31.12.2012
Гастроли в Тбилиси
10.12.2012
А теперь по-русски
Виктор Лошак ,
Журнал "Огонёк"
10.12.2012
Возвращенец
Андрей Ванденко ,
«Итоги»
10.12.2012
Роберт Стуруа вернулся в Театр Руставели... с гастролями
новости ТК Культура
09.12.2012
Шекспировская «Буря» вторит грузинским реалиям
Марина Тимашева ,
Голос России
08.12.2012
Роберт Стуруа покинул Тбилиси вместе с московским театром «Et Cetera»
Грузия Online
07.12.2012
Роберт Стуруа покидает Тбилиси вместе с Московским театром «Et Cetera»
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
07.12.2012
Министр культуры Грузии посетит Москву
Тбилисская неделя
07.12.2012
Министр нового правительства Грузии решил посетить Москву
«Взгляд»
07.12.2012
Министр культуры Грузии приедет в Москву из любви к русскому театру
Анна Грибоедова ,
ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»
06.12.2012
Министр культуры Грузии посетит Москву по приглашению Александра Калягина
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
05.12.2012
Премьер-министр Грузии аплодировал театру «Эт Сетера» под руководством Александра Калягина
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
03.12.2012
Буря на сцене театра Руставели
Варвара Есипова ,
«Тбилисская неделя»
03.12.2012
«Люди заставили меня поверить, что я умею предсказывать»
Марина Тимашева ,
«Известия»
01.12.2012
Московский театр «Эт Сетера» под руководством Александра Калягина, открыл гастроли в грузинской столице
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
30.11.2012
Спектаклем «Буря» открывает гастроли в Тбилиси Московский театр «Эт Сетера»
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
27.11.2012
После долгого перерыва на гастроли в Тбилиси отправляется театр из России -«Эт Сетера» под руководством Александра Калягина
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
27.11.2012
Московский театр Et Cetera едет в Грузию по приглашению Иванишвили
Эхо Кавказа
27.11.2012
Московский театр Et Cetera едет в Грузию по приглашению Иванишвили
Новости-Грузия
27.11.2012
Московский театр Et Cetera отправляется на гастроли в Тбилиси
MosDays.ru
27.11.2012
После долгого перерыва в Грузию на гастроли приехал российский театр Et Cetera
НТВ
27.11.2012
Театр «Et Cetera» отправляется на гастроли в Тбилиси
Кристина СЫЦКО ,
«Театрал»
27.11.2012
Московский театр Et Cetera отправляется на гастроли в Тбилиси
РИА Новости
27.11.2012
Et Cetera летит в Тбилиси
GeorgiaTimes
27.11.2012
Бидзина Иванишвили пригласил в Грузию московский театр Et Cetera
«GHN»
27.11.2012
Театр из России впервые после долгого перерыва отправляется гастролировать в Грузию
«Особая буква»
Пресса
Алматы ("Большие гастроли ", октябрь 2024)
Тамбов (фестиваль "Виват, театр!" )
Кемерово (сентябрь 2024)
Самара ("Большие гастроли", июнь 2024)
Камчатка ("Большие гастроли", сентябрь 2023)
Магадан ("Большие гастроли", сентябрь 2023)
Казань ("Большие гастроли", июнь 2023)
Луганск ( "Большие гастроли", апрель 2023)
Сургут (Большие гастроли, сентябрь 2022)
Горно-Алтайск ("Большие гастроли", 2021)
Санкт-Петербург (фестиваль "LOFT", 2021)
Калининград (Балтийские сезоны, октябрь 2019)
Берлин (октябрь 2019)
Кузбасс (май-июнь 2019)
Санкт-Петербург (октябрь 2018)
Рим (сентябрь 2018)
Санкт-Петербург (май 2018)
Тбилиси (март-апрель 2018)
Хабаровск (Большие гастроли, июль 2017)
Белгород
Тбилиси (Грузия)
Киров
Колумбия (Богота)
Буэнос-Айрес (Аргентина)
Гавана (Куба)
Гданьск (Польша)
Ереван (Армения)
Иркутск
Иркутск, Улан-Удэ, Чита
Калиниград (Балтийские сезона)
Киев (Украина)
Одесса (Украина)
Оренбург
Рига (Латвия)
Тель-Авив (Израиль)
Шекспировская «Буря» вторит грузинским реалиям
Марина Тимашева
Голос России ,
09.12.2012
Завершились гастроли в Тбилиси московского театра Et Cetera. Последний раз театр был в Тбилиси 12 лет назад. С тех пор подобных масштабных гастролей российских театров в Грузии не было. Из Москвы привезли два спектакля в постановке главного режиссера Et Cetera Роберта Стуруа "Ничего себе местечко для кормления собак" по пьесе Тарика Нуи и "Бурю". Это одна из последних пьес Шекспира, по жанру - трагикомедия. Герцог Милана Просперо свергнут и изгнан. Вместе с дочерью Мирандой он оказывается на острове. Благодаря волшебству, Просперо подчиняет себе Ариэля, духа воздуха, и дикаря Калибана. Замысливший мщение, Просперо дожидается своего часа, и когда в море выходит корабль с узурпаторами, вызывает бурю и кораблекрушение. Враги Просперо попадают на тот же остров. В итоге Просперо прощает их, возвращает себе титул герцога, благословляет брак Миранды с племянником Фердинандом, и все вместе они отправляются на родину."Буря" довольно часто встречается в репертуаре российских театров. Из самых интересных - спектакль Александра Морфова в петербургском театре имени Комиссаржевской и Бориса Цейтлина в Казанском ТЮЗе. Из самых новых - постановка англичанина Деклана Доннеллана для Международного фестиваля имени Чехова 2011 года. Классический текст представляет неограниченные возможности для режиссерских интерпретаций. Роберт Стуруа предложил театру Et Cetera свою версию: историю о человеке, который значительную часть жизни прожил жаждой мщения, но нашел в себе силы простить. В каком-то смысле это переложение новозаветного сюжета о том, как гонитель христиан Савл превратился в святого Павла. Роль Просперо играет Александр Калягин. Огромный зал Тбилисского академического драматического театра имени Шота Руставели, на сцене которого Et Cetera играл "Бурю", был переполнен: зрители стояли на галерке и во всех проходах. Казалось, что этим вечером здесь собралась вся грузинская интеллигенция. Спектакль шел на русском без перевода и субтитров, однако бурная реакция на отдельные реплики свидетельствовала: языкового барьера нет. По окончании спектакля зрители, как по команде, поднялись и устроили продолжительную стоячую овацию московским артистам. И нет слов, чтобы описать, что произошло, когда на сцену вышел Роберт Стуруа(*) - зал буквально взорвался криками "браво". Люди не только благодарили режиссера за доставленное эстетическое удовольствие, они таким образом выражали человеческую и гражданскую солидарность с ним. Это было похоже на политическую манифестацию. "Какое отношение имеют к "Буре" гражданская солидарность и политика?"- спросите вы. А вот какое. Роберт Стуруа поставил "Бурю" в 2010 году. Переводя на язык сцены сказку о свергнутом с трона и изгнанном из своего отечества миланском герцоге, выдающийся грузинский режиссер не то предчувствовал, не то пророчил собственную судьбу. Выдуманный сюжет срифмовался с реальной историей. Теперь "Буря" воспринимается как очень личное высказывание. В августе 2011 года с Робертом Стуруа, оппонентом Михаила Саакашвили, свели счеты. Приказом тогдашнего министра культуры он был уволен с должности художественного руководителя театра имени Шота Руставели, которым руководил более 30 лет, в котором поставил "Кваркваре", "Кавказский меловой круг", "Ричарда III", "Короля Лира" - шедевры, вошедшие в хрестоматии по истории театра ХХ века. И вот, за день до начала гастролей на доске приказов театра имени Руставели появился документ за подписью нового министра культуры Грузии Гурама Одишария: Роберта Стуруа(*) возвращают на прежнюю должность. Понятно, что и гастроли Et Cetera, оплаченные грузинской стороной, и перемена в отношении Роберта Стуруа связаны с событиями октября, с тем, что премьер-министром Грузии стал Бидзина Иванишвили. Говорят, что последние 9 лет он очень щедро помогал всем театрам Грузии. Роберт Стуруа это подтверждает: "И сейчас наши артисты получают деньги, которые он добавил к их очень низким зарплатам. Он отремонтировал почти все театры, сейчас идет ремонт оперного театра. Он не прекратил нам помогать, даже когда бывшие власти конфисковали у него чудовищное количество денег. Они не разрешали давать эти деньги людям и приказали тем, кто получал помощь от Иванишвили, отказаться от нее. Многие согласились, как ни странно, на эти условия и вернули ему деньги. Несмотря на это, он продолжал благотворительную деятельность, при этом просил (до того, как объявил, что будет участвовать в выборах) скрывать его имя. Это выглядело немного наивно, потому что Грузия - маленькая страна, и все знали, кто помогает. Но мы старались делать вид, будто не знаем, кто тот аноним, который протянул нам руку помощи". Пока что Роберт Стуруа не вступает в прежнюю должность. Он ждет нового приказа о назначении на пост управляющего театром, который не подчиняется директору. На вопрос, готовы ли власти принять такое решение, министр культуры Грузии Гурам Одишария ответил так: "Моим указом Роберт Стуруа восстановлен в должности худрука. Я его пригласил вернуться в театр, из которого он был несправедливо уволен. Так что мы уже прошли первую ступень. До конца этого года мы поговорим о статусе управляющего и с ним, и с нынешним управляющим, и с другими. Я не хочу торопиться с решением этого вопроса, потому что везде - люди, их судьбы. Но великий маэстро возвращается в свой театр". Кажется, что сказка стала былью, что не только в ней, но и в жизни восторжествовала справедливость. Хотя Роберт Стуруа, по его словам, воспринимает это иначе: "Для меня справедливость скорее в том, что случилось в политике. А свое возвращение я не воспринимаю как акт справедливости. Это что-то из области успеха, а я этого слова - применительно к театру - не люблю. Если почувствую, что не получается, уйду сам. Это тоже неплохо: сперва выгнали, потом ушел сам". "Буря" театра Et Cetera трагичнее, чем пьеса Шекспира. По версии Стуруа, Просперо, простив своих врагов, умирает. Правителем острова остается раб и дикарь Калибан. Но мы, вслед за героями пьесы Брехта, скажем: "Такой конец заранее отброшен, он должен, должен, должен быть хорошим". И послушаем, как ответил Александр Калягин на вопрос, изменится ли что-то в отношениях двух народов после гастролей театра Et Cetera: "Наши гастроли - только капелька, которая может что-то изменить в сложившейся ситуации. Долго ненавистью не проживешь, ею человек испепеляет себя, народы испепеляют себя, страдают люди - и по ту сторону границы, и по эту. Жить надо в любви и согласии, тем более, что Россия и Грузия - соседи. Искусство - это такая долгоиграющая вещь, на перспективу. Вот сейчас приехал наш театр, потом еще один, потом еще. Потом в Москву приедет театр имени Руставели, и пошло-поехало. И начнем жить". А вот ответ на тот же вопрос Роберта Стуруа: "Пока внутренне я чувствую себя как мститель. К Конфуцию как-то пришел его ученик и говорит: "Правда, что надо отвечать за зло добром?". Конфуций ответил: "Добром надо платить за добро. А злу отвечать справедливостью, законностью". Вся пьеса Шекспира "Буря" посвящена этой проблеме. Если ты поступишь так, как поступало зло, ты сам в него превратишься. Вопрос это вечный, и философам очень сложно на него отвечать. На него могут легко ответить поэты и театры, потому что мы все-таки идеалисты, мы верим, что добро побеждает зло".