09.05.2025
Мемуары артистов-ветеранов читает Александр Калягин
портал "Культура Москвы"
08.05.2025
Александр Калягин: "День Победы для меня – святой праздник"
Мир 24
31.03.2025
Анна Артамонова: "На фронте жизнь ощущается острее"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
05.02.2025
"Et Cetera" — мой театральный дом
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
Пресса
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Анна Артамонова: "На фронте жизнь ощущается острее"
Татьяна Алексеева
Театральная афиша столицы ,
31.03.2025
Анна Артамонова уже двадцать лет работает в Московском театре Et Cetera п/р Александра Калягина. В ее облике есть то, что почти исчезло на сцене и тем более на экране, — чистота, открытость, душевная теплота. Она — романтическая героиня, хотя замечательна и в острохарактерных и гротескных ролях. Артамонова блистательно сыграла в спектакле «Пожары» о ливанской братоубийственной войне юную Науаль, героиню трагической истории любви. В 2016 году Анна Артамонова стала лауреатом премии X Всероссийского театрального фестиваля «Актёры России — Михаилу Щепкину» в номинации «Лучшие актерские работы» за роль Веры Филипповны в спектакле «Сердце не камень». Сыграть женщину, у которой нет недостатков, непросто. Но в искренности героини Анны Артамоновой не сомневаешься, в ее стремлении делать людям добро нет никаких других мотивов, кроме доброго сердца.
— Аня, какая у тебя любимая роль в театре?
– Люблю все свои роли. Иногда возникают сомнения по поводу моей работы в спектакле «Декамерон. Любовь во время чумы» по новеллам Дж. Боккаччо.
— Откуда сомнения? Ты играешь потрясающе — ярко, смешно, что называется, сочно, есть игривость и шарм…
— Думаю: «А что бы сказали мои дети, увидев меня в этой роли?» Не уверена, что они одобрили бы эту мою работу. А вот по спектаклю «Пожары» я сильно скучаю, до сих пор помню текст. С годами спектакль «Пожары» становится все более мощным и пронзительным, ведь войны не прекращаются. Я его играла много лет, успела родить всех своих четырех детей. Конечно, очень люблю свою Веру Филипповну из спектакля «Сердце не камень», но, к сожалению, сейчас играю через раз, у меня во всех спектаклях есть второй состав. А когда редко играешь, то еще больше ценишь и любишь спектакль.
— В 2015 году ты стала лауреатом премии театрального фестиваля «Золотой Витязь», получила «Серебряный диплом» за режиссерский дебют в спектакле «Ваш Чехов». Ты поставила его по своей пьесе, и она получила поддержку Министерства культуры РФ. Как возникла эта идея?
— В основу легли документы — страницы дневников, писем и путевых заметок. Мне хотелось создать облик живого Чехова, показать, каким он был мудрым, наблюдательным, ироничным и даже озорным, рассказать о его юности и несчастной любви. Я хотела, чтобы спектакль был задушевным и искренним, и мне очень помогли в этом артисты нашего театра: Федор Бавтриков, который даже внешне похож на Антона Павловича, Елизавета Рыжих, мы с ней в очередь играем Лику Мизинову, Иван Косичкин, Артем Блинов, Евгений Токарев, Евгений Тихомиров, Кристина Гагуа и все, кто появился в спектакле уже позже.
— Окончив режиссерский факультет ВГИКа, мастерская Владимира Хотиненко, ты сняла короткометражные фильмы «Сестренки из деревни Сухаренки», «Импровизация в миноре», «Пестинья и Яков», «Besame mucho», а в 2012 году полнометражный фильм «Первоклашки», лауреат «Бронзового Витязя» на фестивале «Золотой Витязь». Сегодня ты снимаешь уже совсем другие фильмы. В нашу жизнь вошла война, и ты отозвалась как немногие. У всех болит, но кажется, что у тебя больше остальных.
— Не думаю, что больше остальных. Просто не у всех есть такая возможность. Ко мне недавно на встрече со зрителями подошла бабушка Люба и говорит: «Возьми меня с собой, я там пригожусь». А я ей отвечаю: «Не возьму, и тут, в тылу, можно многое сделать». Каждый на своем месте делает что может.
— Может, это генетически в тебе заложено: гражданственность, бесстрашие, мужество?
— У нас три дочки в семье, а папа всегда хотел сына и растил нас соответственно. Я и на охоту с ним ходила, и на рыбалку ездила. Уже в детстве была неугомонной. Люблю путешествовать. Даже если я сижу на месте, мне кажется, что я все время путешествую, фантазии меня уносят в какие-то края. Все мои родные воевали. Брат моего деда, Иван Артамонов, погиб 20-летним мальчишкой, подорвался на мине, освобождая концлагерь Озаричи, где было 55 тысяч человек, из них 30 тысяч только детки до четырнадцати лет. От Ивана у меня сохранилась целая коробка писем-треугольничков, я их разложила по датам с 41 по 44 годы. Сначала он был в учебке в Казани, потом поехал на фронт, был на Украине, в Белоруссии. Последнее место его службы — Гомельская область, концлагерь Озаричи. Когда я со своим фильмом «Фагот» поехала в Белоруссию, то нашла могилу своего Ивана. Большая стела, на которой множество имен, и за каждым именем жизнь, человеческий подвиг. Я читала его письма и ревела, и было ощущение, что он меня слышит, что находится рядышком.
— Как началась твоя фронтовая концертная жизнь?
— В июле 22 года меня пригласили за ленточку в Харьковскую область. Я поехала, хотела увидеть все своими глазами. Первая поездка была в город Волчанск — сейчас его заново освобождают, от него уже ничего не осталось. А тогда это был красивый город, и к нам на концерт пришло 450 человек. Они шли со страхом. Мы с подарками еще приехали — детки получали подарки, отбегали за угол дома, прятали там пакеты и возвращались с пустыми руками, чтобы еще получить. Помню девушку 18-летнюю, откровенно одетую, ярко накрашенную и очень худую, одни косточки. После концерта она подошла ко мне и спросила: «Можно я вас обниму?» Я обняла ее, она заплакала, содрогаясь всем телом, и мы долго так стояли. Что стало с этими людьми, не знаю. Я тогда со многими беседовала, много историй узнала — и о том, как издевались, и о том, как тяжело сейчас живется. Я много езжу, и весь этот ужас продолжается в Донецкой, в Белгородской и в Курской областях.
— Вы приезжаете с концертами большой группой?
— Иногда одна, иногда с кем-то. Конечно, на одной машине много подарков не увезешь. Если есть попутчики, то я рада. Сейчас машина у меня разбилась, а мне надо было срочно ехать, и вдруг, на мое счастье, подходит ко мне после концерта девушка и спрашивает: «Чем я могу вам помочь?» А я ей задаю конкретный вопрос: «Машина есть? Если есть, то поехали». И она со мной поехала. Иногда звонят из аппарата президента, приглашают полететь на самолете, но это сложно: нужно освободить дни со вторника по субботу. Когда сама едешь, не под кого не подстраиваешься и везешь все необходимое для ребят: пятиточечники, турникеты, носилки, сети, саперные лопатки, нефопам, а еще письма, детские рисунки, сладости. Еще ребята просят привезти гитары и флешки с моими песнями и книжки с моими стихами, но этим надо заниматься, когда-нибудь запишу и напечатаюсь.
— Расскажи про свою картину «Фагот».
— «Фагот» — это моя дипломная работа в Академии Н.С. Михалкова, я окончила ее в 2023 году. В основе документальная история про 12-летнюю девочку Аню из Донецка. Она с семьей переехала в Москву, учится с моей дочкой в Музыкальной школе им. Гнесиных по классу фагота. Ее отец был музыкантом Донецкой филармонии, ушел ополченцем на фронт и пропал без вести. Потом его нашли зверски убитым азовцами. Аня играет на фаготе, как и моя дочь Люба. Фильм поэтому называется «Фагот». Аня полгода не улыбалась. Потом немного оттаяла, у нее есть закрытый телеграм-канал, где она ведет свои дневниковые записи. Снимали мы в госпитале в 8-м филиале Бурденко, во 2-м филиале Вишневского, хотя в Академии мне предлагали взять артистов, сделать выгородку. Но я отказалась, поскольку была уверена, что артисты так не сыграют. Мне были важны глаза, в которых бы читалось все пережитое. Мне хотелось, чтобы игровое существовало рядом с документальным. В фильме всего три профессиональных актера: Игорь Петренко, Кристина Бродская и Иван Колесников, все остальные сыграли самих себя. Игорь Петренко все время тоже ездит за ленточку, но никогда не афиширует свои поездки, скромно выполняет свой долг. Он мне как-то при встрече сказал: «Ань, ну хорошее, настоящее кино получилось». А я ему ответила: «Получилось, потому что у каждого есть свой опыт пережитого, не говоря уже о наших воинах, которые там снимались». В первом дубле они были в зажиме, со второго чуть стали помягче, а уже с третьего были готовы сыграть что угодно. И детки мои снимались — моя Люба и мой Яшка, младший. И когда мы фильм почти сделали, Любушка мне показывает запись Ани: она пишет, что хочет вернуться в 21 год, где вся ее семья вместе, они сидят и пьют чай, разговаривают с папой. А после того как Аня увидела этот фильм, она написала своему погибшему отцу: «Ты всегда есть, ты всегда будешь со мной». У «Фагота» вообще удивительная судьба, он проехал практически по всем городам России, Белоруссии. Фильм участник фестивалей "День Победы" (главный приз), "Кино на службе Отечеству" (спецприз), "Свидание с Россией" (Архангельск), «Крылатый барс" (лучший короткометражный фильм), "Белая птица" (Казань), "Малая земля" (Новороссийск), "Человек, познающий мир" (Крым) и других. Фильм идет 42 минуты, для короткого метра большой, для полного метра маленький. Мне сказали, что можно было бы доделать, и будет большое кино. Возможно, когда- нибудь я доделаю.
— А твои дети, наверное, сильно переживают твое отсутствие, они же скучают.
— Конечно. Этот Новый год я впервые праздновала не дома, а была там с нашими воинами. Мы с семьей праздники с 2022 года не отмечаем. Я стараюсь пропускать все фуршеты, не хожу на мероприятия. Кто-то говорит: «Надо праздновать, несмотря ни на что», а у меня ощущение другое. 23 февраля тоже уезжала туда, а вернулась 26-го — к спектаклю. Ехали, сменяли друг друга на одной машине: сначала в Запорожье, по 4–5 концертов в день, потом Донецкая область, опять Запорожье, потом Белгород, Белгородская область и потом Курская область, куда муж меня не отпускал.
— Как он вообще тебя отпускает?
— Он только потом узнает, когда видит видео на моем канале, где я была. Да меня невозможно задержать, проще отпустить. Как Сан Саныч Калягин однажды про меня сказал, «Аня — это атомная электростанция». Но я все делаю аккуратно, стараюсь не испытывать судьбу. Я знаю, что за меня многие молятся, а главные мои молитвенники — это мои детки. Я знаю, что потом мне никто не вернет то время, что мы были в разлуке, но понимаю, что нужно потерпеть, зато потом, когда настанет долгожданный мир, мы будем вместе неразлучно. Когда я уезжаю, маленький всегда бежит со словами «поцеловаться и обняться», и мы долго целуемся в носик, в губки, в глазки. Наверное, я туда езжу, чтобы ребята, которые там, почувствовали материнское, сестринское, женинское тепло, и им стало чуточку легче. Дети, конечно, скучают, но важно, что они ощущают свою сопричастность к происходящему. Наша квартира напоминает сейчас перевалочную базу. Многие бойцы через нас проходят, не только раненые, но и те, кто в отпуск едут и обратно на фронт. И мои детки всегда им помогают.
— С одной стороны, тебя раздирают семья, дети, и это главное. А с другой стороны, у тебя еще есть и театр.
— Театр — это тоже главное. Сейчас Сан Саныч дал добро на моноспектакль, который будет называться «У тебя позывной Герой». В этом спектакле в прозе, в стихах и в песнях я расскажу о настоящих героях нашего времени. Премьера состоится 10 мая.
— В Академии ты несколько фильмов успела снять?
— Три. «Царевна-лягушка» — детское кино. Второй — «Ушастик» — 9-минутный фильм про мальчика из детского дома. Было задание без единого слова снять фильм — получилась рождественская сказка о мальчике, который мечтает найти маму. Фильм получил множество призов на различных фестивалях.
— Аня, что тебе интереснее — играть на сцене или снимать кино?
— Если честно, я всю жизнь, с пеленок мечтала петь. Мама мне советовала: «Ну открой форточку и пой». Она сама так делала, а голос мне от нее передался по наследству. И видимо, я сейчас к этой мечте пришла, пою перед воинами, и это мои самые дорогие зрители. На фронте жизнь ощущается острее, потому что смерть дышит в затылок. А песня помогает переключиться от мрачных мыслей. А еще я люблю после своего выступления передавать гитару по кругу. Там столько талантливых ребят, они поют, а я их снимаю, а потом у себя в канале размещаю видео, чтобы их родные увидели. Война страшная, уродливая, она не проходит бесследно. Это я еще не была на первой линии, а мальчишки, которые там были, столько всего рассказывали, показывали. И когда они сюда приезжают, то оказываются в другом пространстве, будто в другом измерении, где другие понятия и ценности. Они здесь зачастую не видят соучастия, отклика, а только равнодушие, и это их сильно ранит.
— Все, кого ты встречаешь, становятся тебе родными, у тебя за них душа болит.
— Когда ты видишь в госпиталях, как они поднимаются, заново учатся ходить, говорить… Как идут на протезах, идут!!! В них столько силы, и они столько сил дают мне. 2024 год стал для меня годом свадеб. Венчались три пары моих друзей. Воин Евгений, десантник, и сестра милосердия Наталия, раненый воин Павел и логопед Калерия, воин Виталий и Галина. Правда, у последней пары счастье длилось недолго. Когда я узнала, что 19 декабря 2024-го Виталий погиб, я не смогла сдержаться, закричала в голос, даже дети испугались. Я впервые в жизни была свадебным фотографом. Так получилось, что 8 марта 2024 года я приехала на фронт и попала на венчание в военно-полевом храме. Галина — художник-реставратор, реставрирует иконы, картины, а он ставропольский казак, кадровый военный. Познакомились они в Москве, на вручении ему наград, и у них случилась любовь с первого взгляда. И было венчание, я их фотографировала на обрыве Азовского моря. Он — олицетворение воина, она — женственности. И вот он погиб. Это такая несправедливость, когда такие ребята погибают. Там исключительные люди. У меня много друзей среди заключенных. Я много перед «штормами» выступаю, раздаю свои телефоны. Мне говорят: «Ты что, с ума сошла? Зэкам даешь свой телефон». Но меня никто никогда не обижал и не обидит. Правда, в ютубе мне однажды кто-то оставил негативный комментарий, который я не стала удалять. Мне написали: «Если мне придется воевать против вас, против России, то я буду долго думать, кого первым взорвать — вас или Крымский мост. Я, наверное, выберу вас». Я думаю: ничего себе, меня с дорогостоящим Крымским мостом сравнили.
— Весь этот твой опыт боли и сострадания отразится в творчестве?
— В планах снять художественно-игровой фильм про наших мальчишек, мы написали сценарий в формате сериала, каждая серия посвящена одному герою. Называется «Русская дорога». Жизненные истории, основанные на реальных событиях. Всего восемь серий. «Аргументы и факты» предложили мне сделать документальный фильм, но не знаю, поддержит нас государство или нет. И еще я пишу пьесу «Мальчики мои» — госпитальные истории, а также песни и стихи.
— И конечно, еще сыграешь очень много ролей.
— Аня, какая у тебя любимая роль в театре?
– Люблю все свои роли. Иногда возникают сомнения по поводу моей работы в спектакле «Декамерон. Любовь во время чумы» по новеллам Дж. Боккаччо.
— Откуда сомнения? Ты играешь потрясающе — ярко, смешно, что называется, сочно, есть игривость и шарм…
— Думаю: «А что бы сказали мои дети, увидев меня в этой роли?» Не уверена, что они одобрили бы эту мою работу. А вот по спектаклю «Пожары» я сильно скучаю, до сих пор помню текст. С годами спектакль «Пожары» становится все более мощным и пронзительным, ведь войны не прекращаются. Я его играла много лет, успела родить всех своих четырех детей. Конечно, очень люблю свою Веру Филипповну из спектакля «Сердце не камень», но, к сожалению, сейчас играю через раз, у меня во всех спектаклях есть второй состав. А когда редко играешь, то еще больше ценишь и любишь спектакль.
— В 2015 году ты стала лауреатом премии театрального фестиваля «Золотой Витязь», получила «Серебряный диплом» за режиссерский дебют в спектакле «Ваш Чехов». Ты поставила его по своей пьесе, и она получила поддержку Министерства культуры РФ. Как возникла эта идея?
— В основу легли документы — страницы дневников, писем и путевых заметок. Мне хотелось создать облик живого Чехова, показать, каким он был мудрым, наблюдательным, ироничным и даже озорным, рассказать о его юности и несчастной любви. Я хотела, чтобы спектакль был задушевным и искренним, и мне очень помогли в этом артисты нашего театра: Федор Бавтриков, который даже внешне похож на Антона Павловича, Елизавета Рыжих, мы с ней в очередь играем Лику Мизинову, Иван Косичкин, Артем Блинов, Евгений Токарев, Евгений Тихомиров, Кристина Гагуа и все, кто появился в спектакле уже позже.
— Окончив режиссерский факультет ВГИКа, мастерская Владимира Хотиненко, ты сняла короткометражные фильмы «Сестренки из деревни Сухаренки», «Импровизация в миноре», «Пестинья и Яков», «Besame mucho», а в 2012 году полнометражный фильм «Первоклашки», лауреат «Бронзового Витязя» на фестивале «Золотой Витязь». Сегодня ты снимаешь уже совсем другие фильмы. В нашу жизнь вошла война, и ты отозвалась как немногие. У всех болит, но кажется, что у тебя больше остальных.
— Не думаю, что больше остальных. Просто не у всех есть такая возможность. Ко мне недавно на встрече со зрителями подошла бабушка Люба и говорит: «Возьми меня с собой, я там пригожусь». А я ей отвечаю: «Не возьму, и тут, в тылу, можно многое сделать». Каждый на своем месте делает что может.
— Может, это генетически в тебе заложено: гражданственность, бесстрашие, мужество?
— У нас три дочки в семье, а папа всегда хотел сына и растил нас соответственно. Я и на охоту с ним ходила, и на рыбалку ездила. Уже в детстве была неугомонной. Люблю путешествовать. Даже если я сижу на месте, мне кажется, что я все время путешествую, фантазии меня уносят в какие-то края. Все мои родные воевали. Брат моего деда, Иван Артамонов, погиб 20-летним мальчишкой, подорвался на мине, освобождая концлагерь Озаричи, где было 55 тысяч человек, из них 30 тысяч только детки до четырнадцати лет. От Ивана у меня сохранилась целая коробка писем-треугольничков, я их разложила по датам с 41 по 44 годы. Сначала он был в учебке в Казани, потом поехал на фронт, был на Украине, в Белоруссии. Последнее место его службы — Гомельская область, концлагерь Озаричи. Когда я со своим фильмом «Фагот» поехала в Белоруссию, то нашла могилу своего Ивана. Большая стела, на которой множество имен, и за каждым именем жизнь, человеческий подвиг. Я читала его письма и ревела, и было ощущение, что он меня слышит, что находится рядышком.
— Как началась твоя фронтовая концертная жизнь?
— В июле 22 года меня пригласили за ленточку в Харьковскую область. Я поехала, хотела увидеть все своими глазами. Первая поездка была в город Волчанск — сейчас его заново освобождают, от него уже ничего не осталось. А тогда это был красивый город, и к нам на концерт пришло 450 человек. Они шли со страхом. Мы с подарками еще приехали — детки получали подарки, отбегали за угол дома, прятали там пакеты и возвращались с пустыми руками, чтобы еще получить. Помню девушку 18-летнюю, откровенно одетую, ярко накрашенную и очень худую, одни косточки. После концерта она подошла ко мне и спросила: «Можно я вас обниму?» Я обняла ее, она заплакала, содрогаясь всем телом, и мы долго так стояли. Что стало с этими людьми, не знаю. Я тогда со многими беседовала, много историй узнала — и о том, как издевались, и о том, как тяжело сейчас живется. Я много езжу, и весь этот ужас продолжается в Донецкой, в Белгородской и в Курской областях.
— Вы приезжаете с концертами большой группой?
— Иногда одна, иногда с кем-то. Конечно, на одной машине много подарков не увезешь. Если есть попутчики, то я рада. Сейчас машина у меня разбилась, а мне надо было срочно ехать, и вдруг, на мое счастье, подходит ко мне после концерта девушка и спрашивает: «Чем я могу вам помочь?» А я ей задаю конкретный вопрос: «Машина есть? Если есть, то поехали». И она со мной поехала. Иногда звонят из аппарата президента, приглашают полететь на самолете, но это сложно: нужно освободить дни со вторника по субботу. Когда сама едешь, не под кого не подстраиваешься и везешь все необходимое для ребят: пятиточечники, турникеты, носилки, сети, саперные лопатки, нефопам, а еще письма, детские рисунки, сладости. Еще ребята просят привезти гитары и флешки с моими песнями и книжки с моими стихами, но этим надо заниматься, когда-нибудь запишу и напечатаюсь.
— Расскажи про свою картину «Фагот».
— «Фагот» — это моя дипломная работа в Академии Н.С. Михалкова, я окончила ее в 2023 году. В основе документальная история про 12-летнюю девочку Аню из Донецка. Она с семьей переехала в Москву, учится с моей дочкой в Музыкальной школе им. Гнесиных по классу фагота. Ее отец был музыкантом Донецкой филармонии, ушел ополченцем на фронт и пропал без вести. Потом его нашли зверски убитым азовцами. Аня играет на фаготе, как и моя дочь Люба. Фильм поэтому называется «Фагот». Аня полгода не улыбалась. Потом немного оттаяла, у нее есть закрытый телеграм-канал, где она ведет свои дневниковые записи. Снимали мы в госпитале в 8-м филиале Бурденко, во 2-м филиале Вишневского, хотя в Академии мне предлагали взять артистов, сделать выгородку. Но я отказалась, поскольку была уверена, что артисты так не сыграют. Мне были важны глаза, в которых бы читалось все пережитое. Мне хотелось, чтобы игровое существовало рядом с документальным. В фильме всего три профессиональных актера: Игорь Петренко, Кристина Бродская и Иван Колесников, все остальные сыграли самих себя. Игорь Петренко все время тоже ездит за ленточку, но никогда не афиширует свои поездки, скромно выполняет свой долг. Он мне как-то при встрече сказал: «Ань, ну хорошее, настоящее кино получилось». А я ему ответила: «Получилось, потому что у каждого есть свой опыт пережитого, не говоря уже о наших воинах, которые там снимались». В первом дубле они были в зажиме, со второго чуть стали помягче, а уже с третьего были готовы сыграть что угодно. И детки мои снимались — моя Люба и мой Яшка, младший. И когда мы фильм почти сделали, Любушка мне показывает запись Ани: она пишет, что хочет вернуться в 21 год, где вся ее семья вместе, они сидят и пьют чай, разговаривают с папой. А после того как Аня увидела этот фильм, она написала своему погибшему отцу: «Ты всегда есть, ты всегда будешь со мной». У «Фагота» вообще удивительная судьба, он проехал практически по всем городам России, Белоруссии. Фильм участник фестивалей "День Победы" (главный приз), "Кино на службе Отечеству" (спецприз), "Свидание с Россией" (Архангельск), «Крылатый барс" (лучший короткометражный фильм), "Белая птица" (Казань), "Малая земля" (Новороссийск), "Человек, познающий мир" (Крым) и других. Фильм идет 42 минуты, для короткого метра большой, для полного метра маленький. Мне сказали, что можно было бы доделать, и будет большое кино. Возможно, когда- нибудь я доделаю.
— А твои дети, наверное, сильно переживают твое отсутствие, они же скучают.
— Конечно. Этот Новый год я впервые праздновала не дома, а была там с нашими воинами. Мы с семьей праздники с 2022 года не отмечаем. Я стараюсь пропускать все фуршеты, не хожу на мероприятия. Кто-то говорит: «Надо праздновать, несмотря ни на что», а у меня ощущение другое. 23 февраля тоже уезжала туда, а вернулась 26-го — к спектаклю. Ехали, сменяли друг друга на одной машине: сначала в Запорожье, по 4–5 концертов в день, потом Донецкая область, опять Запорожье, потом Белгород, Белгородская область и потом Курская область, куда муж меня не отпускал.
— Как он вообще тебя отпускает?
— Он только потом узнает, когда видит видео на моем канале, где я была. Да меня невозможно задержать, проще отпустить. Как Сан Саныч Калягин однажды про меня сказал, «Аня — это атомная электростанция». Но я все делаю аккуратно, стараюсь не испытывать судьбу. Я знаю, что за меня многие молятся, а главные мои молитвенники — это мои детки. Я знаю, что потом мне никто не вернет то время, что мы были в разлуке, но понимаю, что нужно потерпеть, зато потом, когда настанет долгожданный мир, мы будем вместе неразлучно. Когда я уезжаю, маленький всегда бежит со словами «поцеловаться и обняться», и мы долго целуемся в носик, в губки, в глазки. Наверное, я туда езжу, чтобы ребята, которые там, почувствовали материнское, сестринское, женинское тепло, и им стало чуточку легче. Дети, конечно, скучают, но важно, что они ощущают свою сопричастность к происходящему. Наша квартира напоминает сейчас перевалочную базу. Многие бойцы через нас проходят, не только раненые, но и те, кто в отпуск едут и обратно на фронт. И мои детки всегда им помогают.
— С одной стороны, тебя раздирают семья, дети, и это главное. А с другой стороны, у тебя еще есть и театр.
— Театр — это тоже главное. Сейчас Сан Саныч дал добро на моноспектакль, который будет называться «У тебя позывной Герой». В этом спектакле в прозе, в стихах и в песнях я расскажу о настоящих героях нашего времени. Премьера состоится 10 мая.
— В Академии ты несколько фильмов успела снять?
— Три. «Царевна-лягушка» — детское кино. Второй — «Ушастик» — 9-минутный фильм про мальчика из детского дома. Было задание без единого слова снять фильм — получилась рождественская сказка о мальчике, который мечтает найти маму. Фильм получил множество призов на различных фестивалях.
— Аня, что тебе интереснее — играть на сцене или снимать кино?
— Если честно, я всю жизнь, с пеленок мечтала петь. Мама мне советовала: «Ну открой форточку и пой». Она сама так делала, а голос мне от нее передался по наследству. И видимо, я сейчас к этой мечте пришла, пою перед воинами, и это мои самые дорогие зрители. На фронте жизнь ощущается острее, потому что смерть дышит в затылок. А песня помогает переключиться от мрачных мыслей. А еще я люблю после своего выступления передавать гитару по кругу. Там столько талантливых ребят, они поют, а я их снимаю, а потом у себя в канале размещаю видео, чтобы их родные увидели. Война страшная, уродливая, она не проходит бесследно. Это я еще не была на первой линии, а мальчишки, которые там были, столько всего рассказывали, показывали. И когда они сюда приезжают, то оказываются в другом пространстве, будто в другом измерении, где другие понятия и ценности. Они здесь зачастую не видят соучастия, отклика, а только равнодушие, и это их сильно ранит.
— Все, кого ты встречаешь, становятся тебе родными, у тебя за них душа болит.
— Когда ты видишь в госпиталях, как они поднимаются, заново учатся ходить, говорить… Как идут на протезах, идут!!! В них столько силы, и они столько сил дают мне. 2024 год стал для меня годом свадеб. Венчались три пары моих друзей. Воин Евгений, десантник, и сестра милосердия Наталия, раненый воин Павел и логопед Калерия, воин Виталий и Галина. Правда, у последней пары счастье длилось недолго. Когда я узнала, что 19 декабря 2024-го Виталий погиб, я не смогла сдержаться, закричала в голос, даже дети испугались. Я впервые в жизни была свадебным фотографом. Так получилось, что 8 марта 2024 года я приехала на фронт и попала на венчание в военно-полевом храме. Галина — художник-реставратор, реставрирует иконы, картины, а он ставропольский казак, кадровый военный. Познакомились они в Москве, на вручении ему наград, и у них случилась любовь с первого взгляда. И было венчание, я их фотографировала на обрыве Азовского моря. Он — олицетворение воина, она — женственности. И вот он погиб. Это такая несправедливость, когда такие ребята погибают. Там исключительные люди. У меня много друзей среди заключенных. Я много перед «штормами» выступаю, раздаю свои телефоны. Мне говорят: «Ты что, с ума сошла? Зэкам даешь свой телефон». Но меня никто никогда не обижал и не обидит. Правда, в ютубе мне однажды кто-то оставил негативный комментарий, который я не стала удалять. Мне написали: «Если мне придется воевать против вас, против России, то я буду долго думать, кого первым взорвать — вас или Крымский мост. Я, наверное, выберу вас». Я думаю: ничего себе, меня с дорогостоящим Крымским мостом сравнили.
— Весь этот твой опыт боли и сострадания отразится в творчестве?
— В планах снять художественно-игровой фильм про наших мальчишек, мы написали сценарий в формате сериала, каждая серия посвящена одному герою. Называется «Русская дорога». Жизненные истории, основанные на реальных событиях. Всего восемь серий. «Аргументы и факты» предложили мне сделать документальный фильм, но не знаю, поддержит нас государство или нет. И еще я пишу пьесу «Мальчики мои» — госпитальные истории, а также песни и стихи.
— И конечно, еще сыграешь очень много ролей.