Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Александр Калягин побил рекорды, сыграв в 75 лет молодого Хлестакова
Марина Райкина
Московский комсомолец ,
01.06.2017
В театральной Москве появился «Ревизор», который бьет рекорды как минимум по двум позициям: бессмертную комедию Гоголя из четырех актов дают в полтора часа, а молодого проходимца Хлестакова играет 75-летний актер. Такова версия режиссера Роберта Стуруа, преподнесшего своему давнему другу Александру Калягину подарок — роль Хлестакова.
Сцена впечатляет: она пуста и сжата с трех сторон стенами с глазницами пустых окон. В каждой стене их по 16. С одной стороны, очень напоминает сохранившуюся стену Папского дворца в Авиньоне (кто бывал, тот непременно видел сей исторический памятник, в котором до сих пор играют главные спектакли главного театрального фестиваля Франции). С другой — мертвый дом, в высоких и красивых окнах которого никто не покажется. Впрочем, так кажется только поначалу.
Абсолютно классическое начало: «Господа, я пригласил вас с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие…» Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский молодцеват, подтянут, импозантен. Расхаживает в расшитом золотом по низу черном халате с широкими обшлагами. Его играет Владимир Скворцов, замечательный актер, которого еще относят к молодому поколению. На фразе «к нам едет ревизор» сценический мир вздрагивает тревожной музыкой, световыми проблесками. Мистичность надвигающегося события закрепляет женская фигура в черном. Кривобокая, горбатая богомолка является к гоголевским персонажам, сбившимся в испуганную кучку, — знакомые до боли попечитель богоугодных заведений Земляника, судья Ляпкин-Тяпкин, смотритель училищ Лука Лукич. Тут же почтмейстер на высоких ножках, точно насекомое какое. Ну и до кучи явятся Бобчинский с Добчинским и объявят, что в трактире остановился важный чиновник. Далее — по тексту.
Удивительное впечатление от этого «Ревизора» — шахматная партия с неожиданными ходами, интригой, высококлассной игрой. Гроссмейстер Стуруа не может позволить себе ошибиться даже на миллиметр, поэтому чуть ли не каждый жест каждого персонажа (не только главных) как будто прописан и просчитан. Ничего лишнего, никакой свободы и импровизации. Люди-роботы в данном случае лучше просто людей воплощают тот самый миф о русской жизни, который, кажется, никогда не кончится. Глава города, чиновники, проходимцы, что выдают себя за особо важных персон. Их типы и поведение неизменны, разница лишь в нюансах времени. Бессмертные в бессмертной комедии.
Стуруа отлично слышит и чувствует время — его жесткость, лишающую жизнь свободы и превращающую людей в бесчувственные автоматы. Чувствует религиозное безумие, богомольную крайность, невесть откуда взявшихся у убежденных атеистов, что так точно воплощает та самая кривобоко-косорылая Авдотья в черном — как черная птица кружит по сцене. Он гонит текст Гоголя, оставляя за скобками целые картины и приводя зрителя к результату — «лаборданс, лаборданс…».
Но все, конечно, ждут разрешения главной интриги: выхода Хлестакова в исполнении Александра Калягина. Он не выходит — его вывозят на инвалидном кресле. Вконец руинированный Иван Александрович Хлестаков слабым голосом жалуется, что хозяин гостиницы плут и не кормит его. Реакции «пациента» снижены, эмоциональные оценки почти на нуле. Даже когда жизнь его в уездном городе N наладится и он, уже в статусе чиновника из Петербурга, съедет в дом городничего, мало что изменится в облике. «Хороший был завтрак», — найдет в себе силы проскулить он. Без особой эмоции и к хорошенькой дочке городничего: при ее цветущем виде он засыпает, похрапывая, и даже эротичное кружевное белье, бесстыдно продемонстрированное женой городничего, нисколько не потревожит такого Хлестакова. Бессмертный для России образ уже почти истлел, но непобедим ни временем, ни социальными переменами. Александр Калягин в свой юбилейный год виртуозно представил гоголевского героя. Браво, мастер!
То же самое заслужило его окружение — Владимир Скворцов, Наталья Благих (Анна Андреевна), Кристина Гагуа (Марья Антоновна), Григорий Старостин (Осип), Евгений Шевченко (почтмейстер), Артем Блинов (Земляника), Федор Бавтриков и Андрей Кондаков (Бобчинский и Добчинский) и, конечно же, Елизавета Рыжих (Авдотья в черном). Выход спектакля и юбилей главного артиста и худрука «Еt Сetera» отметили выпуском юбилейных марок с изображением лучших ролей Александра Калягина.
Сцена впечатляет: она пуста и сжата с трех сторон стенами с глазницами пустых окон. В каждой стене их по 16. С одной стороны, очень напоминает сохранившуюся стену Папского дворца в Авиньоне (кто бывал, тот непременно видел сей исторический памятник, в котором до сих пор играют главные спектакли главного театрального фестиваля Франции). С другой — мертвый дом, в высоких и красивых окнах которого никто не покажется. Впрочем, так кажется только поначалу.
Абсолютно классическое начало: «Господа, я пригласил вас с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие…» Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский молодцеват, подтянут, импозантен. Расхаживает в расшитом золотом по низу черном халате с широкими обшлагами. Его играет Владимир Скворцов, замечательный актер, которого еще относят к молодому поколению. На фразе «к нам едет ревизор» сценический мир вздрагивает тревожной музыкой, световыми проблесками. Мистичность надвигающегося события закрепляет женская фигура в черном. Кривобокая, горбатая богомолка является к гоголевским персонажам, сбившимся в испуганную кучку, — знакомые до боли попечитель богоугодных заведений Земляника, судья Ляпкин-Тяпкин, смотритель училищ Лука Лукич. Тут же почтмейстер на высоких ножках, точно насекомое какое. Ну и до кучи явятся Бобчинский с Добчинским и объявят, что в трактире остановился важный чиновник. Далее — по тексту.
Удивительное впечатление от этого «Ревизора» — шахматная партия с неожиданными ходами, интригой, высококлассной игрой. Гроссмейстер Стуруа не может позволить себе ошибиться даже на миллиметр, поэтому чуть ли не каждый жест каждого персонажа (не только главных) как будто прописан и просчитан. Ничего лишнего, никакой свободы и импровизации. Люди-роботы в данном случае лучше просто людей воплощают тот самый миф о русской жизни, который, кажется, никогда не кончится. Глава города, чиновники, проходимцы, что выдают себя за особо важных персон. Их типы и поведение неизменны, разница лишь в нюансах времени. Бессмертные в бессмертной комедии.
Стуруа отлично слышит и чувствует время — его жесткость, лишающую жизнь свободы и превращающую людей в бесчувственные автоматы. Чувствует религиозное безумие, богомольную крайность, невесть откуда взявшихся у убежденных атеистов, что так точно воплощает та самая кривобоко-косорылая Авдотья в черном — как черная птица кружит по сцене. Он гонит текст Гоголя, оставляя за скобками целые картины и приводя зрителя к результату — «лаборданс, лаборданс…».
Но все, конечно, ждут разрешения главной интриги: выхода Хлестакова в исполнении Александра Калягина. Он не выходит — его вывозят на инвалидном кресле. Вконец руинированный Иван Александрович Хлестаков слабым голосом жалуется, что хозяин гостиницы плут и не кормит его. Реакции «пациента» снижены, эмоциональные оценки почти на нуле. Даже когда жизнь его в уездном городе N наладится и он, уже в статусе чиновника из Петербурга, съедет в дом городничего, мало что изменится в облике. «Хороший был завтрак», — найдет в себе силы проскулить он. Без особой эмоции и к хорошенькой дочке городничего: при ее цветущем виде он засыпает, похрапывая, и даже эротичное кружевное белье, бесстыдно продемонстрированное женой городничего, нисколько не потревожит такого Хлестакова. Бессмертный для России образ уже почти истлел, но непобедим ни временем, ни социальными переменами. Александр Калягин в свой юбилейный год виртуозно представил гоголевского героя. Браво, мастер!
То же самое заслужило его окружение — Владимир Скворцов, Наталья Благих (Анна Андреевна), Кристина Гагуа (Марья Антоновна), Григорий Старостин (Осип), Евгений Шевченко (почтмейстер), Артем Блинов (Земляника), Федор Бавтриков и Андрей Кондаков (Бобчинский и Добчинский) и, конечно же, Елизавета Рыжих (Авдотья в черном). Выход спектакля и юбилей главного артиста и худрука «Еt Сetera» отметили выпуском юбилейных марок с изображением лучших ролей Александра Калягина.