор, офисов, управлений, расположенных на различных этажах «высотки»), все равно это уже великое счастье иметь свою крышу над головой. Не оборудовано еще и закулисное пространство: одна гримерная на всю труппу, одна общая комната для административно-хозяйственной службы театра, даже у художественного руководителя нет не только отдельного кабинета, но просто-напросто собственного рабочего места. Зато к вселению в свой новый дом подготовлена и сыграна премьера «Лекаря поневоле» — прелестного фарса Ж. -Б. Мольера, написанного ровно 330 лет назад, в пору версальских постановок великим французским драматургом и актером своих комедий, балетов, столь любимых «королем-солнцем» — Людовиком XIV. Отсюда и форма, стиль, образное решение «Лекаря поневоле», избранные его постановщиком Александром Калягиным, художником Виктором Дургиным, балетмейстером Вероникой Лебединской и Аллой Черновой, одевшей актеров в стилизованные под мольеровскую труппу, но несколько утрированные костюмы. Даже цирковые трюки наличествуют в постановке, придуманные Виталием Довганем. А чтобы окончательно убедить зрителей в соответствии стилистики спектакля его далекому предшественнику, в финале на задник-экран даются проекции старинных гравюр, запечатлевших актеров XVII века и далее, вплоть до исполнителей «Лекаря поневоле» наших дней. Да и начинается представление с веселой суматохи актеров, на наших глазах облачающихся в сценические костюмы и тем самым дающих нам прямой намек не ждать жизненного правдоподобия от происходящего, а вместе с ними включиться сразу же в озорную игру, допускающую импровизацию, шарж, пародию. Ну, действительно, где это видано, чтобы молодая женщина ходила «колесом» на глазах у своих соседей. А в спектакле это оказывается вполне оправданным донельзя неуемным характером Мартины (Ирина Шеламова), жены злосчастного Сганареля (Владимир Симонов), по ее же, Мартины, злокозненному наущению вынужденного стать «лекарем поневоле». Правда, Сганарель очень быстро входит во вкус своей новой «профессии», ловко дуря окружающих и не забывая сорвать при случае приличный куш с доверчивых простаков. И уж чего только он при этом не придумывает, сам во всю забавляясь неожиданно свалившейся на него ролью. К сведению зрителей: первым исполнителем роли Сганареля был сам Мольер, а премьера состоялась 6 августа 1666 года в Королевском театре Пале-Рояль. Надо отдать должное актерам. Все они, начиная с главного героя, играют живо, увлеченно, весело, иной раз, может быть, даже слишком затягивая чисто игровой момент. В старинной итальянской народной комедии масок — комедии дель арте, — отголоски которой находим мы у Мольера, немалую роль играли так называемые «лацци» — буффонные трюки, исполняемые, как правило, слугами («дзанни») для вящего увеселения публики. Немалое число таких лацци, дающих актеру право на импровизацию, наличествуют и в «Лекаре поневоле». Отсюда и переборы в притворном битье Сганарелем непокорной жены, его «лацци» с откупориванием бутылки, игра со шляпами, танец Сганареля на скамейке с бесконечными падениями на пол… Но все — и даже смех — хорошо в меру. Смешного в спектакле хватает и без натяжек. Сам сюжет то и дело ставит героев в комические ситуации, заставляет выпутываться из нелепых положений. На веселый лад настраивает зрителей и оформление спектакля. Чего стоит один пухленький амур на консоли в рыжем парике, с огромным клистиром вместо привычных лука и стрелы. А какие головные уборы на женщинах: то клетка с попугайчиком, то плетеная корзина с сидящей в ней курицей! После драматических и психологически очень сложных ролей в спектакле «За горизонтом» О'Нила, где Екатерина Редникова сыграла Рут, а Алексей Осипов Роберта (за которого был удостоен звания лауреата 1-го фестиваля «Московские дебюты» в 1995 году), молодые актеры на этот раз предстали в острохарактерных образах кормилицы Жаклины и манерного Леандра, возлюбленного юной Люсинды (Татьяна Веселова) — девушки с независимым характером, готовой вступить в борьбу за любовь со своим вздорным папашей Жеронтом (Анатолий Грачев). А. Калягин смело пробует своих молодых актеров в разноплановых ролях вплоть до того, что Людмила Дмитриева и Татьяна Владимирова играют в «Лекаре поневоле» крестьянина Тибо и его сына Перрена: женщины — мужчин. И весьма неплохо. Кстати, Тибо в свою очередь с Л. Дмитриевой играет сам А. Калягин. В полном соответствии с формой и духом спектакля сделана и его программка: с золотым тиснением на обложке и забавными фигурками персонажей «Лекаря», с письмом-обращением к зрителям А. Калягина, выдержанным в стиле мольеровских времен, с исторической справкой обо всех занятых в спектакле актерах. Может быть, кому-то это покажется пустяком, но и пустяк свидетельствует о культуре театра и его заботе о тех, кто сидит в зрительном зале. Итак, новоселье Театра “Et Сetera” и его премьера состоялись. Запомните адрес: Новый Арбат, 11.