MoskowDept Et Cetera

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

27.10.2017 В "МК" вручили театральную премию - 2017 Ян Смирницкий, Екатерина Писарева , Московский комсомолец 20.10.2017 Новое здание театра Калягина откроется в следующем году Интерфакс-недвижимость 20.10.2017 Новое здание театра Et Cetera откроется в 2018 году Вера Лунькова , РБК-Недвижимость 20.10.2017 В центре Москвы откроют новое здание театра «ET CETERA» Светлана Волкова , Комсомольская правда 20.10.2017 Новое здание театра "Et Cetera" достроят в 2018 году Москва 24 25.09.2017 Александр Калягин: "Больше медлить нельзя. Мы можем потерять отечественную культуру". Виктор Борзенко , журнал "Театрал" 12.09.2017 В театре Калягина - бенефис: к юбилею Людмилы Дмитриевой поставили спектакль Александр Кремнев , Театрал 29.08.2017 Отделочные работы начались в новом здании театра Калягина Интерфакс. Россия 25.08.2017 Александр Калягин стал лауреатом премии имени Гоголя в Италии РИА Новости (Россия сегодня) 24.08.2017 Et Cetera отметит юбилей в новом здании Зоя Игумнова , Известия 24.08.2017 Сбор труппы театра "Et Cetera" Илья Золкин , Культура двух столиц 24.08.2017 Театр Et Сetera под руководством Калягина откроет вторую сцену в апреле 2018 года Ольга Свистунова , ТАСС 24.08.2017 25-ый у Et Cetera Наталья Косякова , Клаузура 24.08.2017 Театры открывают новый сезон Анжелика Заозерская , Вечерняя Москва 24.08.2017 Театр "Et Cetera" открывает новый сезон РИА Новости (Россия сегодня) 18.07.2017 Вторую очередь театра Et Cetera введут в эксплуатацию в следующем году Интерфакс-недвижимость 04.07.2017 Московский театр «Et Cetera» приехал в Хабаровск с гастрольной программой Элина Оганесян , Комсомольская правда 03.07.2017 «Большие гастроли» театра Et cetera в Хабаровске назвали уникальными Восток медиа 02.07.2017 В Хабаровске представит пять спектаклей театр Калягина Молодой дальневосточник XXI век 14.06.2017 Александр Калягин: Все знать, читать и сделать по-своему Анжелика Заозерская , Вечерняя Москва 25.05.2017 Магнетизм Калягина Екатерина Дмитриевская , Экран и сцена 22.05.2017 Александр Калягин открыл в Москве именную выставку Денис Сутыка , Известия 24.04.2017 Александр Калягин готовит к своему 75-летию роль Хлестакова в спектакле "Ревизор" ТАСС 23.04.2017 Александр Калягин сыграет самого зрелого Хлестакова Елизавета Авдошина , Независимая газета 07.03.2017 Главным "Гвоздем сезона" названа "Утиная охота" театра Et Cetera Оксана Власова , Российская газета
Пресса

Воспитание чувств

Александр Калягин
"Российская газета" Федеральный выпуск №5017 (193) , 13.10.2009
Искусство развивается всегда, независимо от того, кто правит миром. Искусство вечно, потому что тяга к творчеству неистребима. От правителей зависит не сам факт искусства, а возможность приобщения к нему большинства.

Уже не первое десятилетие мы живем в новой стране, и, как ни странно, все это время мы живем в ожидании новых преобразований, каких-то глобальных перемен, которые на самом деле мало что в нашей жизни меняют. Мы пережили так называемую революцию 90-х, дефолты, смены руководства и стратегий развития, и вот, когда наступило какое-то равновесие в жизни, когда определился вектор движения, грянул кризис. И вновь сумятица в мыслях, страх перед будущим и ощущение своей беспомощности. Что будет с нами? Что будет с Россией?И президент страны нам ответил - "Россия, вперед!".

В его обращении, которое я прочитал очень внимательно, все выверено, я бы даже сказал, с безукоризненной логикой математика. Дмитрий Анатольевич приглашает всех, кому есть что сказать, принять участие в дискуссии. Но все, что он сам сказал, кажется настолько бесспорным и очевидным, что вроде и дискуссия не нужна. Но где-то внутри, на уровне подсознания, признаюсь, сама эта "бесспорность" смущает, и я думаю, что есть какой-то изъян в этой правильности "алгебры".

У Василия Васильевича Розанова в размышлениях "Возле "русской идеи"..." есть абзац о влиянии русской литературы на Запад: "Он (Запад. - Авт.) преклонялся вовсе не перед художеством русских писателей, довольно неуловимым в переводе, но перед новым нравственным миропорядком, какой открывался просто картинами русской жизни и характерами русских людей".

Что это за такая категория - "нравственный миропорядок"? Что я имею в виду, цитируя великого русского мыслителя? Есть ценности материального порядка, которые обеспечивают цивилизованные условия жизни. Это богатство, деньги, социальное положение, успех, высокий уровень жизни, социальный статус. А есть ценности морали и религии, они существуют в противовес первым и определяют особый нравственный уклад жизни, человеческих отношений, идей и идеалов нации.

Мне кажется, именно сейчас важно говорить о "нравственном миропорядке" России, будущем России, без которого нет понимания ни сути нашего движения, ни места нашей страны в мире. В статье названы "пять приоритетов технологического развития", предложены "конкретные направления модернизации политической системы, меры по укреплению судебной власти, противодействию коррупции", определены "запущенные социальные недуги", от которых необходимо освобождаться. Сказано, кажется, все, но это "все" означает движение к России более цивилизованной, но не более культурной. Об этом заявляется открыто: "...переход страны на следующую более высокую ступень цивилизации возможен". Но одолеть "более высокую ступень цивилизации", я уверен, недостаточно.

Иван Александрович Ильин совершенно справедливо предлагал различать понятия культура и цивилизация. А о культуре как о явлении духовного порядка в статье "Россия, вперед!" нет ни слова - упоминаются только правовая культура, политическая культура...

"В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами...", - обещает президент. Но наука и опыт других стран свидетельствуют о том, что невозможно создать "интеллектуальные ресурсы", игнорируя необходимость поддержки культуры. Сначала экономический рост, а уж потом условия для развития культуры - сохранение этой существующей сегодня установки грозит оставить Россию в сырьевой экономике.

 Д.А. Медведев пишет в своей статье: "Инновационная экономика возникнет, конечно, не сразу. Она часть культуры, основанной на гуманистических ценностях". И надо было бы сразу дописать: государство будет поддер живать культуру, выведет ее в приоритеты наравне с экономическим ростом, и по-другому невозможно. Откуда в культурно отсталом обществе взяться этим "гуманистическим ценностям"? А если быть честными, мы уже их потеряли и продолжаем терять.

В нашем обществе идет трагическое искажение нравственных ориентиров. И я не знаю, может быть, есть другие способы, как с этим бороться, но я знаю только один - создать культурную среду уже в детстве. Конечно, в школах нужны компьютеры, но не менее нужны живые уроки литературы (только в двух старших классах за последние тридцать лет количество часов на литературу уменьшилось чуть ли не вдвое), той самой нравственной русской литературы. И нужно подлинное ее знание, а не в урезанной адаптации, не в форме случайно подобранных тестов.

В статье речь идет об "улучшении качества жизни ради освобождения человека от бедности, болезней, страха и несправедливости". Но мне кажется, в этом перечислении пропущена существенная строчка: ради приобщения к культуре, к ее высшим ценностям. Разве эта возможность для человека менее важна, чем возможность достатка в еде, одежде, в лишних квадратных метрах?

Раскрыть творческий потенциал каждой личности возможно только одним способом - воспитанием, и обязательно воспитанием искусством. Воспитанием посредством литературы и музыки, живописи и театра. Уже давно японцы вывели закон: творческая личность рождается в соприкосновении с творчеством, участвуя в творческом процессе. Общеизвестно, что из детей, которые учатся музыке, посещают театральные и художественные студии, вырастают инициативные творческие люди, активно и успешно потом работающие в самых разных областях. И обеспечить доступность таких занятий - это тоже входит в понятие "качество жизни". Как и возможность водить ребенка в театр, а сегодня наши дети имеют возможность посещать свой, детский театр исключительно в крупных городах, а есть масса сел и городов, где театров нет вообще, и гастроли почти полностью прекращены.

Хочу привести некоторые данные последних исследований: уровень литературного развития мальчиков-подростков ухудшился с 1990 г. в 5 раз, девочек - в 4 раза. Чтение газет, журналов, книг за последние 15 лет уменьшилось в 2,5 раза. Полноценно приобщенными к искусству мы можем сегодня назвать 26% школьников в крупных городах, 12% - в городах небольших и 6% - в селах. За рыночные реформы мы расплатились культурной деградацией, думаю, что это очевидно уже всем.

Хочу сразу оговориться - я выступаю не против рыночных реформ, но я категорически против разрушения культурных ценностей, культурных традиций, унаследованных нами за всю историю российского государства. Не рынок сам по себе мешает развиваться культуре, а отсутствие условий для ее развития. И я имею в виду не только финансирование в необходимом объеме, это важный фактор, но не единственный.

Известно, что в США, например, только 5-6 процентов составляют долю государственного участия в финансировании культуры. Все остальное - фонды. Но, чтобы они возникли и работали, необходима сформулированная позиция государства по отношению к культуре, нужна подготовленная почва, на которой взойдут эти ростки общественной поддержки культуры и искусства. Я уже говорил и продолжаю настаивать: необходимо разрабатывать государственную политику в области культуры и искусства. А что мы имеем сегодня?

В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности место культуры в самом конце, следом по списку идут прачечные, услуги астрологов и ритуальные услуги. И если культура у нас отнесена к сфере услуг, то понятно, что процесс уничтожения самой идеи русского искусства неминуем. И я опять же настаиваю: надо выкорчевывать эти представления, навязанные недальновидными чиновниками, о том, что место культуры в рынке услуг.

"В строе русской души есть противление тому творчеству, которое создает дурно-бесконечную, буржуазно-серединную культуру, есть жажда творчества, которое создает новую жизнь и иной мир", писал Николай Бердяев. И дальше его еще одна потрясающая фраза: "Но на почве буржуазной культуры Россия никогда не будет талантлива". А в последние годы мы двигаемся именно к "буржуазно-серединной культуре" развлечений, лишенной смысла и содержания.

 Я говорил и буду говорить: инвестиции в культуру - это инвестиции в человека, а значит и в "экономическую модернизацию", и в "инновационную экономику", и в "информационные технологии", и т.д. - во все те нужные направления, о которых так правильно говорил президент России.

Я очень надеюсь быть услышанным и надеюсь, что уже в Послании президента Федеральному Собранию будут обозначены и роль культуры, и ее место в перспективном плане развития нашей страны.

© 2007-2017, Театр Et Cetera

E-mail: theatre@et-cetera.ru

Адрес: 101000, Москва, Фролов пер., 2
Проезд: Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»

Схема проезда
Справки и заказ билетов
по телефонам:

+7 (495) 781-781-1
+7 (495) 625-21-61