27.12.2007
Это не фантастика, сынок
Глеб Ситковский ,
"Газета"
19.09.2007
Москва обманет, коза спасет
Ольга Егошина ,
"Новые известия"
14.09.2007
Et cetera представит пьесу «Компаньоны» в постановке Александра Галина
"РИА Новости"
14.09.2007
Как по Волге-матушке
"Вечерняя Москва"
06.09.2007
«МК» объявляет победителей театральной премии
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
01.04.2007
Подавлять и возбуждать
Мария Сперанская ,
"Театральная касса"
20.02.2007
Ливаново действо
Вера Копылова ,
"Московский комсомолец"
16.02.2007
«Et Сetera» приглашает на премьеру
РТР
16.02.2007
Для канадского режиссера русские актеры — это тигры
"Агентство Национальных Новостей"
01.02.2007
Калягин сыграл Калягина
Алена Карась ,
"Российская газета"
24.01.2007
Премьера спектакля «Барабаны в ночи» в театре «Еt Сetera»
Анна Нечаева ,
Радио "Культура"
19.01.2007
Барабаны в ночи
Алла Шендерова ,
"Ваш досуг"
15.01.2007
Театр без выхода
Екатерина Васенина ,
"Новая газета"
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Это не фантастика, сынок
Глеб Ситковский
"Газета" ,
27.12.2007
Свой 15-й день рождения московский театр Et Сetera под управлением Александра Калягина задумал отметить не просто премьерой, а очень серьезной премьерой. Повесть Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» стала для постановщика Адольфа Шапиро не очередной инсценировкой классической книги, а программным высказыванием обо всем, что наболело. Получилось что-то вроде персонального бунта известного режиссера против массовой культуры.Фантастическая книжка Брэдбери написана больше чем полвека тому назад, и ее персонажи живут в счастливом завтра. Для того чтобы всеобщему счастью людей в этой антиутопической стране никто не препятствовал, и существуют доблестные пожарники. Все дома в эту пору прекрасную уже давным-давно стали несгораемыми, и потому в долг этим героическим людям вменено не тушить пожары, а, наоборот, разжигать их. Попросту говоря, они выполняют завет дальновидного Павла Афанасьевича Фамусова «собрать все книги бы да сжечь», а на их эффектной форме написано: «451» (это температура, при которой горит бумага).Адольф Шапиро, по-видимому, сразу решил, что фантастика - это не по его части, и вместо этого замыслил спектакль-диагноз. «451 по Фаренгейту» - это не о каком-то там обществе будущего, а о нас с вами. Никакое не предостережение, а сбывшийся прогноз. Для того чтобы приладить фантастическую книжку к своему обличительному замыслу, режиссеру мало что пришлось изменить в тексте. Ну разве что актуализировать названия телепередач, которые атакуют героев буквально со всех стенок. Отрывки из мыльных сериалов сменяются музыкальной заставкой к игре «Как стать миллионером?», дамы щебечут про душку-президента, а над страной уже летают бомбардировщики: война на носу. «Или мы их, или они нас!» - вот что захотел, срываясь чуть ли не на мальчишеский фальцет, выкрикнуть в зал режиссер Шапиро. Они - это милиция, зубная паста «Колгейт» и «Поле чудес», мы - это Ахматова с Бродским и прочее книжное воинство, мобилизованное режиссером Шапиро на священную битву со всепроникающим злом. Свою гвардию, на сторону которой он призывает встать зал и чуть ли не сейчас, сразу после спектакля идти штурмовать «Останкино», он называет пилигримами. Теми самыми пилигримами Иосифа Бродского, что идут «мимо ристалищ и капищ, мимо храмов и баров, мимо шикарных кладбищ». Покинув блудливый Вавилон, они в повести Брэдбери живут где-то за городом, удерживая в своей бесконечной памяти тысячи и тысячи книжных страниц. В этом откровенно манихейском спектакле между силами добра и зла мечется пожарник Монтэг, которого сыграл эстонский актер и режиссер Эльмо Нюганен. Представитель сил зла брандмейстер Битти (Виктор Вержбицкий) смахивает здесь на ушлого гэбэшника. Светлое воинство представляет профессор Фабер (Сергей Дрейден) - старый мудрый еврей, опасающийся за свою жизнь.На юбилей к Et Cetera пришли многие, в том числе и Юрий Петрович Любимов. Именно о легендарных постановках Таганки 1970-1980-х годов не раз вспоминалось во время этого представления. Не побоявшись быть старомодным, Адольф Шапиро замыслил свой «451 по Фаренгейту» как спектакль прямого действия. Но бунт не получился: то ли время не то, то ли дидактики в этом призыве к восстанию оказалось многовато.