Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Самый веселый мюзикл в Москве
Григорий Заславский
«Независимая газета» ,
01.06.2009
Мюзикл «Продюсеры», знаменитый сразу по двум киноверсиям и по еще большему числу театральных вариаций (хотя в этом сезоне, судя по программе, ни на Бродвее, ни в Лондоне его нет), давно обещанный Давидом Смелянским и Александром Калягиным, вышел в Москве. Через месяц после объявленных первых показов на спектакль пригласили театральных рецензентов. Впрочем, апрельские представления не исчерпали и всех VIP-желающих: на спектакле, который достался обозревателю «НГ», в зале сидели Николай Цискаридзе, Александр Роднянский, Михаил Швыдкой и Алексей Кортнев. Автор русских рифм знаменитого мюзикла Мела Брукса, он только сейчас смог добраться до театра Et Cetera. Давид Смелянский, генеральный продюсер театра, а еще – директор Российского государственного театрального агентства, организатор первой в России (кажется, тогда еще в СССР!) театральной антрепризы, а в более обозримом прошлом – фестивалей «Крещендо» (в разных городах России и мира) и «Балтийских сезонов» в Калининграде, успел уже не раз рассказать, как увидел однажды этот самый смешной мюзикл и загорелся поставить его в Москве с Калягиным в роли ушлого Макса Бьялостока. С тех пор, как говорится, прошли годы и надо было искать кого-то другого. Думается, Смелянский с Калягиным не прогадали: в двух разных составах Бьялостока у них играют Максим Леонидов и Юрий Мазихин. Леонидова помнят по сольной эстрадной карьере, а до того – в группе «Секрет», Мазихин участвовал в нескольких лучших и не лучших мюзиклах последних лет (за работу в «Норд-Осте» получил «Золотую маску»). Сюжет «Продюсеров» более или менее известен, русская версия – наверное, в сравнении со всеми другими, – самая свободная. Какие-то шутки вызывают особенную радость в зале, когда касаются подробностей русской жизни (скажем, группа утонченных молодых людей из окружения режиссера-гея, вынужденная прятаться от автора в туалете, жалуется потом: «Он чуть не замочил нас в сортире!»). За тексты песен в «Продюсерах» отвечал (как и в вышедшем год назад «Коньке-Горбунке») Алексей Кортнев, а он умеет как-то очень элегантно сочетать верность оригиналу с узнаваемыми реалиями нашей жизни, равно – и политическими, и бытовыми. Можно, разумеется, укорить театр в том, что на главные роли искали актеров «на стороне» (в танцевальной группе, кажется, в первой линии – также приглашенные звезды), но можно отнестись и к этому иначе: театр удачно сочетает чисто бродвейский кастинг с нашими театральными традициями. Во всяком случае, среди тех, о ком хочется сказать хорошие слова, – Алексей Черных (он играет нанятого продюсерами бездарного режиссера-гея), Наталья Благих (она выступает в роли экстравагантной шведки Уллы), в нескольких небольших ролях запоминается колоритная Марина Чуракова. Все они – из труппы Et Cetera. На роль Макса Бьялостока надобен был очень хороший актер (на Бродвее, а потом и в Лондоне его играл Натан Лайн). В труппе такого не нашли (Калягин и вправду был бы идеальным исполнителем, хотя трудно вообразить, как бы он справился с обширными вокальными кусками) и пригласили Леонидова (и Мазихина). Не менее хорош и его партнер по беспроигрышно провальной идее постановки мюзикла «Весна для Гитлера» бухгалтер Лео Блум (Егор Дружинин). В этом случае чувствуется бродвейская выучка, какая-то фантастическая точность и естественность каждого жеста в сочетании с редким для танцующего актера сценическим обаянием. Вероятно, петь Дружинину труднее, чем перепрыгивать через препятствия, которые возникают у него на пути, но и из этой закавыки он выходит с честью, переводя пение в мелодекламацию. Самое трудное в этой истории, бесчисленные шутки «на грани» – над евреями, над геями, над Гитлером, над много чем еще – театр преодолевает с честью. Даже трудно сказать, за что этот спектакль стоит поругать, чтобы вовсе не показаться рекламным агентом. Ну, идет долго. Три с половиной часа. Но это – почти единственное, в чем можно его упрекнуть. *** Накануне премьеры корреспондент «НГ» встретился с Максимом Леонидовым, который, приезжая в Москву, живет в квартире, которые специально для таких гастролеров имеются на последнем этаже театра Et Cetera. – Когда я впервые прочитал об этом мюзикле, было ощущение, что это просто невозможно в России... – Это талантливо сделано, поэтому это не вызывает внутреннего протеста. Все появления геев, гитлеровцев и т.д., все это сделано с огромной иронией и поэтому ничего в этом страшного нет. – В этом мюзикле много такого, что в нашей жизни не случается... – Все характеры здесь живые. Режиссер-гей – типаж для Москвы или Петербурга, мне кажется, очень распространенный. Фанатичный приверженец каких-то идей, в данном случае нацист – в нашем случае может быть коммунист – таких типажей мы знаем миллионы. Большая роль этого мюзикла для нашего общества в том, что – вы правильно начали нашу беседу, – что наше общество не готово, может быть, для такого зрелища не потому, что оно не политкорректно, а потому, что ханжеское. Поэтому, конечно, у нас, с одной стороны, ничего не стоит человеческая жизнь, а с другой – мы затыкаем нос, когда нам рассказывают про бездомных. Вот эту ханжескую позицию мюзикл призван разбить, развеять, показать, что, когда сделано талантливо, когда смешно, нет запретных тем. – Ваш театральный опыт пригождается сейчас? – Прежде всего пригождается школа. Я учился у очень хороших учителей, что делает меня готовым к работе – я в любой ситуации не буду беспомощным, потому что владею ремеслом. Я работал в театре, даже в БДТ два года, еще при Георгии Александровиче Товстоногове. Но, к сожалению, он уже был на излете, и я ничего там не сыграл. Мы с ним даже несколько раз беседовали о моей занятости, но так и не удалось ни разу порепетировать – ему, честно, было уже не до молодых артистов. – На сколько рассчитан ваш контракт? – Контракт на год. По нему я должен в месяц играть не более пяти спектаклей. Я не говорю, что работаю бесплатно, мы договорились на условиях, которые устраивают и меня, и театр, но финансовая сторона для меня была не главная. Гораздо интереснее было поучаствовать в этом хулиганстве. Это все-таки хулиганская пьеса, и меня это очень завело.