Подписка на новости
Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Игра любви и случая

Екатерина Дмитриевская
"Экран и сцена" , 28.02.2000
Сюжет пьесы Алана А. Милна «Гадкий утенок» из разряда вечных, бродячих. Более всего он напоминает «Игру любви и случая» Мариво. Принц-жених, подъезжая к королевству невесты, меняется костюмом со своим слугой. Он, разумеется, не знает о том, что родители Принцессы, считающие дочь дурнушкой, решили подменить невесту, ее роль должна сыграть хорошенькая служанка Дульчибелла.Театр “Et cetera” выбрал для детского спектакля неизвестную пьесу, изящную и остроумную, что само по себе интригует. Родитель и ребенок не знают, как будут развиваться события — редкий случай в повседневной практике. Правды ради скажем — пьеса подверглась серьезным изменениям. Приглашенный из Петербурга режиссер Алексей Серов достаточно вольно адаптировал текст, сообразуясь с необходимостью расширить аудиторию спектакля. Маленькая интеллектуальная сказка оказывается внятной и дошкольнику. Доступность в данном случае не означает грубой прямолинейности. А. Серов ищет зрелищную форму, он сочиняет театральную фантазию на тему пьесы.Режиссер придумал спектаклю новое название «Тайна тетушки Мэлкин». Он дал жизнь двум внесценическим персонажам пьесы, в частности, той самой тетушке, играющей роль Ведущей, Сказочницы. Образ получился несколько условным, но вполне театральным. Чего стоит один головной убор Мэлкин, заставляющий вспомнить тышлеровские портреты.На сцене ширма-замок, центральная башня замка украшена часами (художник Виктор Дургин). В прологе за тюлем движутся по кругу фигуры как деревянные скульптуры в башенных часах. В известном смысле все представление похоже на ожившие картинки, персонажи кажутся сошедшими со старинных готических витражей. В нарядных костюмах королевских особ и придворных (художницы Алла Чернова и Оксана Винарчук) сочетаются чистые синие, зеленые, красные тона.Готический стиль, взятый за основу, одомашнен и согрет юмором. Короны из горностая у Короля и Королевы снабжены модными сегодня ушками. С ушек Короля свисают тесемки. С порталов на нас смотрят лев и единорог — любимые персонажи средневековых гобеленов. Единорог оказывается прирученным служанкой Дульчибеллой — в одной из сцен Лжепринцесса восседает на сказочном звере, покрытом разноцветной полосатой попоной. Живописные планы время от времени сменяются графикой. В правом углу сцены располагается «теневой театр». Там на волшебном экране разворачиваются интермедии, в них пересказывается сюжет сказки.Режиссер и балетмейстер (Сергей Грицай) нашли верный способ существования артистов, которые не играют, а откровенно ПОКАЗЫВАЮТ сказку. Язык пластики, позы, жеста освоен исполнителями. Когда-то до революции критики любили писать: «артист X. был необыкновенно картинен». Особенно КАРТИННА в «Тайне тетушки Мэлкин» Наталья Благих — Королева, каждый ее жест осмыслен, красив и одновременно ироничен. Основные персонажи спектакля решены в жанре комедии дель арте, из-за маски выглядывает артист, который посмеивается над своим персонажем.Спектакль изобилует забавными лацци, лучшая из сцен — урок Короля (Владимир Скворцов) Дульчибелле, — он учит неотесанную служанку хорошим манерам. Марина Чуракова (Дульчибелла) пытается следовать советам Короля, но все усилия учителя пропадают зря, ученица уморительно вульгарна. В конце концов Король затыкает рот Дульчибелле современным круглым леденцом на палочке. По счастью мелкие аллюзии не портят спектакль. Ученик лучника Эг (второй придуманный режиссером персонаж) вместо лука вооружен рогаткой. Незадачливый возлюбленный служанки Эг, как и неповоротливый, нелепый слуга Карло в исполнении Николая Молочкова и Алексея Осипова отменно смешны и одновременно трогательны.Как и положено в комедии дель арте, без маски выступают влюбленные — Принц и Принцесса. Режиссер с самого начала не верит в некрасивость героини. Принцесса (Мария Скосырева) — дикарка с угловатой пластикой (нечто среднее между Маленькой разбойницей и Пеппи Длинныйчулок). Художницы придумали ей смешной паричок-гнездо, нахлобученный на глаза.Принц (Александр Жоголь), он и в одежде слуги Принц. Роковая встреча решена как танец, причем Принцесса выезжает на сцену на роликовых коньках. Казалось бы, прием не нов. Но ролики помогут героине летать по сцене, превращение Принцессы в красавицу происходит в танце. Любовь делает дикарку прекрасной Галатеей.«Тайна тетушки Мэлкин» — спектакль о любви, о том, что только влюбленный способен увидеть подлинную красоту. Главная тема не тонет в изобретательном, пестром, музыкальном (композитор Владимир Дашкевич), динамичном зрелище. Быть может, еще и потому, что приглашенный режиссер сумел влюбить новых для него актеров в общую работу.Рождение спектакля — таинственный акт. Можно ухлопать на постановку кучу денег и массу сил, а в результате получить всего лишь разочарование. В «Тайне тетушки Мэлкин» игра любви и случая привела театр “Et cetera” к удаче. Молодые актеры получают очевидное удовольствие от пребывания на сцене, довольны и зрители от мала до велика.