Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

30.12.2021 Поэты творят вопреки пандемии коронавируса Олег Клещев , газета "Метро" 29.12.2021 Актеры разбирались в поэтических мыслях Мари Литова , Независимая газета 20.12.2021 «Бывает же и что-то хорошее на свете»: актеры Et Cetera и поэты коронавирусной эпохи Сергей Гейченко , ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ 01.12.2021 «Игрокам» приготовиться! Спектакль-игра в честь автора «Бесов» Даниил Калугин , Независимая газета 23.11.2021 В театре Et Cetera состоится интеллектуальная игра в честь юбилея Достоевского ТАСС 07.10.2021 Московский театр Et Cetera представит премьеру классической комедии Скриба "Стакан воды" ТАСС 09.07.2021 Пусть пройдет дождь… Александра Семенова , Сетевое издание «Сельчанка», Республика Алтай 11.06.2021 Сказки для девочек разного возраста Александра Байлагашева , Сетевое издание «Сельчанка», Республика Алтай 09.04.2021 «Любовный напиток» в московском театре «Et Cetera» Сабадаш Владимир , Культура двух столиц 06.04.2021 В театре Et Cetera приготовят «Любовный напиток» InterMedia 06.04.2021 Театр "Et Cetera" поставил спектакль для своей ведущей актрисы Татьяны Владимировой ТАСС 01.02.2021 Версия Стуруа Экран и сцена
Пресса

Сказки для девочек разного возраста

Александра Байлагашева
Сетевое издание «Сельчанка», Республика Алтай , 11.06.2021
Первая постановка – невероятно сложное, тяжелое произведение, требующее отдельного разговора, который будет разумнее перенести на следующий раз. А пока – две чудесные истории, которые при всей их серьезности можно назвать сказками для маленьких и больших девочек. Почему? Потому что сказки всегда заканчиваются хорошо. И они обязательно должны быть в жизни девочек – а сколько им лет, неважно…

«Это точно приходится признать!»
«Тайна тетушки Мэлкин» – замечательная сказка для детей, созданная по пьесе А.А. Милна «Гадкий утенок», – яркая, красивая, с прекрасной музыкой             В. Дашкевича и стихами                         Ю. Кушака, которые легко запоминаются. Сюжет очень прост: король и королева отчаялись выдать замуж некрасивую принцессу – именитые женихи не спешат просить ее руки, узнав, что она нехороша собой. И поэтому, когда появляется некий принц из далекого королевства, венценосные родители придумывают, как им кажется, хитрый план: познакомить жениха с симпатичной служанкой, выдав ее за принцессу, и добиться согласия на брак. А в день свадьбы закутать дочурку в покрывало – авось жених раскроет обман уже после обряда, и деваться ему будет некуда! Но они забыли, что существует предсказание тетушки Мэлкин – крестной принцессы. А вот в чем оно состоит – тайна, которая раскроется только в самом конце.
Постановке больше 20 лет, о ней написано очень много, а трейлеры к спектаклю легко можно найти на YouTube. Конечно, всей истории они не покажут, но зато можно послушать песни и увидеть самые забавные моменты.
Театральные критики в год выхода спектакля писали, что «как всякая хорошая сказка, «Тайна тетушки Мэлкин» похожа на слоеный пирог, где каждый возраст находит что-то для себя». Это так и есть. Родители усмехнутся на заявление Королевы: «Все равно, за кого выйти замуж, главное – выйти замуж!» и оценят план «многоходовочки», затеянной ради свадьбы. А дети будут с восторгом рассматривать королевский замок с чердаком, на котором можно прятаться, и рыцарей, стреляющих из рогатки. Взрослые посмеются над скелетом в шкафу («непременной принадлежностью семейной жизни!»), а дети с восторженным визгом встретят появление привидения из шкафа, стоящего напротив. И все вместе хохочут над толстушкой Дульчибеллой – служанкой, которую просят подменить на время принцессу, чтобы не спугнуть жениха, – и над упреками Канцлеру: «Приходится признать, что этот Канцлер – какой-то истуканцлер и дуранцлер!».
Ну и главное (особенно для девочек!) – это сказка о любви. О том, как она преображает мир вокруг и самих героев истории. Так А.А. Милн (да-да, автор Винни Пуха!) пересказал андерсеновский сюжет. Некрасивая принцесса со скромным именем Камилла (ромашка) станет красавицей, превратится из гадкого утенка в прекрасного лебедя, когда ее полюбят и когда полюбит она. Тетушка Мэлкин — единственная, кто знает и хранит эту тайну, открывая ее своей крестнице понемногу, раз от раза.
Превращения – любимая игра всех девочек на свете! А взрослым важно не забыть, что детство не осознает свою «некрасивость». Камилла не чувствует себя гадким утенком, а потом лебедем, она просто счастлива, сначала живя с любимыми мамой и папой, а потом – полюбив нерешительного и чуточку нелепого принца. Обещанное же крестной превращение она ждет как удивительное приключение. Какая девочка откажется «превратиться в красавицу»? Эта добрая и мудрая сказка напоминает еще раз о том, что красота скрыта только для равнодушных глаз, а любящему сердцу она открыта всегда. Как поется в главной песне этой чудесной постановки: «Это точно приходится признать!»

Неожиданное мнение зрителя-мальчика
Наша девочка еще слишком мала, поэтому смотреть спектакль мы отправились вдвоем с ее шестилетним братцем.
– Скажи, а ты узнал сказку?
Он призадумался.
– Я тебе подскажу. Мы с тобой у Андерсена читали такую…
Мальчуган просиял:
– Да, узнал. Это – «Дюймовочка»! Только немножко другая.
– Разве? Ты хорошо вспомни! Камиллу все считали некрасивой – как кого?
– Как Дюймовочку, – убежденно покивал он головой. – Жук Дюймовочку не любил, поэтому поверил другим жукам, что она некрасивая. Крот ее тоже не любил, но хотел жениться, чтоб ему удобнее было. А Эльф ее полюбил – и считал красавицей!
– Да нет же, это другая сказка. Это же «Гадкий утенок», разве ты не узнал?
– Нет, – ответил он серьезно. – «Гадкий утенок» – это для мальчиков, а «Дюймовочка» – для девочек. Мы же смотрели сказку про девочку!

«У сказки
старый принцип!»
Пьеса Я. Пулинович «Земля Эльзы» поднимает вечную тему взаимоотношений выросших детей и их постаревших родителей. Сколько похожих постановок есть на эту тему! Если сразу, навскидку – «Дальше – тишина», «Странная миссис Сэвидж», хотя их, конечно, больше.
В отличие от названных спектаклей, действие «Земли Эльзы» происходит в России и в наше время – сама пьеса написана в 2015 году, а в театре «Et Сetera» ее премьера состоялась в 2017-м.
Главной героине семьдесят шесть. Вдова. Дочь репрессированных немцев – отца расстреляли, мать с двумя дочками выслали. Сестра умерла во время ссылки, а Эльза попала в детдом, откуда мама смогла ее забрать только после войны. Потом – несчаст-ный брак, ощущение жизни в неволе. Много лет она мечтала, что когда-нибудь, потом, она станет счастлива…
И вот в поселок, где живет Эльза Александровна, приезжает пенсионер из города, учитель географии Василий Игнатьевич. Он тоже вдовец, за плечами у него брак, по всей видимости не очень счастливый (женился на невесте, выбранной родителями, а любил девочку-сокурсницу), и мечты о путешествиях, которые он так и не совершил.
А какой странный этот поселок, соединивший главных героев! Кажется, что в нем нет ни одного мужчины – только вдовы, незамужние и разведенные женщины. Даже старики и парни, о которых иногда упоминают, где-то за сценой, словно их и нет. Смотреть на ровесниц Эльзы грустно – дело даже не в том, что они одиноки и нелепо одеты, а в том, что они завистливы и злы. Впрочем, все женщины там такие… неприятные. Хамоватые, жадноватые, неумные и недобрые – даже дочь и внучка главной героини.
Почему так? Может быть, для контраста. Любовь юных героев прекрасна сама по себе, как цветок весной. А людям в возрасте 60+ мы отказываем в праве на любовь и романтику.
И вот они встретились – Эльза и Василий… Для него это возможность стать счастливым и неодиноким, отправиться в путешествие, о котором мечтал всю жизнь. Для нее это радость и признание, она впервые ощутила себя женщиной – любимой, нужной, дарящей своему мужчине вдохновение.
Но возмущению родственников с обеих сторон нет предела! Как старики смеют мечтать о Париже, что значит «продать дом»? Эльзе и Василию указывают на место – на кухне, на участке! Как говорила одна из героинь Г. Щербаковой – «где, конечно, живи, но и одновременно – забудь!» Как это печально, когда никто не хочет счастья родному человеку, гораздо важнее то, что хоть поселок и захудалый, но и там дом имеет цену, особенно с участком вокруг. Это и защищают любыми способами!
Одинокое поселковое «бабье царство» тоже устраивает немолодым влюбленным травлю: неприлично, ведь она – вдова! Значит, всегда была «такой», и не зря муж ее бил!
И вот как будто победили… Василия Игнатьевича увезут с инфарктом в больницу, не состоится свадьба, для которой куплены розовое платье, кокетливая шляпка и элегантная сумочка. Эльза напишет возлюбленному письмо, но не отправит – придет дочь с известием, что Василий умер.
Эльза понуро опустится на стул – и вы почувствуете, как вязкая тишина заполняет все пространство вокруг.
Но тут за сценой затарахтит мотор и выйдет Василий Игнатьевич: «Элечка, я украл мотоцикл! Поехали!» Она слабо воскликнет: «Куда?» А он радостно ответит: «Туда, куда вы хотели. В Париж!»
В одном из многочисленных отзывов я прочитала: «Земля Эльзы» – из бесконечной серии «А счастье было так возможно». Казалось бы, Эльза и Василий заслужили право быть счастливыми, но увы – не суждено. В мечтах Эльза видит Эйфелеву башню вместе с Василием, но зритель понимает, что это – на другой земле, в другой жизни. Всего лишь сон»…
Но финал спектакля такой живой и такой открытый! А разве не могло быть, что зарвавшиеся родственники все наврали и все неправда? Они могли бы, особенно сын и невестка Василия Игнатьевича.
Сказки для девочек должны обязательно заканчиваться счастливо: «У сказки старый принцип – и тем она сильна!» И неотправленное письмо Эльза просто передаст Василию из рук в руки…

Из неотправленного письма
Эльзы Александровны
«Помните Василий Игнатьевич, я прочитала из какой-то книги отрывок стихотворения про любовь? Помню только самую первую строчку: «Любовь богаче делом, чем словами». Но даже эта первая строчка кажется мне теперь очень умной. Вы столько для меня сделали, Василий Игнатьевич! Я стала другой. Раньше я думала только о доме, о делах, а сейчас мне каждый день в голову приходят такие мысли, которые я прежняя не одобрила бы… А сегодня я поняла, что даже если трижды в день мне будут кричать вслед разные ругательства, это меня нисколько не заденет. Потому что моя земля, она больше всех земель, вместе взятых, и она не имеет никакого отношения к вашей географии. Вот такая я стала и вот такое надумала… Я хочу написать вам, чтобы вы выздоравливали. Что я вас жду. Я люблю вас. Вот что самое главное я хотела написать… Ваша Элечка».