28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Владимир Скворцов: «Я доверяю самому себе»
Алиса Никольская
"Культура" ,
07.04.2005
Существуют актеры, которым спокойное течение творческой жизни не по душе. Вместо того чтобы служить в одном театре и играть те роли, которые достаются, они активно занимаются поисками себя. Владимир СКВОРЦОВ — как раз из таких, неугомонных. Ведущий актер Театра «Et Сetera», он к тому же звезда Центра драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина, самый известный столичный Обломов и человек, о котором говорят, что он может сыграть все. В эти дни Скворцов сыграл главную роль в спектакле «Смерть Тарелкина» (режиссер Оскарас Коршуновас, Театр «Et Сetera»). А в середине сезона состоялся его режиссерский дебют: в Центре драматургии и режиссуры Скворцов поставил пьесу Лауры-Синтии Черняускайте «Скользящая Люче», и спектакль сразу обратил на себя внимание. Актер сам начал разговор именно с этой работы. — «Скользящая Люче» — это команда людей, пришедшая в театр не за тем, чтобы сделать карьеру. Ошибочно думать, что молодое поколение хочет одного — во что бы то ни стало прорваться. Мы ничем не отличаемся от тех, кто старше. Абсолютно. Все мы занимаемся одним делом, просто у каждого поколения существует свое видение театра. Скажем, я придумал свой мир, свою модель театра, которая основана прежде всего на собственном позитивном отношении к тому, чем я занимаюсь. Актер — это вообще профессия для альтруиста. За свой труд мы получаем не так уж много денег, к тому же во время процесса подготовки спектакля совсем не знаем, получится ли он. Для творческих людей — высшее достижение, когда любимая профессия становится приятной, как хобби. Скажем, летом я снимался в кино и прекрасно провел время. И театр для меня — это отдых. Я не могу позволить себе насиловать себя работой. — Но муки все-таки бывают? — Они случаются, когда переходишь на новый этап. — А существует проблема под названием «роль, которая не получается или не нравится»? Ведь это тоже муки творчества. — Это две большие разницы. Роль может не получиться не в силу твоей бездарности или профнепригодности, а просто в силу того, что не сошлись на небе звезды. Случается так, что собралась замечательная творческая группа, а что-то не срастается. Нельзя в нашем деле предсказать удачу. Практически никогда. Другой случай, когда имеешь дело с нелюбимой ролью. У меня есть пара таких. Единственный выход — либо это полюбить и принять, либо сразу отказаться. Естественно, подписываясь на работу, нужно пытаться просчитать все «за» и «против». Скажем, мы не можем часто играть «Облом-оff» в силу занятости артистов в других театрах. Когда мы еще были никем и звать нас было никак, мы могли играть его по нескольку раз в месяц. Сейчас идет он редко, и для нас, и для театралов это целый праздник. Радостно, что спектакль, созданный несколько лет назад, все еще жив и играется с удовольствием. Потому что рядом — люди одной с тобой группы крови. — К вопросу от «Облом-off»: как-то вы сказали, что у спектакля открылось «третье дыхание». А оно отличается, скажем, от второго? — Конечно. Что касается лично меня, то, когда мы репетировали, у меня была задача сыграть эту роль. Когда все получилось и пошел поток положительных оценок, первый этап закончился. Я стал думать: вот я сыграл то, что хотел, а что дальше? Потом открылось «второе дыхание». Сейчас вот — третье, основанное на моем постепенном взрослении. Конечно, любую боль в роли надо искать через себя, это мое убеждение. Хотя про это нам, своим ученикам, говорила еще в Школе-студии МХАТа наш мастер Алла Покровская. И, репетируя собственный спектакль как режиссер, я осознавал, что только так и надо работать. — «Скользящая Люче» сразу стала модным проектом. — Я не понимаю этого… — А все-таки почему так получилось? Почему такой шум вокруг? — С одной стороны, мне это приятно, с другой — у меня нет сил и времени это осознать. После Обломова у меня был год обдумать — почему так получилось и как дальше жить? А тут я так устал после премьеры, что мне все равно. Когда мы репетировали, я знал, что спектакль не мог не получиться. Для меня это была не просто проба себя в режиссуре, а принципиальный личностный ход вперед.После «Облом-оff» случилось несколько ролей, которые были в разной степени для меня важны — и «Люсьет Готье», и «Половое покрытие», и «Свадебное путешествие». А потом опять наступила тишина. И тут я понял, что снова необходимо все взять в свои руки. Я не перестаю удивляться и восхищаться Мишей Угаровым, который находит в себе силы и пьесы писать, и спектакли ставить, и заниматься Театром.doc, и кино снимать. Почему нельзя позволить себе творить в разных пространствах?Актерство в театре — это полуответственность, а в кино — вообще безответственность. Театральная режиссура — это ответственность за все. Для меня было важно именно это: я хочу за все отвечать. — А если бы действительно не получилось? — Миша Угаров правильно говорит: «Ну что с меня взять, я же не режиссер!» И я тоже — лишь актер, пробующий себя в режиссуре. Мне было важно сделать. К тому же, когда ты живешь только этим, не может не получиться. Да и мне было на кого равняться. Я работал с прекрасными режиссерами: и со Стуруа, и с Мирзоевым, Мокеевым, Морфовым, Козаком, Угаровым — огромный блестящий список. Их модели театра я мог сублимировать и сделать из этого нечто свое. Мне всегда было важно, как режиссер со мной общается и как он делает спектакль. Важно сопрягаться с личностью режиссера, важно, чтобы режиссер был другом, а не тираном. — А вдруг вам захочется поставить еще спектакль? Опять будет ощущение «сроднения» с артистами? — А как же иначе? Когда мы работали, я много показывал именно как режиссер, проживая все на двести процентов, а они видели и понимали, что это все реально сыграть. Я часто плачу на этом спектакле, и не потому, что я - сентиментальный человек. Просто порой мои актеры настолько точны, что это пробивает мою защиту. Причем пьеса Лауры-Синтии Черняускайте — не мелодрама, а достаточно серьезная история. И что плохого в том, что она и сентиментальная? Если вдуматься — вся наша жизнь состоит из сантиментов. А для русских зрителей это вообще очень важно — почувствовать сердечный отклик от увиденного на сцене. — Но почему именно «Люче»? Ведь если вы хотели рассказать человеческую историю, то можно было выбрать более качественную драматургию. — Мне-то кажется, что мы сделали гораздо меньше, чем заложено в этой пьесе. Когда ругают пьесу и хвалят спектакль — я не понимаю этого… Как из плохой литературы может получиться хороший спектакль? Это нонсенс.На самом деле я очень много искал. Дебютировать классикой мне было совсем неинтересно. К тому же в бесконечных постановках классики мне видится эдакое «вот я наконец понял, как это должно быть»… Все уже давно поставлено! Не надо мне сыпать трактовками! Для меня была важна сама история, история про людей. Мне посоветовали «Люче». И она меня «зацепила». Все люди проходили через расставание. Вот и я нашел в «Люче» моменты моей собственной жизни. — Вернемся к актерским радостям. Вы довольно много работаете с современной пьесой, но были у вас и классические роли. Существует ли здесь разница в работе над ролями? — Есть язык поколения, который определяет. Скажем, у Оскараса Коршуноваса, с которым я работал сейчас над «Смертью Тарелкина», получается удивительно современный спектакль. Текст Сухово-Кобылина звучит так, будто его автор наш современник. А спектакли Володи Мирзоева? Тот же «Хлестаков», ставший культовым в силу того, что Гоголь зазвучал по-новому? Режиссерское поколение сегодняшних тридцатилетних имеет право на свой язык. К сожалению, сегодня есть разница: классический текст преподносят через «как», а современный — через «что». А уже процесс производства вытекает из истории. Отсюда выстраивается способ твоего актерского существования; многое зависит от того, насколько ты коммуникабельный человек и можешь подстроиться под разные системы координат. — Мне кажется, что у вас очень непростые отношения с самим собой. — У кого же они простые? У любого человека есть выбор — доверять себе или не доверять. Это самая большая проблема творческого человека в принципе. Вот сейчас я пришел к тому, что я себе доверяю.