Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Главное - жить "не хуже людей"
"Подмосковные известия" ,
14.11.1997
В театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина – новая премьера по комедии А.Островского «Старый друг лучше новых двух». Осуществил постановку очень одаренный режиссер, которого мы хорошо знаем по двум отличным работам в Российском академическом молодежном театре, Владимир Богатырев («Жизнь впереди», «Поллианна»). Поставил в очень неожиданном для его привычного стиля ключе: это психошоу с элементами модерна, прекрасно оформленное художником В.Дургиным; шоу, полное ярких эксцентрических находок, умной коррекции отдельных сцен и диалогов великого драматурга. Но тут надо учесть вот что: Богатырев, на сколько я могу судить по его предыдущим московским премьерам. Обладает незаурядным даром драматурга, и старая, в общем-то совершенно забытая пьеса Островского обрела в его руках особый. Остросовременный смысл ( правда, местами не хватает действию тепла), но ничего не потеряв в авторском замысле и авторской интонации. Действительно, как все сиюминутно, когда, к примеру, молодые девушки без любви стремятся захватить того или иного парня, потому что тот хорошо устроен и при деньгах. Сиюминутно и желание парней при чине и небольших, но все-таки деньгах «подхватить» богатую невесту и непременно из благородных. И все это, разумеется, без любви, а так, из желания жить «не хуже людей». «Старый друг лучше новых двух» – из «Картин московской жизни», правда, шестидесятых годов прошлого века. Типы и ситуации узнаваемы, и проблемы – ну действительно прямо из сегодняшнего дня. А при этом постоянно подчеркивается, что мы все-таки имеем дело с Островским. Это видно в созданных актерами характерах. Отмечу Ореста – В.Скворцова, Татьяну Никоновну – Т.Владимировой, Прохора Васютина – А.Осипова. Актерские удачи, как видите, есть, но главное здесь в том, что спектакль интересен и волнует, – это работа В.Богатырева и В.Дургина. Да герои комедии, кроме разве лишь удивительной мамаши героини – невесты Оленьки (Т.Владимирова), не стремятся изначально к жизни по принципу «по одежке протягивай ножки». Они, как замечает та же мамаша, «не могут жить без кляузов», а ежели еще и у кого из них характер, как у Прохора (он сам признается), «такой путаный», то обвести вокруг пальца запросто можно. Как и удается мещанке Оленьке (Т.Веселова) в конце концов удовлетворить свой каприз – выйти замуж за «устроенного» чиновника Прохора. Тут, повторяю, речь не о любви. Горько… Но еще горше в финале, когда, по сути, начинается радостная всеобщая пьянка (это, как понимаю, додумка В.Богатырева, и очень удачная), которой, видимо, станет, перемежаясь со склоками и изменами, жизнь Прохора и Оленьки. И, к сожалению, если посмотреть шире, то не только их. И не только 150 лет назад…