10.08.2001
                Взбитые сливки и сырой мякиш
                    Ярослав Залесиньский                                            , 
                                            "Дзенник Балтыцки (Рейсы)"
                
            
            	
                09.08.2001
                V Шекспировский фестиваль. Купец из Москвы
                    Кшиштоф Гурский                                            , 
                                            "Газета Выборча"
                
            
            	
                09.08.2001
                Шейлок среди папок “Korona”
                    Ян Боньча-Шабловский                                            , 
                                            "Жечпосполита"
                
            
            	
                09.08.2001
                Сердце Шейлока
                    Беата Чеховска-Деркач                                            , 
                                            "Глос Выбжежа"
                
            
            	
                09.08.2001
                Новорусский купец
                    Кшиштоф Гурский                                            , 
                                            "Газета Выборча (Газета Морска)"
                
            
            	
                09.08.2001
                Еврей и христианин
                    Юстына Сверчиньска                                            , 
                                            "Шекспировская газета"
                
            
            	
                09.08.2001
                Месть Шейлока
                    Беата Лентас                                            , 
                                            "Шекспировская газета"
                
            
            	
                09.08.2001
                Шейлок, или Исторические медитации
                    Наталья Лигажевска                                            , 
                                            "Шекспировская газета"(печатный орган V Шекспировского фестиваля)
                
            
            	
                08.08.2001
                Антисказка
                    Агнешка Сыновска                                            , 
                                            "Шекспировская газета"
                
            
            	
                07.08.2001
                Рекомендую Венецианского купца
                    Ежи Лимон, председатель Фонда Theatrum Gedanensis «Дзенник Балтыцки»                                        
                
            
            	
                01.05.2001
                Венецианский еврей на русской сцене
                    Алексей Бартошевич                                            , 
                                            "Дом Актера"
            
   
Пресса
        
								  Озерск, Новоуральск ("Большие гастроли", июнь 2025)
								  Алматы ("Большие гастроли ", октябрь 2024)
								  Тамбов (фестиваль "Виват, театр!" )
								  Кемерово (сентябрь 2024)
								  Самара ("Большие гастроли", июнь 2024)
								  Камчатка ("Большие гастроли", сентябрь 2023)
								  Магадан ("Большие гастроли", сентябрь 2023)
								  Казань ("Большие гастроли", июнь 2023)
								  Луганск ( "Большие гастроли", апрель 2023)
								  Сургут (Большие гастроли, сентябрь 2022)
								  Горно-Алтайск ("Большие гастроли", 2021)
								  Санкт-Петербург (фестиваль "LOFT", 2021)
								  Калининград (Балтийские сезоны, октябрь 2019)
								  Берлин (октябрь 2019)
								  Кузбасс (май-июнь 2019)
								  Санкт-Петербург (октябрь 2018)
								  Рим (сентябрь 2018)
								  Санкт-Петербург (май 2018)
								  Тбилиси (март-апрель 2018)
								  Хабаровск (Большие гастроли, июль 2017)
								  Белгород
								  Тбилиси (Грузия)
								  Киров
								  Колумбия (Богота)
								  Буэнос-Айрес (Аргентина)
								  Гавана (Куба)
								  Гданьск (Польша)
								  Ереван (Армения)
								  Иркутск
								  Иркутск, Улан-Удэ, Чита
								  Калиниград (Балтийские сезона)
								  Киев (Украина)
								  Одесса (Украина)
								  Оренбург
								  Рига (Латвия)
								  Тель-Авив (Израиль)
	       
      
        
    
        
Еврей и христианин
    Юстына Сверчиньска
    "Шекспировская газета"            ,
            09.08.2001
Шекспировский «Венецианский купец» на сцене Балтийской оперы появился под другим названием — «Шейлок». Да, именно Шейлок оказывается в центре произведения, и уже вокруг него переплетаются пути других героев. В нем сосредоточен наибольшей силы эмоциональный и психологический заряд, именно он, Шейлок, кажется самым настоящим и похожим на человека. Шекспировский герой, по сюжету купец, дает возможность представить на сцене стереотип еврея. Но не вследствие этого мы воспринимаем его как героя трагического — портрет Шейлока делается более полным, когда появляется другой персонаж, Антонио (Виктор Вержбицкий). Венецианский купец наделен — внешне — такими чертами, какими может гордиться справедливый и исключительно благородный христианин. Он не занимается унизительным ростовщичеством, дружба для него важнее денег. Он помогает Бассанио соединиться с любимой женщиной, отдавая при этом свою жизнь прямо в руки врагу. Так какую же драму выстраивает режиссер, сосредотачивая свой спектакль на конфликте между Шейлоком и Антонио, в котором первый предстает бездушным ростовщиком, зато второй — до тошноты благородным христианином? Акцентируя в характерах героев именно эти — наиболее штампованные и очевидные — черты, Стуруа, как кажется, располагает конфликт в двух плоскостях. Трагизм и Шейлока, и Антонио состоит в том, что оба являются двойными пленниками: своего «официального» образа — с одной стороны, и взаимной ненависти и многолетнего соперничества — с другой. Антонио не только соперник Шейлока, но и его двойник, alter ego, которое действует на территории, лежащей за пределами мира жадного еврея. Примечательны, однако, побуждения, которыми руководствуется Антонио. Разве зависимость, в какую он попал, не побуждает его к поступкам, последствия которых ударили бы по Шейлоку? То, что оба героя беспрестанно «оглядываются» друг на друга, несомненно, в итоге приводит их к гротескному финалу, который превращает трагическое противостояние в сюрреалистическое, неправдоподобное зрелище. Сцена суда и в самом деле начинается забавно. Шейлок может наконец осуществить свою мечту, вексель дает ему возможность вырезать из тела Антонио фунт мяса — то есть убить того, кто многие годы мучил его, давая понять, что он, Шейлок, — ничтожество. Убить того, кто своими поступками как бы вынуждал его вести себя по схеме, навязанной культурой и традицией, и не давал возможности разрушить этот стереотипный образ, освободиться от него. Намерение Шейлока убить Антонио, представляющего в пьесе христианское общество, — это символичная месть людям, которые унизили его и отобрали любимую дочь. Ведь Джессика, тайно бежав с возлюбленным, не только обокрала отца, но и отреклась от своего происхождения. Потеряв все, Шейлок будет желать мести «законным» венецианцам. Его рана так глубока, что он перестает думать о деньгах — и не хочет брать даже во много раз большую, чем задолжал Антонио, сумму. У купца нет иного выхода, кроме как поддаться тому, что кажется неизбежным. Он пробует не потерять при этом достоинства. Безрезультатно. Когда он убегает с операционного стола, из-под ножа Шейлока, мы уже знаем, что весь его заботливо созданный образ — лишь маска, за которой спрятался обыкновенный, слабый человек. Как и его враг, Антонио все время играл, гонясь за идеальным образом, который уже не удастся спасти. Но это, как выясняется, не имеет значения: до приведения приговора в исполнение дело не доходит. Антонио спасают друзья, те самые, которые немного погодя совершат над Шейлоком суд Линча. Ужасает его смысл: «добрые» христиане раздавили — перед лицом закона — еврейского клопа. Еврей Шейлок становится — не в первый раз, впрочем, — козлом отпущения «честного» общества.
                
                

                        
                        
                        
                    
                
                    
                