28.11.2024
Нар.арт.РФ Людмила Дмитриева - гость программы Татьяны Устиновой "Мой герой"
Телеканал "ТВЦ"
29.10.2024
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева ,
Комсомольская правда (Казахстан)
23.10.2024
Здравствуйте, я ваш Калягин
Надежда Пляскина ,
Аргументы и факты (Казахстан)
15.10.2024
Александр Калягин: «Приемлю всё, кроме пошлости и скуки»
"Комсомольская правда" (Казахстан)
28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Владимир Скворцов: "Хотел бы заниматься режиссурой, но успевать отдыхать от нее".
Марина Квасницкая
"Чеховед" ,
19.11.2014
Владимир Скворцов — успешный артист, который обратил на себя внимание в таких культовых спектаклях, как «Облом OFF» и «Половое покрытие» в ЦДР, «Смерть Тарелкина» и «Буря» в родном театре «Et Cetera». С 1994 года активно снимается в кино, работает на радио. Чего только стоит популярность сериала «Шаман» несколько сезонов. Однако он упорно выкраивает время, чтобы заниматься режиссурой в театре. Владимир Скворцов уже вошел в стабильный ритм — выпускает спектакли каждые два года. Началось все в 2004 году, когда он дебютировал, поставив пьесу Лауры-Синтии Черняускайте «Скользящая Люче» в ЦДР, вошедший в число лидеров сезона. В 2006 году на сцене «Другого театра» в Эстонии Скворцов поставил пьесу Мартина Мак-Доннаха «Человек-подушка». Для «Радио Культура» в качестве режиссера записал спектакль «Остров Рикоту» по пьесе Наталии Мошиной. В театре «Et cetera» в 2011 году поставил свою версию киносценария Жана Кокто «Орфей».
После серии спектаклей по западной драматургии взялся за пьесу Александра Володина «Старшая сестра», и выпустил спектакль на малой сцене в театре «Et Сetera». Наверное, труднее всего поставить простую историю, сделать ее объемной, раствориться в актерах. Это требует определенного уровня владения профессией. Владимир Скворцов сделал свою сценическую версию текста, музыкальное оформление. Его увлекает возможность стать ответственным за целый спектакль, осваивая смежные профессии.
— Вы взяли пьесу, в которой главные героини — женщины. Нужно ли хорошо знать женскую психологию, чтобы ставить такую историю?
— Думаю, достаточно того, что сам Александр Володин хорошо ее знал, и досконально изучил. Как режиссеру мне не оставалось ничего другого, как следовать за ним и полностью доверяться его знанию жизни. К сожалению, название «Старшая сестра» сегодня воспринимается многими исключительно как какая-то «милая история» из шестидесятых, никак не связанная со временем настоящим. Мне же как раз хотелось, чтобы в нашей версии не было этого романтического флера, излишней сладости и мелодраматизма. Важно, чтобы история читалась в ключе современном и герои были близки зрителям.
— Прежде вы работали с западной драматургией — МакДонах, Кокто, Черняускайте. Почему вдруг возник интерес к Володину?
— Меня давно спрашивали: почему я не хочу ставить русские пьесы, неужели ничего не нравится. Это неверно. Тут необходимо найти правильный момент, созвучный тебе материал. Знаете, такое определение — драматург либо твой, либо нет. Так вот, пьесы Володина сегодня, в 2014 году, абсолютно «мои», как и герои его произведений, я их чувствую, мне они понятны, я могу оправдать любой их поступок или проявление. Александр Моисеевич для меня классик. И поставить «Старшую сестру» я хотел давно, но все время казалось, что не пришел еще тот момент, или что-то не складывалось. Авторы-классики — они помощники режиссерам, они сами дают ровно столько смыслов, сколько необходимо для воплощения той или иной идеи. И ты, как режиссер, не противореча автору, вкладываешь и своё тоже. Пьесы позволяют. Я поменял композицию — благо, текст Александра Моисеевича не сопротивлялся. В хороших пьесах уже задана атмосфера. И важно сохранить ее, а если рядом потрясающая команда, то результат уже почти не важен, гораздо ценнее сам процесс создания. Мне повезло со сценографом Марией Рыбасовой и художником по костюмам Ингой Лобковской, художником по гриму Николаем Митрофановичем Максимовым. Они работают на одной волне со мной. Предметному миру в «Сестре» уделялось много внимания: Мария Рыбасова прекрасно знает то время, поэтому появились и старый проигрыватель, пластинки «на костях», раритетные игрушечные Дед Мороз и Снегурочка на старом буфете, которых ставят под елку — все это напоминает о 60-х годах. Мне хотелось сделать этот спектакль правдивым, достоверным по деталям, но в то же время в современной европейской стилистике. Думаю, что поставил бы в перспективе и пьесу Арбузова. Идеи есть, хотя, возможно, через год меня начнет волновать что-то другое. Посмотрим.
— Одна из важных тем спектакля — исследование природы таланта, который может развиваться, крепнуть, а может мелеть. Насколько вас эта тема задевает?
— Тема кризисов в жизни творческого человека — любопытная, непростая, неоднозначная. Тема успеха — внешнего, показного и внутреннего, истинного. Интересно размышлять в этом направлении.
— Вероятно, спектакль вы затеяли с прицелом на определенную актрису?
— На главную роль у меня была только одна кандидатура — Мария Скосырева. В роли Лиды — дебютантка Катя Егорова, это ее первая серьезная роль. Недавно к нам в театр пришел актер Иван Косичкин, здесь он занят в роли дяди. Тема человека с военным прошлым — тоже очень любопытная, в ней интересно было покопаться на репетициях. В этой истории вообще множество пластов. Актеры Леша Осипов, Андрей Кондаков, Таня Владимирова, Кирилл Щербина — команда, которая стала моим талисманом и перешла из предыдущего моего спектакля «Орфей». Украшением «Старшей сестры» стало участие двух замечательных актрис Натальи Попенко и Анжелы Белянской.
— Мешало ли вам и актерам в работе сравнение с фильмом Георгия Натансона с Татьяной Дорониной в главной роли?
— Совсем не мешало. У нас ведь другая история, другая героиня. Приходилось что-то добавлять, а какие-то сцены и вовсе убирать. К примеру, зрители очень хорошо помнят эпизод поступления Нади в театральный вуз, ее легендарный монолог «Любите ли вы театр так, как люблю его я?..». Эту сцену в исполнении Татьяны Дорониной все видели десятки раз по телевидению. Поэтому я долго ломал голову, как нам сделать именно этот фрагмент. У нас этот монолог вынесен в самое начало, это такое вступление в спектакль. Тема любви к театру стала доминантой.
— Вы востребованный актер. Режиссура затягивает?
— Хотел бы заниматься режиссурой, но успевать отдыхать нее. Занимаюсь этой работой раз в два года, это как отступление от основной моей профессии. Выпустив премьеру, я потом долго что-то уточняю, доделываю, дорепетирую. Спектакль как ребенок. Он родился и требует заботы и внимания, надо ухаживать за ним: то поощрять, то шлепать. Не хотел бы заниматься режиссурой без перерыва, как на конвейере. Из-за такого ритма теряется уникальность художественного произведения. Надо чуть отдохнуть и успеть соскучиться по этой работе. Соскучиться по предпремьерной гонке, когда сроки поджимают, и все начинают работать с полной отдачей, с хорошим КПД, когда приходят быстрые и точные решения. От предложения ролей, конечно же, я не отказываюсь. Сейчас репетирую Шуйского у Петера Штайна в «Борисе Годунове». Как режиссер получаю предложения на постановку от других театров, но пока все в стадии переговоров и раздумий.
— В чем отличие режиссеров, пришедших из актерской профессии?
— Наверное, они терпимее к артистам, так как знают профессию изнутри. Сначала дают огромный кредит доверия актеру, а потом добиваются нужного результата.
После серии спектаклей по западной драматургии взялся за пьесу Александра Володина «Старшая сестра», и выпустил спектакль на малой сцене в театре «Et Сetera». Наверное, труднее всего поставить простую историю, сделать ее объемной, раствориться в актерах. Это требует определенного уровня владения профессией. Владимир Скворцов сделал свою сценическую версию текста, музыкальное оформление. Его увлекает возможность стать ответственным за целый спектакль, осваивая смежные профессии.
— Вы взяли пьесу, в которой главные героини — женщины. Нужно ли хорошо знать женскую психологию, чтобы ставить такую историю?
— Думаю, достаточно того, что сам Александр Володин хорошо ее знал, и досконально изучил. Как режиссеру мне не оставалось ничего другого, как следовать за ним и полностью доверяться его знанию жизни. К сожалению, название «Старшая сестра» сегодня воспринимается многими исключительно как какая-то «милая история» из шестидесятых, никак не связанная со временем настоящим. Мне же как раз хотелось, чтобы в нашей версии не было этого романтического флера, излишней сладости и мелодраматизма. Важно, чтобы история читалась в ключе современном и герои были близки зрителям.
— Прежде вы работали с западной драматургией — МакДонах, Кокто, Черняускайте. Почему вдруг возник интерес к Володину?
— Меня давно спрашивали: почему я не хочу ставить русские пьесы, неужели ничего не нравится. Это неверно. Тут необходимо найти правильный момент, созвучный тебе материал. Знаете, такое определение — драматург либо твой, либо нет. Так вот, пьесы Володина сегодня, в 2014 году, абсолютно «мои», как и герои его произведений, я их чувствую, мне они понятны, я могу оправдать любой их поступок или проявление. Александр Моисеевич для меня классик. И поставить «Старшую сестру» я хотел давно, но все время казалось, что не пришел еще тот момент, или что-то не складывалось. Авторы-классики — они помощники режиссерам, они сами дают ровно столько смыслов, сколько необходимо для воплощения той или иной идеи. И ты, как режиссер, не противореча автору, вкладываешь и своё тоже. Пьесы позволяют. Я поменял композицию — благо, текст Александра Моисеевича не сопротивлялся. В хороших пьесах уже задана атмосфера. И важно сохранить ее, а если рядом потрясающая команда, то результат уже почти не важен, гораздо ценнее сам процесс создания. Мне повезло со сценографом Марией Рыбасовой и художником по костюмам Ингой Лобковской, художником по гриму Николаем Митрофановичем Максимовым. Они работают на одной волне со мной. Предметному миру в «Сестре» уделялось много внимания: Мария Рыбасова прекрасно знает то время, поэтому появились и старый проигрыватель, пластинки «на костях», раритетные игрушечные Дед Мороз и Снегурочка на старом буфете, которых ставят под елку — все это напоминает о 60-х годах. Мне хотелось сделать этот спектакль правдивым, достоверным по деталям, но в то же время в современной европейской стилистике. Думаю, что поставил бы в перспективе и пьесу Арбузова. Идеи есть, хотя, возможно, через год меня начнет волновать что-то другое. Посмотрим.
— Одна из важных тем спектакля — исследование природы таланта, который может развиваться, крепнуть, а может мелеть. Насколько вас эта тема задевает?
— Тема кризисов в жизни творческого человека — любопытная, непростая, неоднозначная. Тема успеха — внешнего, показного и внутреннего, истинного. Интересно размышлять в этом направлении.
— Вероятно, спектакль вы затеяли с прицелом на определенную актрису?
— На главную роль у меня была только одна кандидатура — Мария Скосырева. В роли Лиды — дебютантка Катя Егорова, это ее первая серьезная роль. Недавно к нам в театр пришел актер Иван Косичкин, здесь он занят в роли дяди. Тема человека с военным прошлым — тоже очень любопытная, в ней интересно было покопаться на репетициях. В этой истории вообще множество пластов. Актеры Леша Осипов, Андрей Кондаков, Таня Владимирова, Кирилл Щербина — команда, которая стала моим талисманом и перешла из предыдущего моего спектакля «Орфей». Украшением «Старшей сестры» стало участие двух замечательных актрис Натальи Попенко и Анжелы Белянской.
— Мешало ли вам и актерам в работе сравнение с фильмом Георгия Натансона с Татьяной Дорониной в главной роли?
— Совсем не мешало. У нас ведь другая история, другая героиня. Приходилось что-то добавлять, а какие-то сцены и вовсе убирать. К примеру, зрители очень хорошо помнят эпизод поступления Нади в театральный вуз, ее легендарный монолог «Любите ли вы театр так, как люблю его я?..». Эту сцену в исполнении Татьяны Дорониной все видели десятки раз по телевидению. Поэтому я долго ломал голову, как нам сделать именно этот фрагмент. У нас этот монолог вынесен в самое начало, это такое вступление в спектакль. Тема любви к театру стала доминантой.
— Вы востребованный актер. Режиссура затягивает?
— Хотел бы заниматься режиссурой, но успевать отдыхать нее. Занимаюсь этой работой раз в два года, это как отступление от основной моей профессии. Выпустив премьеру, я потом долго что-то уточняю, доделываю, дорепетирую. Спектакль как ребенок. Он родился и требует заботы и внимания, надо ухаживать за ним: то поощрять, то шлепать. Не хотел бы заниматься режиссурой без перерыва, как на конвейере. Из-за такого ритма теряется уникальность художественного произведения. Надо чуть отдохнуть и успеть соскучиться по этой работе. Соскучиться по предпремьерной гонке, когда сроки поджимают, и все начинают работать с полной отдачей, с хорошим КПД, когда приходят быстрые и точные решения. От предложения ролей, конечно же, я не отказываюсь. Сейчас репетирую Шуйского у Петера Штайна в «Борисе Годунове». Как режиссер получаю предложения на постановку от других театров, но пока все в стадии переговоров и раздумий.
— В чем отличие режиссеров, пришедших из актерской профессии?
— Наверное, они терпимее к артистам, так как знают профессию изнутри. Сначала дают огромный кредит доверия актеру, а потом добиваются нужного результата.